Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - провести анализ кредиторской задолженности предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение сущности кредиторской задолженности и методы управления ею.
2. Провести анализ экономического положения ОАО «НК Альянс».
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления кредиторской задолженностью………………………5
1.1. Сущность кредиторской задолженности…………………………………………………..5
1.2. Виды кредиторской задолженности………………………………………………………..8
1.3 Основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью………………..10
1.4 Основные показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности организации……………………………………………………………………………………..14
2. Анализ и управление кредиторской задолженностью на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»…………………………………………………………………...20
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности на ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов»……………………………………………………………20
2.2. Анализ использования заемных средств на основе данных ООО «Октябрьский Завод Строительных Материалов» путем расчета эффекта финансового рычага………………...25
3. Оптимизация кредитных отношений……………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………………………..42
Оптимизация – поиск новых решений, с помощью которых кредиторская задолженность и ее изменение смогу оказывать на предприятие позитивное влияние (увеличение уставного капитала, увеличение резервного капитала и др.).
Минимизация– механизм управления кредиторской задолженностью, при котором существующая кредиторская задолженность сводится к ее уменьшению, вплоть до полного погашения [2].
Проведенный обзор современного управления кредиторской задолженностью позволил выявить ряд недостатков:
1) кредитная политика исследуется локально, только на третьей стадии (реализация продукции) воспроизводственного процесса, что не отражает ее влияния на первую (снабжение) и вторую (производство) стадии и эффективность всего процесса в целом;
2) не раскрыта потоковая природа процессов кредитной политики, что не позволяет использовать современные технологии сквозного управления потоковыми процессами в рамках динамической теории фирмы;
3) система показателей эффективности
управления кредиторской задолженностью
ориентирована только на локальную оценку эффективности
сбытовой сферы предприятия;
4) отсутствует
механизм эффективной
5) в политике
ценообразования продукции
Фундаментальной причиной вышеназванных недостатков является отсутствие оптимизации в части управления кредиторской задолженностью [5]. Поэтому необходимо:
- раскрыть организационно-экономические
особенности природы кредиторской задолженности;
- определить систему показателей состояния и оценки эффективности кредиторской задолженности;
- выделить оптимальное управление кредиторской задолженностью;
- предложить методы повышения эффективности управления кредиторской задолженностью на основе ее оптимизации (или минимизации).
Представим
методику оптимизации кредиторской
задолженности в режимах
Для каждой
схемы движения продукции может
быть предусмотрено несколько
Вышеизложенное определяет следующие принципы, отражающие подход к оптимизации управления кредиторской задолженностью:
1. Системный
подход: материальные, финансовые и
информационные потоки
2. Принцип
общих издержек – учет всей
совокупности издержек
3. Принцип
глобальной оптимизации –
4. Принцип
моделирования и информационно-
5. Достаточность – наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего дефицита.
6. Контроль
и устранение проблем,
7. Принцип устойчивости и адаптивности параметров и структуры финансовых потоков к особенностям оптимальной системы и видам контрагентов.
8. Надежность источников привлечения ресурсов, минимизация рисков и повышение
экономичности на основе данных о конъюнктуре рынка.
9. Оперативность
изменения схем и цепочек
Проанализируем традиционный подход к управлению кредиторской задолженностью на предприятиях, когда сравнение обычно ведется по параметрам как кредиторской, так и дебиторской задолженности. В этом суть проведения кредитной политики на предприятии.
Объектом управления при традиционном подходе являются дебиторская и кредиторская задолженности при данном объеме выпуска на третьей стадии воспроизводственного процесса.
Целью традиционного подхода является оптимизация размеров дебиторской и кредиторской задолженностей с целью получения максимальной прибыли. Для традиционного подхода характерны локальные методы управления на стадии распределения продукции и на стадии привлечения ресурсов. Принципы традиционного подхода направлены на обеспечение эффективности самой кредитной политики. Традиционный подход воспринимает внешние факторы как данность (при прочих равных условиях).
Таким образом, организация управления кредиторской задолженностью при традиционном подходе не раскрывает потоковую природу процессов кредитной политики, что не позволяет использовать современные технологии сквозного управления потоковыми процессами, не исследует кредитную политику на стадии привлечения ресурсов и распределения продукции, не обеспечивает сбалансирование всех стадий воспроизводственного процесса, что в конечном итоге отражается на эффективности всего процесса в целом.
Критерием оптимизации кредитной политики предприятия являются минимальные интегральные затраты, включающие затраты на согласование финансовых и материальных потоков и потери, которые зависят от типа запаздывания финансового и материального потока.
Необходимо учитывать два принципиально разных типа запаздывания: запаздывание входящего финансового потока относительно исходящего материального (запаздывание оплаты), когда готовая продукция реализуется с отсрочкой оплаты; запаздывание исходящего материального потока относительно входящего финансового потока (запаздывание поставки), когда продукция реализуется по предварительной оплате.
Таким образом,
имеем следующую
Предложенный механизм кредитной политики позволяет определить:
Во-первых, оптимальные параметры кредитной политики в режиме запаздывания финансового потока (отсрочки платежа за поставленную продукцию) – дебиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос и в режиме опережения финансового потока (предоплата за поставленную продукцию) и кредиторскую задолженность, затраты, потери, цену, рентабельность, спрос;
Во-вторых, оптимальные параметры взаимоотношений с каждым покупателем, группой покупателей и в целом по всем контрагентам.
Вышеизложенное, определяет основные направления оптимизации эффективности управления кредиторской задолженностью на промышленных предприятиях.
Введение в систему управления предприятий промышленности службы контроллинга. Процесс контроллинга можно представить в виде следующей схемы 3.3.
Рисунок 3.3 – Процесс контроллинга.
Процесс контроллинга состоит из противодействующих факторов, доведения их до сведения менеджмента, с тем чтобы заставить его действовать с учетом этих факторов. Данный процесс представляет собой синтез контроля и планирования. Он действует при формировании и координации планов, при их организационном воплощении, координирует и концентрирует информационные потоки и служит основой для предложений о дальнейших целях предприятия.
При этом используются, например, внутренний бухгалтерский учет, статистические показатели, расчеты экономической эффективности, отчетные данные предприятия и сравнение плановых данных с фактическими. Контроллинг связан не только с прошлым, но во многом ориентирован на будущее, поскольку анализ отклонений часто запаздывает в качестве побуждения; при соответствующих значениях «план-факт» может потребоваться новое видение плана, например на основе факторов внешней экономической среды.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что контроллинг имеет наряду с функцией обратной связи функцию обеспечения продвижения вперед. Данное направление, по нашему мнению, сможет существенно оптимизировать процесс управления кредиторской задолженностью, так как ориентировано в конечном счете на экономическую эффективность работы компании.
Мотивация персонала через премирование. Для этого необходимо разработать положение о премировании сотрудников за улучшение условий договоров поставки услуг, в частности за увеличение отсрочек платежа и получение скидок в цене.
Руководители проектов должны мотивироваться в зависимости от того, получена ли экономия по проекту и соблюдены ли сроки его реализации. Данное направление участвует в себестоимости продукции, что в конечном итоге приведет к существенной кредиторской задолженности предприятия. В этом случае персонал всей компании будет заинтересован в соблюдении сроков обязательств различного уровня.
Узкая специализация предприятия представляет собой основу для занятия им лидирующих позиций на рынке. Уменьшаются издержки производства, снижается себестоимость, повышается производительность труда, что в конечном итоге обуславливает оптимизацию кредиторской задолженности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кредиторская задолженность
является важным источником финансирования
для многих видов бизнеса. Она
может рассматриваться как «
Управление кредиторской задолженностью предполагает применение организацией наиболее подходящих и выгодных форм и сроков расчетов с контрагентами, и в самых общих чертах сводится к сохранению финансовой стабильности фирмы при снижении дефицита оборотных средств.
Эффективное управление долгами компании во многом определяется избирательным подходом к контрагентам и гибкой системой расчетов с ними.
Первым важнейшим шагом
на пути оптимизации расходов станет
определение оптимальной
- составление бюджета и схемы кредиторской задолженности;
- оценку финансовых возможностей, вероятных рисков и степени доверия в отношениях с кредиторами
Контроль за состоянием кредиторской задолженности является необходимым условием устойчивого финансового положения предприятия.
Нормальное состояние оборачиваемости кредиторской задолженности – это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществления им нормальных циклов деятельности.
Финансовая устойчивость
предприятия предполагает сочетание
четырёх благоприятных
1. высокой платёжеспособности;
2. высокой ликвидности;
3. высокой кредитоспособности;
4. высокой рентабельности.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся кредиторской задолженности.
Во второй главе были определены основные этапы процесса управления кредиторской задолженностью организации, так же показатели, используемые для оценки кредиторской задолженности.
В третьей главе был проведен анализ финансовых коэффициентов компании ОАО «НК Альянс». Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы, что в целом, деятельность компании стабильна, показатели находятся в пределах нормы. Но при сравнении полученных результатов, можно заметить, что данные за 4 квартал снизились по сравнению с 1 кварталом.
Для повышения полученных результатов были даны рекомендации:
- поиск внутренних резервов;
- отслеживание и
- правильное оформление и содержание документации.
К сожалению, проблема управления кредиторской задолженностью является весьма актуальной для большинства российских предприятий, однако на сегодняшний день ввиду недостатка финансовых ресурсов, а также подготовленных кадров на многих предприятиях, их решению не уделяется должного внимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности. .М.: «Дело и Сервис»,2007.-256с.
3. Бабаева Ю.А., Петров А.М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности. М.: «Проспект», 2008.- 153с
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2006.-334с