Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа
Цель данной работы сделать общий обзор налогового планирования, рассмотреть основные принципы организации налогового планирования.
Объектом исследования является налоговое планирование на уровне государства и налоговое планирование на уровне налогоплательщика.
Предметом исследования является методы, принципы и стадии налогового планирования.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика налогового планирования……………………………….5
1.1 Налоговое планирование на уровне государства…………………………...13
1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика…………………..17
2. Принципы и классификация налогового планирования………………………..24
3. Стадии налогово планирования…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..38
Таким образом, налоговое планирование
становится все более значимой функцией, которую
необходимо квалифицированно реализовывать
как на государственном уровне, так и на уровне каждого
налогоплательщика.
1.1 Налоговое планирование на уровне государства
Налоговое планирование
на уровне государства
представляет собой оценку перспектив
увеличения налоговой базы и поступлений
налогов и сборов в бюджетную систему
(федеральный, региональный и местный
бюджеты), осуществляемую на базе прогноза
социально – экономического развития
РФ и ее субъектов, с одновременной выроботкой
решений и разработкой мер, обеспечивающих
достижение этих перспектив. В свою очередь
исходный прогноз должен представлять
собой систему показателей и основных
параметров развития как по экономике
в целом, так и в отраслевом разрезе (рис.
1).
Прогноз экономического и социального развития страны (субъектов РФ)
Прогнозирование налоговой базы в РФ (регионах)
Планирование налоговых поступлений
В федеральный бюджет | В региональный бюджет | В местный
бюджет |
Во внебюджетные фонды |
Рис. 1. Последовательность планирования налоговых поступлений
Прогнозирование налоговой базы и планирование налоговых поступлений включают в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору с учетом динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выдающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д. Особое значение имеет анализ основных факторов, определяющих динамику налоговой базы и поступлений налогов в бюджетную систему. По мере совершенствования налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния субъективных факторов, а важнейшую роль, определяющую размеры налоговых доходов государства, начинают играть экономические факторы, воздействующие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и налогового потенциала в целом. Необходимо учитывать, что макроэкономические параметры и факторы влияют в большей степени на уровень налогового потенциала, в то время как возможность реализации этого потенциала, характеризуемая собираемостью налогов, в значительной степени определяется также развитостью общественных институтов, например налоговым самосознанием, налоговой дисциплиной, а нередко и политическими факторами.
Государственное налоговое планирование представляет собой деятельность государственных органов и местного самоуправления по определению общей суммы и структуры налоговых доходов бюджетов разных уровней. При этом принимаются решения о необходимости внесения изменений в налоговое законодательство, а также решения о сокрашении государственных расходов в тех случаях, когда возможности сбалансирования бюджета налоговыми методами на планируемый период исчерпаны. Кроме того, процесс налогового планирования позволяет совершенствовать контрольную работу налоговых органов, что также немаловажно.
Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Основной задачей государственного налогового планирования является установление научно - обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период.
Составление плана поступления налоговых платежей в бюджетный фонд не только дает возможность органам государственной власти заранее определять объемы имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, необходимых для покрытия государственных расходов, и назначать сроки бюджетных выплат. Благодаря тому, что системе налогообложения присущи индикативные свойства, государство имеет возможность осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сопоставление значений прогнозируемого и фактически поступившего объема налоговых платежей в бюджетный фонд позволяет делать выводы относительно состояния экономики. Сбои в процессе поступления налогов могут быть причиной серьезных недостатков в технике налогового администрирования, в реализации промышленной политики, в организации товарного обращения, функционировании денежно-кредитной сферы и в проведении социальной политики. Такого рода сигналы свидетельствуют о необходимости пересмотра методов налогового управления. В этом случае принимаются решения относительно изменения направлений налоговой политики, методических основ налогового производства и структуры и функций налоговой администрации.
Налоговое планирование является особым этапом бюджетного процесса, но в то же время оно сохраняет и признаки процесса планирования. Бюджетное и его составная часть - налоговое планирование регулируются бюджетным и налоговым законодательством, но косвенным образом эти процессы определяет и законодательство в области планирования и прогнозирования. В частности, Закон РФ от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» непосредственно влияет на разработку проектов бюджетов, регламентируя временные горизонты планирования и прогнозирования. Указанным законом предусматривается формирование системы прогнозов, которая предполагает три вида прогнозных работ: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное государственное прогнозирования.
Указанным законом предусматривается формирование системы прогнозов, которая предполагает три вида прогнозных работ: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное государственное прогнозирование.
Долгосрочные прогнозы разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Данные долгосрочного прогноза используются при разработке концепции социально-экономического развития, прогнозов и программ на среднесрочную перспективу, т. е. на период от трех до пяти лет при непременном условии внесения ежегодных корректив. Также составляются краткосрочные прогнозы с горизонтом планирования, равным одному году.
К числу базовых показателей, учитываемых при государственном налоговом планировании, относятся прирост (снижение) ВВП, чистый национальный продукт, национальный доход в целом по экономике и по отдельным отраслям, доходы населения, платежный баланс и т.д. Аналогичные показатели, но в региональном и муниципальном разрезах учитываются при налоговом планировании на соответствующем уровне.
В процессе налогового планирования государственные органы ориентированы на максимально высокий уровень налоговых поступлений, что связано с объективным увеличением функций государства и постоянно растущими потребностями его бюджета в реализации этих функций, а на региональном и муниципальном уровнях зачастую ориентируются на максимальный уровень налоговых поступлений, чтобы оставалась возможность получения дополнительных бюджетных трансфертов из центра. Не случайно поэтому особую актуальность приобретает проблема совершенствования налогового планирования и повышения объективности этого процесса на всех уровнях государственного управления.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс государственного налогового планирования не ограничивается рамками определения размера предстояших поступлений в соответствующие бюджеты, в идеале - это также активный процесс выявления и задействования имеющихся в экономике резервов, решения общегосударственных и отраслевых задач на ближайшее будущее и перспективу.
1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика
Налоговое планирование на уровне налогоплательщика представляет собой оценку перспектив уменьшения налоговой нагрузки, осуществляемую на основе вариативности организации его хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, для налогоплательщика налоговое планирование имеет своей основной целью снижение налоговых платежей. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводят к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена прежде всего на выявление таких способов «налоговой экономии».
Таким образом, налоговое планирование в зависимости от субъекта, осуществляющего его, имеет двойственный характер. С одной стороны, движущей силой налогового планирования для налогоплательщика является его стремление избежать или сократить сумму налоговых платежей в бюджет, а основной целью - минимизировать налоговые отчисления. С другой стороны, движущей силой налогового планирования для государства является его стремление не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну, а основной целью - максимизировать налоговые поступления в бюджет. Поиск оптимума в данных противоположных устремлениях это длительный процесс согласования интересов, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.