Оценка стоимости ОАО «Гран»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование основных теоретических и практических аспектов оценки стоимости предприятия (бизнеса).
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи курсовой работы:
* рассмотреть теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
* проанализировать деятельность и перспективы развития предприятия (бизнеса) на примере Открытого Акционерного Общества «Гран» (далее ОАО «Гран»);
* произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере ОАО «Гран»;
* обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы оценки предприятия (бизнеса) 5
1.1. Доходный подход 5
1.2. Затратный подход 9
1.3. Сравнительный подход 13
Глава 2. Характеристика и финансовый анализ ОАО «Гран» 17
2.1. Общая характеристика предприятия 17
2.2. Анализ внешней среды предприятия 20
2.3. Финансовый анализ предприятия 23
Глава 3. Оценка стоимости ОАО «Гран» 32
3.1. Затратный подход 32
3.2. Доходный подход 33
3.3. Заключительная оценка стоимости предприятия 37
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 145.92 Кб (Скачать документ)

     Методы  дисконтирования доходов предполагают составление четкого прогноза динамики развития предприятия, как правило, на ближайшие 3-7 лет, то есть вплоть до момента, когда колебаниями в  темпах роста можно пренебречь. Все  спрогнозированные доходы затем  дисконтируются, то есть их будущая  величина приводиться к стоимости  этих денег на дату оценки. Таким  образом, основные задачи при использовании  методов дисконтирования состоят в следующем:

  а) правильно спрогнозировать будущие  доходы предприятия;

  б) учесть возможные факторы риска  в ставке дисконтирования.

     Метод дисконтированных денежных потоков  используется тогда, когда можно  обоснованно прогнозировать будущие  денежные потоки, эти потоки будут  существенно отличаться от текущих, ожидается, что денежный поток в  последний год прогнозного периода  будет значительной положительной  величиной. Другими словами, метод более применим к приносящим доход предприятиям, имеющим нестабильные потоки доходов и расходов. [8, с. 85]

     Отличительной особенностью и главным достоинством данного метода является то, что  он позволяет учесть несистематические  изменения потока доходов, которые  нельзя описать какой либо математической моделью. Данное обстоятельство делает привлекательным использование метода дисконтированных денежных потоков в российских условиях, характеризующихся сильной изменчивостью цен на продукцию, сырье, материалы, существенным образом влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса. Еще одним аргументом, выступающим в пользу применения указанного метода, является наличие информации, позволяющей обосновать модель доходов и расходов в прогнозный период (финансовая отчетность предприятия, данные исследования рынка, ретроспективный анализ оцениваемого предприятия, позволяющий выявить тенденцию его развития, дать рекомендации по стратегии дальнейшего развития, которые являются неотъемлемой частью DCF-анализа).

     Численной мерой инвестиционного риска, в  модели расчета методом дисконтирования, является ставка дисконтирования. Как  известно, стоимость денежной единицы  с течением времени уменьшается, то есть для получения достоверной  оценки необходимо привести будущие  денежные потоки к эквивалентной текущей стоимости. И, наконец, по прошествии прогнозного периода бизнес способен еще приносить доход и поэтому обладает еще и некоторой остаточной стоимостью. Сумма текущей стоимости денежных потоков в прогнозный период и текущего значения остаточной стоимости и будет равна рыночной стоимости оцениваемого предприятия (бизнеса). [19, с. 166]

     В отличие от метода дисконтирования, метод капитализации предполагает, что в будущем все доходы предприятия будут либо одного размера, либо будут иметь постоянную величину среднегодовых темпов роста. Подобный подход, в определенной степени более прост, поскольку не требуется составления средне- и долгосрочных прогнозов доходов. Однако время метода, основанного на капитализации дохода, придет несколько позже: когда наступит этап стабильного развития страны. На сегодняшний день применение капитализации в оценке бизнеса ограничено кругом крупнейших российских предприятий с относительно стабильными доходами, находящихся на стадии зрелости своего жизненного цикла, рынок сбыта которых устоялся и не претерпит значительных изменений в долгосрочной временной перспективе. 

1.2. Затратный подход 

     Затратный подход к оценке бизнеса рассматривает  стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек (по сути рассчитывается размер затрат на создание оцениваемого предприятия в его текущем состоянии и в рыночной среде, или выручка от реализации имеющихся активов). [13, с. 35]

     Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земельных участков, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

     Затратный подход к оценке стоимости предприятия  основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их реальной стоимости.

     В результате возникает необходимость  проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка рыночной (или иной) стоимости каждого актива баланса предприятия отдельно, затем определяется рыночная (или иная) стоимость обязательств. После этого, из скорректированной стоимости активов вычитается стоимость обязательств, в результате чего образуется рыночная стоимость собственного капитала предприятия. Для проведения таких расчетов используются данные баланса предприятия на дату оценки (либо на последнюю отчетную дату), статьи которого корректируются с учетом рыночной (или иной) стоимости его активов и пассивов.

     Затратный подход представлен двумя основными  методами: методом чистых активов  и методом ликвидационной стоимости. Конкретная реализация затратного подхода зависит от состояния предприятия, а именно, является ли оно действующим и перспективным или находится в состоянии упадка, при котором наиболее целесообразна раздельная распродажа активов. [16]

     Метод стоимости чистых активов основан  на анализе активов предприятия, использование данного метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании, обладающей значительными материальными и финансовыми активами. Основной особенностью метода является то, что активы и обязательства предприятия оцениваются по рыночной или иной стоимости.

     Обычно  метод накопления активов (такое  название представляется оценщикам  в большей мере отражающим экономический  смысл такой расчетной модели) используется в следующих случаях: предприятие обладает значительными материальными активами; есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются; ожидается, что предприятие будет по-прежнему действующим; у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет реальной возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки в будущем; предприятие довольно сильно зависит от контрактов или вообще отсутствует постоянная предсказуемая клиентура; значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.). [22, с. 154]

     При этом в рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнеса предприятия в процессе реструктуризации, отдельные объекты (нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, здания, машины, оборудование) могут оцениваться также с использованием доходного и сравнительного подхода. Процедура такой оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определение рыночной стоимости всех активов предприятия → определение величины обязательств предприятия → расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств.

     Второй  метод – метод ликвидационной стоимости – применяется тогда, когда предприятие находится  в процессе банкротства, либо есть серьезные  сомнения в способности предприятия  оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход. Особенность данного метода – тот факт, что на величину рассчитываемой стоимости предприятия значительное влияние оказывает вынужденность продажи, и в этом случае идет речь о продаже предприятия по частям. Это приводит к тому, что ликвидационная стоимость предприятия оказывается существенно ниже рыночной. Расчет ликвидационной стоимости бизнеса осуществляется следующим образом: [11]

     1. Анализируется ряд статистических  и бухгалтерских документов, к  которым относятся: бухгалтерские  отчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточный ликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексного финансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств на покрытие всей задолженности.

     2. Формируется оцениваемая масса  имущества предприятия. Отдельно  рассматриваются следующие группы  активов предприятия: наиболее  ликвидные (оборотные активы), менее ликвидные (необоротные активы).

     3. Формируется сумма общей задолженности  предприятия.

     4. Разрабатывается календарный график  ликвидации предприятия. При этом  необходимо учитывать, что продажа  различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно- материальных запасов) требует различных временных периодов исходя из степени ликвидности конкретных активов и требуемого уровня экспозиции на рынке.

     5. Обосновываются размеры затрат. Выделяются: затраты, связанные с  ликвидацией, и затраты, связанные  с владением активы до их  реализации. К числу затрат, связанных  с ликвидацией, в первую очередь  относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат, связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрану объектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершения его ликвидации и т.п.

     6. Оценивается реализуемое имущество  предприятия. Оценка имущества, подлежащего реализации, осуществляется с помощью использования всех подходов оценки. Причем в практике более часто используемым подходом для оценки объектов недвижимости является сравнительный подход.

     7. Определяется ставка дисконтирования  с учетом планируемого срока  реализации. Причем ставка дисконтирования  может устанавливаться для каждого вида оцениваемого актива индивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) и риска возможной «непродажи».

     8. Строится график реализации имущества,  определяется совокупная выручка  от реализации текущих, материальных  и нематериальных активов.

     9. По итогам реализации погашается  накопленная сумма текущей задолженности за период ликвидации и осуществляются выплаты по обязательствам. При этом требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной положениями ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

     10. Конечным действием является  оценка ликвидационной стоимости  предприятия (бизнеса), приходящейся  на долю собственников (акционеров).

     Теория  оценки содержит следующее положение: ликвидационная стоимость (выручка  от ликвидации предприятия после  удовлетворения всех требований кредиторов из средств, полученных от продажи его  активов) является абсолютной нижней границей рыночной стоимости предприятия. 
 
 
 

1.3. Сравнительный подход 

    Сравнительный подход к определению оценки стоимости  предприятия (бизнеса) предполагает, что  ценность собственного капитала предприятия  определяется той суммой, за которую  оно может быть продано при  наличии достаточно сформированного  рынка. Другими словами, наиболее вероятной  ценой стоимости оцениваемого бизнеса  может быть реальная цена продажи  сходного (аналогичного) предприятия, зафиксированная рынком. [13, с. 77]

    Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей объективность его применения, являются следующие базовые положения.

    Во-первых, эксперт-оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого  финансового рынка фактическая  цена купли-продажи предприятия  в целом или одной акции  наиболее интегрально учитывает  многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести, прежде всего, соотношение спроса и предложения на данный бизнес, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку. [6]

    Во-вторых, сравнительный подход базируется в  основном на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в какие-либо акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

Информация о работе Оценка стоимости ОАО «Гран»