Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ кредиторской задолженности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сущности кредиторской задолженности и методы управления ею.
2. Провести анализ экономического положения ОАО «НК Альянс».
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления кредиторской задолженностью………………………5
1.1. Сущность кредиторской задолженности…………………………………………………..5
1.2. Виды кредиторской задолженности………………………………………………………..8
1.3 Основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью………………..10
1.4 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации……………………………………………………………………………………..14
2. Анализ и управление кредиторской задолженностью на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»…………………………………………………………………...20
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»……………………………………………………………20
2.2. Анализ использования заемных средств на основе данных ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов» путем расчета эффекта финансового рычага………………...25
3. Оптимизация кредитных отношений……………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………………………..42
1.2 Виды кредиторской задолженности
Эффективная
финансовая деятельность предприятия
невозможна без постоянного привлечения
заемных средств. Использование
заёмного капитала позволяет существенно
расширить объем хозяйственной
деятельности предприятия, обеспечить
более эффективное
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом. Классификация финансовых обязательств, представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Классификация финансовых обязательств.
В процессе
развития предприятия по мере погашения
его финансовых обязательств возникает
потребность в привлечении
Рисунок 1.2 - Классификация привлекаемых предприятием заемных средств.
Роль кредитных ресурсов в условиях отсутствия или нехватки собственных средств была и остается сейчас довольно высокой. Заемные средства могут предоставляться как коммерческими банками (украинские, иностранные, международные типа ЕБРР и МБРР), так и небанковскими структурами (финансовые и страховые компании, фонды и др.)
1.3 Сущность и основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью
Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Для того, чтобы отношения
с кредиторами максимально
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
Следующим этапом в ходе разработки политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:
1) средства инвесторов (расширение
уставного фонда, совместный
2) банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций);
3) товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам);
4) использование собственного
"экономического превосходства"
Так как, процесс привлечения
дополнительных финансовых ресурсов для
целей собственного бизнеса рассматривается
нами с точки зрения максимизации
безопасности данного процесса, то
следует остановиться на двух наиболее
важных, в данном аспекте, характеристиках
этого способа займа. Первая - относительная
дешевизна: как правило, инвесторы,
обменивающие свои средства на корпоративные
права (доли, акции) рассчитывают на дивиденды,
которые фиксируются в
Финансовый (денежный) кредит,
как правило, предоставляется банками.
Это один из наиболее дорогостоящих
видов кредитных ресурсов. Ограничивающие
факторы: высокий процент, необходимость
надежного обеспечения, "создание"
солидных балансовых показателей. Не смотря
на "дороговизну" и "проблематичность"
привлечения, возможности банковского
кредита (в отличие от инвестиционного)
должны быть использованы компанией
на все 100%. Если проект, реализуемый
компанией действительно "рассчитан"
на конкурентоспособный уровень
рентабельности, то прибыль, полученная
от использования финансового
Товарный кредит. Основной
положительной отличительной
Там, где контроль за недополученной
прибылью значительно ослаблен (госпредприятия,
крупные акционерные и
Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений (или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса).
Экономическое превосходство заемщика пред кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
- монопольное положение
покупателя на рынке (
- различия в экономических
потенциалах совокупные активы
покупателя значительно
- маркетинговые преимущества
(например, мелкий или начинающий
производитель, стремящийся
покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).
Как показывает практическая
деятельность ни одно предприятие не
может обойтись без, хотя бы незначительной,
кредиторской задолженности, которая
всегда существует в связи с особенностями
бюджетных, арендных и прочих периодических
платежей: оплаты труда, поставки ТМЦ
без предварительной оплаты и
т. д. Данный вид кредиторской задолженности
нужно рассматривать, как "неизбежный".
Она хотя и позволяет временно
использовать "чужие" средства в
собственном коммерческом обороте,
но не имеет принципиального
Менеджеры компаний в своем
стремлении максимально использовать
возможности всех доступных кредитных
средств, в том числе и в
виде задержек по зарплате, нарушения
сроков плановых платежей поставщикам
и т. д., должны оценивать "возможности"
каждого отдельного вида платежей индивидуально,
так как последствия таких "отсрочек"
могут иметь различные
1.4 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации
1. Коэффициент задолженности показывает величину заемных средств, которая приходится на один гривну активов компании. Этот показатель позволяет определить уровень финансовой зависимости компании:
где D – сумма долговых обязательств компании, грн.;
TA – общая сумма активов, грн.
Значение коэффициента задолженности играет важную роль только в том случае, если предприятие решает получить дополнительные кредиты. Если у предприятия нет потребностей в таких финансовых ресурсах, то значение данного коэффициента не должно быть предметом озабоченности.
2. Уточненный коэффициент задолженности KYD выражает требования кредиторов к собственным средствам предприятия:
где ОА – собственные средства компании, грн.