Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание

Цель данной работы сделать общий обзор налогового планирования, рассмотреть основные принципы организации налогового планирования.
Объектом исследования является налоговое планирование на уровне государства и налоговое планирование на уровне налогоплательщика.
Предметом исследования является методы, принципы и стадии налогового планирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика налогового планирования……………………………….5
1.1 Налоговое планирование на уровне государства…………………………...13
1.2 Налоговое планирование на уровне налогоплательщика…………………..17
2. Принципы и классификация налогового планирования………………………..24
3. Стадии налогово планирования…………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы……………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

  Вместе  с тем применение даже самых репрессивных мер по отношению к налогоплательщикам, стремящимся уменьшить свои налоговые платежи, не даст ожидаемого результата и, конечно же, не приведет к тому, что все они перестанут уклоняться от уплаты налогов и начнут их исправно платить. Решение данной проблемы должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства. В итоге все зависит от конкретных действий налогоплательщика в своем стремлении «сэкономить» на налогах и, в конце концов, от правовой оценки законности этих действий. Иными словами, речь идет об определении правовых границ дозволенного и недозволенного в сфере налогового планирования.

    Налоговое планирование налогоплaтeльщикoм - это совокупность налоговых действий, являющихся частью предпринимательской деятельнocrи и направленных на увеличение его финансовых ресурсов. Целью таких действий является регулиpование величины и структуры налоговой базы.

     Таким образом, если говорить о поиске оптимума в налоговом планировании, то основной целью планирования для налогоплательщика является выбор такой схемы налогообложения и условий хозяйствования, которые должны привести в конечном итоге к законному снижению его налоговых платежей в бюджет, а для государства - увеличение налоговой базы за счет вовлечения максимального числа экономических агентов в процесс налогообложения и создания условий для либерализации этого процесса.

     Таким образом, налоговое планирование налогоплательщиком - это совокупность законных целенаправленных действий, которые определяют его налоговую политику и позволяют избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные налоговые выплаты в бюджет.

    Налоговое планирование в конечном итоге воздействует на эффективность управленческих решений и должно обеспечивать своевременные расчеты с бюджетом в соответствии с действующим законодательством.

     Под принципами налогового планирования налогоплательщиком понимаются основные постулаты:

  • Законность. При осушествлении налогового планирования налогоплательшик обязан  соблюдать требования действующего законодательства;
  • Экономическая оправданность. Налоговое планирование в конечном итоге должно привести к снижению налоговых обязательств налогоплательщика;
  • Экономическая эффективность. Эффект от использования механизмов налогового планирования должен превышать затраты на их осуществление;
  • Оптимальность. Налоговое планирование должно рассматривать несколько вариантов действий налогоплательщика и выделить оптимальный;
  • Своевременность. Процедура планирования должна корректироваться в соответствии с изменениями действующего законодательства;

  В налоговом планировании на уровне налогоплательщика  можно выделить три основных этапа  –  стратегическое, перспективное  и оперативное:

     Основной задачей стратегического налогового планирования является определение основополагающих условий деятельности хозяйствующего субъекта как налогоплательщика, т.е. необходимо спланировать и реализовать ряд действий, которые должны обеспечить в дальнейщем снижение уровня налоговой нагрузки на субъект. Таким образом, стратегическое налоговое планирование носит долгосрочный характер и должно сформировать основные положения налоговой политики хозяйствующего субъекта.

  Сущность  стратегического налогового планирования налогоплательщиком заключается в том, что на любом этапе функционирования каждого хозяйствующего субъекта необходимо проводить оценку налоговых последствий при выборе того или иного варианта развития. На основе проведенного анализа альтернативных вариантов деятельности необходимо выбрать оптимальный, соответствующий реализации поставленных целей и решению поставленных задач. Необходимость применения инструментов стратегического налогового планирования прослеживается практически на любом этапе существования хозяйствующего субъекта, что видно из табл. 1.1

 

Таблица 1.1

Элементы  стратегического  планирования на различных этапах существования хозяйствующего субъекта

Этап  существования

хозяйствующего субъекта

Элементы  налогового

планирования

Задачи налогового

планирования

1. Создание хозяй-

щего  субъекта

Оцениваются альтерна-

тивные  варианты функ-

ционирования  хозяйст-

вующего субъекта (на-

пример, выбор вида дея-

тельности, структуры и т.п.)

Определение наиболее

выгодных  с точки зре-

ния налогообложения

условий деятельности

создаваемого  хозяйст-вующего субъекта

2. Хозяйственная дея-

тельность при функ-

ционировании

субъекта

Анализ сушествующих ус-

ловий деятельности су6ъ-

екта, составление информационной базы в области налогообложения

Создание  и подготов-

ка  базы для осушеств-

ления перспективного планирования

3. Изменение усло-

вий функционирова-

ния (реорганизация,

смена вида деятель-

ности, смена собственников и т.п.).

При кардинальных из-

менениях  условий дея-

тельности субъекта про-

водится анализ вводи-

мых изменений  и оце-

нивается  их эффектив-ность с точки зрения налоговых последствий

Выбор наиболее

оптимальных путей про-

водимых изменений с

точки зрения эконо-мической и налоговой эффективности

 

      Перспективное налоговое планирование необходимо проводить по следующим основным направлениям:

      1. Объединение по идентичным признакам налогов по группам, расчет, анализ и управление налогооблагаемыми базами по этим группам, составление на этой основе среднесрочных и краткосрочных планов налоговых платежей. За базу для объединение налоговых платежей по различным группам можно принять следующие показатели: объем выручки от реализованной продукции; стоимость имущества или его части; фонд оплаты труда; финансовый результат от деятельности.

     2. Анализ состава налоговых баз в разрезе отдельных налогов, целью которого является регулирование величин элементов, входящих в налоговые базы, что в конечном  итоге должно повлиять на размер налоговых платежей. По результатам проденного анализа разрабатываются рекомендации и предлагаются оптимальные варианты налогового и бугалтерского учета.

    3. Составление налогового календаря, основные задачи которого можно сформулировать следующим образом:

Планирование  сумм уплаты налогов по конкретным датам на основании действующего законодательства с их своевременным  уточнением;

Контроль  своевременности перечислений налоговых  платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

     4. Составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений.

     Следующим этапом является оперативное налоговое планирование. Его можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе текущего функционирования хозяйствующего субъекта, направленных на регулирование  уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование основывается на условиях и выводах, определенных на  предшествующих этапах стратегического и перспективного планирования.

     Оперативное налоговое планирование должно осуществляться по текущим хозяйственным и финансовым операциям, начиная от стадии заключения договоров с контрагентами и заканчивая тражениями операций в бухгалтерском учете, регистрах налогового учета. В разработке этих документов должны учавствовать одновременно производственные, юридические, финансовые службы хозяйствующего субъекта.

     После проведения стратегического, перспективного и текущего налогового планирования необходимо провести оценку его эффективности, Т.е. сравнить полученные результаты с запланированными. Можно выделить несколько элементов данного этапа:

  • сравнение фактически полученных показателей с их с запланированной величиной, определение уровня наблюдаемых отклонений, анализ причин их возникновения, определение точности налогового планирования (т.е. уровня максимально возможных отклонений фактических величин от плановых);
  • определение эффективности налогового планирования путем разработки системы целевых показателей, позволяющих произвести ее оценку;
  • в случае необходимости внесение изменений в действующую систему налогового планирования хозяйствующего субъекта, а также выявление и отказ от нерезультативных методов и разработка новых.

  При подведении итогов планирования производится сравнение плановых и фактических показателей величин налоговых платежей. При выявлении отклонений необходимо проанализировать причины их возникновения. Все эти причины по отношению к хозяйствующему субъекту можно разбить на две группы: внешние и внутренние.

  Внешние причины, как правило, не зависят от самого хозяйствующего субъекта, они объективны по отношению к хозяйствующему субъекту (например, изменение политической и экономической ситуации в стране; изменение налогового законодательства; действия партнеров «контрагетов»).

  В свою очередь, внутренние причины отклонений возникают внутри самого хозяйствующего субъекта, например необходимость принятия незапланированного решения или отказ от ранее предусмотренного. В этом случае основной задачей налогового планирования является сведение до минимума незапланированных с точки зрения налогообложения решений, оперативный анализ изменений и корректировка плана.

Информация о работе Налоговое планирование