Оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия на примере ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 Мая»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание

В связи с актуальностью темы, целью работы является проведение общей оценки и прогнозирования финансового состояния, определение путей повышения устойчивости ОАО «Кировский машзавод 1 Мая». Оценка будет дана не только с количественной стороны, но и с аналитической точки зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Нормативно-правовые и теоретические основы оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия……………………………………………7

1.1 Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния

предприятия……………………………………………………………………….7

1.2 Методика оценки финансового состояния предприятия…………………10

1.3 Методика прогнозирования финансового состояния предприятия……...11

2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»………………………………………………………………...16

3 Оценка и анализ финансового состояния ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»………………………………………………………………………………28

3.1 Оценка финансового состояния предприятия…………………………….28

3.1.1 Оценка финансовой устойчивости предприятия………………………..28

3.1.2 Оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия…...35

3.2 Оценка деловой активности предприятия…………………………………39

3.3 Оценка вероятности банкротства…………………………………………..44

4 Прогнозирование финансового состояния предприятия. Мероприятия по совершенствованию оценки и прогнозирования………………………………49

Заключение……………………………………………………………………….58

Список литературы………………………………………………………………60

Приложения……………………………………………………………………...62

Работа состоит из  1 файл

Фин менеджмент.doc

— 451.50 Кб (Скачать документ)

     Целью анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить ФСП, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ ФСП показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в ФСП. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения ФСП в конкретный период его деятельности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения ФСП и его платежеспособности. Для оценки устойчивости ФСП используется целая система показателей, характеризующих изменения:

  • структуры капитала предприятия по его размещению к источникам образования;
  • эффективности и интенсивности его использования;
  • платежеспособности и кредитоспособности предприятия;
  • запаса его финансовой устойчивости.

     Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер, а, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отношений с ним. Анализ ФСП основывается главным образом на относительных показателях, т.к. абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

  • общепринятыми “нормами” для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
  • аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
  • аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения ФСП.

     Анализом ФСП занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ подразделяется на:

  • Внутренний, который проводится службами предприятия и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Цель такого анализа заключается в установлении планомерного поступления денежных средств и размещении собственных и заемных средств таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимальной прибыли и исключение банкротства.
  • Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основании публикуемой отчетности. Цель такого анализа заключается в установлении возможности выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимальную прибыль и исключить риск потери.

     Основными источниками информации для анализа ФСП служат отчетный бухгалтерский баланс (форма №1) , отчет о прибылях и убытках (форма №2) , отчет о движении капитала (форма №3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса [5] 

1.2 Методика  оценки финансового состояния  предприятия 

     Для проведения анализа и оценки финансового состояния предприятия используются определенные подходы, методы и инструменты.

     Наиболее простым является метод сравнения, когда финансовые показатели отчетного периода сопоставляются либо с плановыми, или же с соответствующими данными за предыдущее время (базисными).

     Следующий метод – группировки. В этом случае анализируемые показатели систематизируются и сводятся в таблицы. Такой подход дает возможность проведения аналитических расчетов, выявления тенденций и факторов, влияющих на изменение показателей финансового состояния.

     Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные данные остаются неизменными. Такой подход позволяет определить влияние отдельных факторов на итоговый финансовый результат [11].

     В качестве инструментария для анализа финансового состояния широко используются различного рода коэффициенты. Это относительные показатели, которые выражают отношения одних абсолютных величин к другим. Финансовые коэффициенты применяются не только для оценки состояния отдельных финансовых показателей, но и для выявления их динамики, тенденций, сравнения с нормативными значениями.

     Анализ финансового состояния предприятия основан на использовании определенных алгоритмов и математических зависимостей. Только четкая последовательность осуществления анализа, строгость расчетов обеспечивают правильность прогнозов и оценки проводимой аналитической работы по изучению финансовой деятельности предприятия [19]. 

    1.   Методика прогнозирования финансового состояния предприятия
 

     В экономически развитых странах все большее распространение получает использование формализованных моделей управления финансами. Степень формализации находится в прямой зависимости от размеров предприятия: чем крупнее фирма, тем в большей степени ее руководство может и должно использовать формализованные подходы в финансовой политике. В западной научной литературе отмечается, что около 50% крупных фирм и около 18% мелких и средних фирм предпочитает ориентироваться на формализованные количественные методы в управлении финансовыми ресурсами и анализе финансового состояния предприятия. Ниже приведена классификация именно количественных методов прогнозирования финансового состояния предприятия [9].

     Исходным пунктом любого из методов является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем.

     Перечень прогнозируемых показателей может ощутимо варьировать. Этот набор величин можно принять в качестве первого критерия для классификации методов. Итак, по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

  • Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т. д.
  • Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей.

     На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т. д.

     Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему [14].

     В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы:

  • Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.

     Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

     Стохастические методы можно разделить на три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.

     Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.

     Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.

     Третья ситуация - наличие пространственно-временной совокупности - имеет место в том случае, когда: а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.

  • Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала [7].

     Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

     Здесь нельзя не упомянуть об еще одной группе методов, основанных на построении динамических имитационных моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д.  

     Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений. Однако эти методы не являются предметом настоящей работы, поскольку должны иметь под собой гораздо более широкое информационное обеспечение, чем бухгалтерская отчетность предприятия, что делает невозможным их применение внешними аналитиками.

     Формализованные модели прогнозирования финансового состояния предприятия подвергаются критике по двум основным моментам: (а) в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше; (б) любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими показателями. На самом деле оба эти тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают аналитику на существующие ограничения любого метода прогнозирования, о которых необходимо помнить при использовании результатов прогноза [13].

2  Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Кировский  машзавод 1 Мая» 

     Акционерное общество «Кировский машзавод 1 Мая» (далее – «Общество») является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании законодательства Российской Федерации.

     Полное фирменное наименование  Общества на русском языке  – Открытое акционерное общество  «Кировский машзавод 1 Мая». Сокращенное  фирменное наименование Общества на русском языке – ОАО «КМЗ 1 Мая». Полное фирменное наименование Общества на английском языке – Joint Stock Company «Kirovski mashzavod 1 Maya». Сокращенное фирменное наименование Общества на английском языке – JSC «KMZ 1 Maya».

Информация о работе Оценка и прогнозирование финансового состояния предприятия на примере ОАО «Кировский машиностроительный завод 1 Мая»