Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса).
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи курсовой работы:
* рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
* проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия (бизнеса) на примере Открытого Акционерного Общества «Гран» (далее ОАО «Гран»);
* произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере ОАО «Гран»;
* обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки предприятия (бизнеса) 5
1.1. Доходный подход 5
1.2. Затратный подход 9
1.3. Сравнительный подход 13
Глава 2. Характеристика и финансовый анализ ОАО «Гран» 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ внешней среды предприятия 20
2.3. Финансовый анализ предприятия 23
Глава 3. Оценка стоимости ОАО «Гран» 32
3.1. Затратный подход 32
3.2. Доходный подход 33
3.3. Заключительная оценка стоимости предприятия 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«Марийский государственный университет»
Институт
экономики, управления и финансов
Кафедра организации и управления в АПК
Специальность 080503.65
Антикризисное
управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»
на тему: «Оценка стоимости «ОАО «Гран»
г.
Волжск, Республики Марий Эл»
Выполнил: студ. ИЭУиФ гр. АН-51
Проверил: к.э.н, Халтурина Е.Н.
Дата проверки _______________
Дата защиты ________________
Оценка
_____ _______________
Йошкар-Ола
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
С. | |
Введение | 3 |
Глава
1. Теоретические и |
5 |
1.1. Доходный подход | 5 |
1.2. Затратный подход | 9 |
1.3. Сравнительный подход | 13 |
Глава 2. Характеристика и финансовый анализ ОАО «Гран» | 17 |
2.1. Общая характеристика предприятия | 17 |
2.2. Анализ внешней среды предприятия | 20 |
2.3. Финансовый анализ предприятия | 23 |
Глава 3. Оценка стоимости ОАО «Гран» | 32 |
3.1. Затратный подход | 32 |
3.2. Доходный подход | 33 |
3.3. Заключительная оценка стоимости предприятия | 37 |
Заключение | 38 |
Список использованной литературы | 40 |
Приложение | 42 |
Процессы, происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория – «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
Оценка
стоимости предприятия –
Оценка
стоимости предприятий
Процесс оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки их стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечит бизнесу максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену.
Объектом оценки является стоимость действующего функционирующего предприятия (бизнеса). Предметом исследования работы – оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях. Предметом оценки является стоимость бизнеса, под которой понимается сумма денежных средств, которую наиболее вероятно гипотетический покупатель заплатит за оцениваемый объект при совершении сделки купли-продажи.
Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса).
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи курсовой работы:
Структура настоящей работы имеет следующий вид: введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Первая глава является теоретической и представляет собой раскрытие темы оценки предприятия (бизнеса).
Во второй главе представлены общая характеристика выбранного объекта исследование и анализ деятельности и финансового состояния ОАО «Гран» за анализируемый период.
В третьей главе представлена оценка стоимости ОАО «Гран» затратным и доходным подходами.
В приложении к курсовой работе приведена бухгалтерская отчетность ОАО «Гран», использованная при написании работы, а точнее форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007, 2008 и 2009 года.
1.
Теоретические и
методологические
основы оценки
предприятия (бизнеса)
В практике операций с оценкой предприятия встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка.
В
основном различают три метода определения
стоимости предприятия: затратный,
сравнительный и доходный. При этом, если
на рынке обращаются десятки или сотни
однородных объектов, целесообразно применение
сравнительного метода. Для оценки сложных
и уникальных объектов предпочтительнее
затратный метод. Каждый из трех названных
подходов предполагает использование
в работе присущих ему методов.
1.1.
Доходный подход
Доходный подход – это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимости предприятия (бизнеса), доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг, в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов в стоимость. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания. Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости объекта, полученной другими подходами. [22, с.108]
Определение рыночной стоимости предприятия (бизнеса) с позиции доходного подхода основано на предположении - что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес больше, чем текущая стоимость будущих доходов, получаемых в результате его функционирования (иными словами, покупатель приобретает право получения будущих доходов от владения предприятием). Аналогичным образом, собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Считается, что в результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих доходов. [17, с. 91]
Подход с точки зрения дохода – это процедура оценки стоимости предприятия, исходя из того что стоимость бизнеса непосредственно связана с текущей стоимостью будущих чистых доходов, которые принесет этот бизнес. Текущая стоимость суммы будущих доходов служит ориентиром того, сколь много готов заплатить за оцениваемое предприятие потенциальный инвестор.
Ожидаемые доходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют только денежное выражение. В зависимости от характера оцениваемого предприятия (бизнеса), доли акционеров в его капитале или ценных бумаг, а также других факторов ожидаемые доходы могут быть достаточно точно выражены через такие показатели, как чистый денежный поток, дивиденды, различные формы прибыли. Ожидаемые доходы должны оцениваться исходя из таких характеристик, как природа данного предприятия (бизнеса); структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий, взятые в ретроспективе; перспективы развития данного предприятия и отраслей, с которыми оно связано, а также других экономических факторов. [9]
Пересчет ожидаемых доходов в стоимость предприятия осуществляется с помощью процедур, которые позволяют учесть ожидаемые темпы роста, время и периодичность получения доходов, степень риска получения доходов в планируемое время и в ожидаемом объеме, а также стоимость денег во времени. При пересчете ожидаемых доходов в стоимость, обычно требуется определить величину коэффициента капитализации или ставки дисконтирования. При определении соответствующей ставки необходимо учитывать действие таких факторов, как уровень ставки банковского процента, ставки дохода для аналогичных предприятий согласно ожиданиям инвесторов, а также характеристики риска, связанного с получением ожидаемых доходов.
При
использовании методов
Данный подход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий, которые после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать). Применительно к действующему предприятию данный метод предполагает рассмотрение результатов прогнозирования деятельности данного предприятия в соответствии с доступными ему технологиями выпуска продукции (выполнения работ, услуг).
В рамках доходного подхода к оценке бизнеса традиционно выделяют два основных метода (или две группы методов, в зависимости от степени детализации): методы, основанные на пересчете будущих ежегодных доходов компании в текущую стоимость (методы дисконтирования доходов); методы, базирующиеся на средней величине дохода (методы капитализации доходов).
В
качестве дохода в оценке бизнеса
могут выступать прибыль
Метод
дисконтирования денежных потоков
может быть использован для оценки
любого предприятия. По отзывам западных
специалистов, в 90% случаев применения
доходного подхода для оценки
средних и крупных предприятий
применяется именно этот метод. Данный
метод является самым трудоемким
и дорогим, но в существующих российских
условиях самым корректным. Преимущество
дисконтирования денежного