Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа
Цель данной работы сделать общий обзор налогового планирования, рассмотреть основные принципы организации налогового планирования.
Объектом исследования является налоговое планирование на уровне государства и налоговое планирование на уровне налогоплательщика.
Предметом исследования является методы, принципы и стадии налогового планирования.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика налогового планирования……………………………….5
1.1 Налоговое планирование на уровне государства…………………………...13
1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика…………………..17
2. Принципы и классификация налогового планирования………………………..24
3. Стадии налогово планирования…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..38
3. цена сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами);
4. отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у юридических лиц);
5. специальные налоговые режимы и особые системы налогообложения (например, единый налог на вмененный доход);
6. льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями;
7. элементы бухгалтерского учета и учетная политика в целях налогообложения (например, оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство);
Как правило, НП представляет собой комплекс мер, направленных на уменьшение налоговой нагрузки. Данные меры подразделяются на долгосрочные (перспективные) и текущие.
Перспективное налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые будут уменьшать его налоговые обязательства в течение длительного периода времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. К элементам данного вида планирования в первую очередь можно отнести:
Перспективное налоговое планирование подразумевает составление предположительной оценки поступления налогов при условии следования выбранной концепции налогообложения на средне- и долгосрочную перспективу: среднесрочное (сроком от 1 года до 3 лет) и долгосрочное планирование (свыше 3 лет).
Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает в себя расчет объемов налоговых поступлений территории исходя из показателей, характеризующих темпы роста экономики региона, состояния его экономического потенциала, эффективности использования территориальной собственности, потребности регионов в дополнительных ресурсах. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о том, насколько будут реализованы поставленные фискальные задачи при условии сохранения ориентиров действующей налоговой политики в будущем. При осуществлении перспективного налогового планирования закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.
Перспективное планирование значительно отличается от текущего планирования. Текущее планирование служит основой для составления проектов соответствующих бюджетов на один год. При этом детально анализируются и определяются размеры налоговых поступлений как по всей совокупности налогов, так и по отдельным их видам. В перспективном планировании, как правило, нет деления по видам налогов, оно охватывает всю их совокупность.
Перспективное налоговое планирование в России пока не получило достаточного развития, во многом это связано с объективными условиями и ограничениями (неустойчивость экономических процессов, недостаточная надежность макроэкономического прогнозирования, частое изменение налогового законодательства, зависимость бюджетных доходов от внешнеэкономических факторов и т. п.).
Процесс налогового планирования не является механическим определением размера предстоящих налоговых поступлений в бюджетные фонды соответствующих органов власти. Это процесс выявления и мобилизации имеющихся в экономике страны резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу. Планирование налоговых поступлений требует серьезного анализа происходящих в стране и регионах социальных, политических и экономических процессов, перспектив и тенденций их развития, а также глубоких познаний в области налогового законодательства.
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом отметим, что элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный характер). К числу последних можно, например, отнести:
Под текущим налоговым планированием в данном случае понимается оценка налоговых поступлений бюджетов всех уровней в расчете на год, при этом целесообразно разделять процесс текущего налогового планирования на краткосрочное(сроком до года) и оперативное(месяц, квартал) планирование.
Краткосрочное планирование предполагает формирование проекта налоговых доходов бюджета на очередной год. Данное планирование осуществляется на основе прогнозируемых параметров социально – экономического развития страны и регионов. Разработка этих показателей не является прерогативой налоговых органов, они лишь оценивают их финансовую обеспеченность на основе расчетов ожидаемых налоговых поступлений как в целом, так и по отдельным видам налогов. Установленная величина налоговых доходов впоследствии законодательно утверждается в составе бюджета в целом. Однако в процессе исполнения бюджета возникает необходимость установления степени выполнения плановых заданий текущего периода, их напряженности, что осуществляется в рамках оперативного плaнuрованuя. Оперативное налоговое планирование призвано обеспечить с максимальной точностью прогноз поступления налогов и сборов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в разрезе экономической классификации, а также министерств, ведомств, территорий и государственных программ. Оперативное налоговое планирование реализуют как финансовые, так и налоговые органы. Следует заметить, что именно в процессе оперативного планирования обеспечивается и закладывается массив будущих предложений по совершенствованию налогового законодательства.
Для контроля заходом поступления налоговых платежей в бюджетные фонды разрабатываются квартальные, месячные и даже пятидневные налоговые планы, которые не изменяют показатели ранее составленного прогноза налоговых доходов бюджета, утвержденного в качестве закона, а лишь конкретизируют их, отражая во времени динамику налоговых платежей хозяйствующих субъектов. Таким образом, оперативное и краткосрочное налоговое планирование представляют собой две составляющие единого процесса текущего планирования, качество которого во многом предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.
Последовательность налогового планирования составляет единую линию управленческих действий на текущий период и на перспективу, так как разработка краткосрочных налоговых планов без тщательной проработки стратегии развития налоговой системы в целом может привести к разрыву между налоговыми заданиями и величиной реально поступающих в бюджетный фонд налоговых платежей. Возникает необходимость в осуществлении перспективного налогового планирования, основанного на результатах анализа отчетных данных об исполнении текущих налоговых обязательств.
Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности организации. Например, организации должны выбрать метод определения выручки для уплаты налога на прибьль, налога на добавленную стоимость и т.д. К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести анализ всех предоставляемых законодательством льгот по каждому налогу и рассмотрение возможности их использования, анализ всех возможных форм сделок в конкретных хозяйственных ситуациях, выбор наиболее рациональных форм размещения активов, использования прибьли и т.д.
Таким образом, текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Зачастую оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов (например, оспаривание незаконных или расширительно толкующих законодательство нормативных актов налоговых органов).