Оптимизация кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - провести анализ кредиторской задолженности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сущности кредиторской задолженности и методы управления ею.
2. Провести анализ экономического положения ОАО «НК Альянс».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления кредиторской задолженностью………………………5
1.1. Сущность кредиторской задолженности…………………………………………………..5
1.2. Виды кредиторской задолженности………………………………………………………..8
1.3 Основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью………………..10
1.4 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации……………………………………………………………………………………..14
2. Анализ и управление кредиторской задолженностью на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»…………………………………………………………………...20
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»……………………………………………………………20
2.2. Анализ использования заемных средств на основе данных ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов» путем расчета эффекта финансового рычага………………...25
3. Оптимизация кредитных отношений……………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Оптимизация кредитных отношений.docx

— 242.66 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

1.2  Виды  кредиторской задолженности

 

 

Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заёмного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует  в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом. Классификация финансовых обязательств, представлена на рисунке 1.1.

 

 






 


 





 






 

Рисунок 1.1 - Классификация финансовых обязательств.

 

 

В процессе развития предприятия по мере погашения  его финансовых обязательств возникает  потребность в привлечении новых  заемных средств. Источники и  формы привлечения заемных средств  предприятием весьма многообразны. Классификация  привлекаемых предприятием заемных  средств по основным признакам приведена  на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 - Классификация привлекаемых предприятием заемных средств.

Роль  кредитных ресурсов в условиях отсутствия или нехватки собственных средств  была и остается сейчас довольно высокой. Заемные средства могут предоставляться  как коммерческими банками (украинские, иностранные, международные типа ЕБРР и МБРР), так и небанковскими структурами (финансовые и страховые компании, фонды и др.)

 

 

1.3 Сущность и основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью

 

 

 Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Для того, чтобы отношения  с кредиторами максимально соответствовали  целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала.

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы  это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей  хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение  в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет  значения, какими капиталами оперирует  бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в  различиях стоимости этих двух категорий  капитала. Кредиторы (будь-то банки  или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При  этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как  вложения производятся в надежде  получить прибыль, выше той, которую  платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического  развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения  следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения  конкурентоспособности - которые, в  конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после  использования всех собственных  источников финансирования (собственный  капитал и прибыль - наиболее дешевые  ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования  заемного капитала необходимо считать  его стоимость, которая должна позволять  сохранить рентабельность бизнеса  на достаточном уровне.

Следующим этапом в ходе разработки политики использования  кредитных ресурсов является определение  наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных  возможностей привлечения заемных  средств:

1) средства инвесторов (расширение  уставного фонда, совместный бизнес);

2) банковский или финансовый  кредит (в том числе выпуск  облигаций);

3) товарный кредит (отсрочка  оплаты поставщикам);

4) использование собственного "экономического превосходства" 

Так как, процесс привлечения  дополнительных финансовых ресурсов для  целей собственного бизнеса рассматривается  нами с точки зрения максимизации безопасности данного процесса, то следует остановиться на двух наиболее важных, в данном аспекте, характеристиках  этого способа займа. Первая - относительная  дешевизна: как правило, инвесторы, обменивающие свои средства на корпоративные  права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды, которые фиксируются в учредительных  документах (или устанавливаются  на собрании участников) в виде процентов. При этом, в случае отсутствия прибыли  на предприятии, вложенный в дело капитал может быть "бесплатным". Вторая особенность - возможность инвесторов влиять на процессы управления в созданном  хозяйственном обществе (право голоса на собрании акционеров или участников). Поэтому следует позаботиться о  сохранении контрольного пакета. Иначе  ваш, изначально собственный капитал, может превратиться в капитал, переданный в займы новому инвестору. Отсюда следует вывод о явной ограниченности размеров привлекаемых средств корпоративных  инвесторов: в общем случае их не должно быть больше ваших первоначальных инвестиций: даже если акции (паи) "распылены" между несколькими держателями, то все равно остается риск (особенно если речь идет об успешном предприятии) сосредоточения корпоративных прав под единым контролем.

Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих  видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость  надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Не смотря на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского  кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией  на все 100%. Если проект, реализуемый  компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень  рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита  всегда будет превышать необходимый  к уплате процент. Банки хотя и  дают предпочтение такому виду обеспечения  предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией  третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также  обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей  стороной. Наличие презентабельных  отчетных показателей, хотя и выступает  обязательным условием для банковского  служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком  финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.

Товарный кредит. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения  заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи  с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный "кредит" предоставляется  бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости  начисления и уплаты процентного (или  какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики (и украинские в  том числе) прекрасно понимают (иногда только на эмпирическом уровне) принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры "упущенной  выгоды" от торможения оборачиваемости  активов, замороженных в дебиторской  задолженности предприятия. Поэтому  компенсация таких потерь закладывается  в цену товаров, которая может  колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки.

Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен (госпредприятия, крупные акционерные и промышленные компании) потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.

Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования  преимуществ, связанных с собственным  экономическим превосходством, заключается  в возможности диктовать и  навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это  зачастую происходит - нарушать эти  самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).

Экономическое превосходство  заемщика пред кредитором может возникать  в силу следующих обстоятельств:

- монопольное положение  покупателя на рынке (монопсония);

- различия в экономических  потенциалах совокупные активы  покупателя значительно превосходят  активы поставщика;

- маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий  производитель, стремящийся продвинуть  свою продукцию (торговую марку)  в сеть крупных супермаркетов  или элитных магазинов не в  "состоянии" диктовать свои  условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая  всегда существует в связи с особенностями  бюджетных, арендных и прочих периодических  платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ  без предварительной оплаты и  т. д. Данный вид кредиторской задолженности  нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в  собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

Менеджеры компаний в своем  стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных  средств, в том числе и в  виде задержек по зарплате, нарушения  сроков плановых платежей поставщикам  и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.

 

 

1.4 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации

 

 

  1. Коэффициент задолженности показывает величину заемных средств, которая приходится на один гривну активов компании. Этот показатель позволяет определить уровень финансовой зависимости компании:

 

                                                                                                                   (1.1)

 

где D – сумма долговых обязательств компании, грн.;

TA – общая сумма активов, грн.

Значение  коэффициента задолженности играет важную роль только в том случае, если предприятие решает получить дополнительные кредиты. Если у предприятия нет  потребностей в таких финансовых ресурсах, то значение данного коэффициента не должно быть предметом озабоченности.

2. Уточненный  коэффициент задолженности KYD выражает требования кредиторов к собственным средствам предприятия:

 

                                                                                                              (1.2)

 

где ОА –  собственные средства компании, грн.

Информация о работе Оптимизация кредитных отношений