Организация финансовой работы предприятия на примере "Белметпласт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:57, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение организации финансовой работы на унитарном предприятии «Белметпласт», определение проблем в организации финансовой работы и выработка основных направлений по совершенствованию финансовой работы на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………......4
1. Основы организации финансовой работы на предприятии……………..……8
1.1 Содержание финансовой работы на предприятии…..…………….……....8
1.2 Финансовая служба предприятия, ее функции и задачи……………......14
1.3 Зарубежный опыт финансовой работы……………….……………….….20
2. Анализ организации финансовой работы на предприятии в современных условиях (на примере УП «Белметпласт»)……..… 31
2.1 Анализ финансового состояния УП «Белметпласт»...…………………...31
2.2 Анализ организации финансового планирования на
УП «Белметпласт»…………………………………………………………..47
2.3 Анализ организации финансового контроля на
УП «Белметпласт»…………..........................................................................53
3. Проблемы организации финансовой работы на предприятии и пути их решения в современных условиях…………….………………………….….61
3.1 Основные проблемы организации финансовой работы предприятий в современных условиях…………………………….……………….………..….61
3.2 Возможные пути совершенствования финансовой работы на
УП «Белметпласт»…………………………………………………………68
Заключение…………………………………………………………....……….….89
Список использованных источников….……………………….…...…….……..95
Приложения ………………………………………………..……………………..99

Работа состоит из  1 файл

Белметпласт.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)

При проведении контрольных мероприятий  на УП «Белметпласт» применяются  различные методы установления достоверности  и правильности операций. На предприятии  используется формальный метод –  проверяется правильное  оформление документов, также проводится фактическая проверка – инвентаризация или ревизия. В ходе ревизии последовательно проверяется вся финансово- хозяйственная деятельность, постановка бухгалтерского учета, достоверность отчетности.

На основе проведенных мероприятий принимаются меры по устранению совершенных нарушений, наказываются виновные лица, принимаются меры по возмещению ущерба. За анализируемый период расхождений в данных не выявлено. При проведении проверок установлено, что все записи в отчетности зафиксированы верно, налоговые платежи рассчитаны и оплачены согласно законодательству и в срок. На данный момент опасения вызывает большая дебиторская задолженность предприятия. Финансовый контроль предприятия не в силах разобраться с этой проблемой, отследить возможности решения. Кредитуя их на неопределенный период времени, предприятие делится  с ними частью своего дохода, т.к. после расчета с ними из – за экономических процессов получает уже не ту часть прибыли, на которую рассчитывало.

Итак, исходя из проведенного финансового анализа предприятия, можно сделать следующие выводы. В анализируемый период финансовое состояние УП «Белметпласт» устойчивое, т.к. объем постоянных средств полностью покрывает стоимость основных фондов и часть оборотных средств. Уровень платежеспособности не достигает необходимого показателя, хотя и растет с каждым годом, на данный момент оно является убыточным. Показатели ликвидности не соответствуют норме. У предприятия отсутствует доля заемных средств, что свидетельствует об усилении финансовой устойчивости предприятия и снижение степени его финансовых рисков. Отрицательным моментом является отсутствие у предприятия мобильных средств (денежные средства, ценные бумаги), тогда как внушительную статью баланса составляет дебиторская задолженность.

Планирование  в том  виде как  оно есть на УП «Белметпласт» не отвечает предъявляемым требованиям функционирования в современных условиях. Функционирование предприятия, претендующего на стабильные  позиции в своей отрасли экономики, немыслимо без долгосрочного финансового планирования. В дальнейшем это скажется не только на экономическом и финансовом состоянии, но и в конкурентной борьбе. Финансовый контроль на предприятии тесно связан с бухгалтерским учетом, осуществляемым главным бухгалтером предприятия. Главный бухгалтер следит за своевременным выполнением строительных работ, выполнением обязательств перед бюджетом, использованием средств по целевому назначению и т.д. Эти мероприятия осуществляются ежедневно, систематически, путем рассмотрения текущей финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений. Но, вместе с тем, не осуществляется координация целей различных уровней, для того, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение цели предприятия; своевременно не сигнализируется о том, возникают ли и где именно негативные отклонения, чтобы  своевременно  принять противодействующие меры.

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ  РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ  ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

3.1 Основные проблемы организации финансовой работы предприятий в современных условиях

 

 

 

В настоящее время, с переходом  экономики к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность за результаты хозяйствования. Руководители всех предприятий сталкиваются с проблемами управления финансовыми ресурсами: выясняется, что показатели и процедуры, использовавшиеся ранее для планирования деятельности предприятия, например, объем произведенной продукции, не позволяют ему успешно конкурировать из-за высокой себестоимости продукции и появление конкурентов не только начинает препятствовать получению привычных прибылей, но сводит иногда прибыль до нуля.

В такой ситуации резко возрастает значение финансовой службы предприятия, роль финансового менеджера.

Управлением финансами на предприятии  должно заниматься обособленное структурное подразделение предприятия - финансовая служба.

Главная цель финансовой службы —  наиболее полная реализация функций  финансов путем укрепления финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности, прибыли, роста производительности труда, снижения затрат, повышения качества продукции и внедрения новых передовых технологий и достижений науки. [8 с. 61]

Организационная структура финансовой службы отражает состав многочисленных функциональных подразделений предприятия и определяет координацию их совместной деятельности на пути достижения поставленных перед предприятием целей. Именно эта координация выступает основой организационной структуры, которая обычно определяется как совокупность устойчивых связей в организации. Связи здесь рассматриваются как выражение отношений, а не как какое-то конкретное действие. Через структурные связи реализуются отношения координации между подразделениями предприятия, осуществляется взаимодействие функциональных служб, в котором различают две важные составляющие: права структурной единицы и ее информационное обеспечение. К сожалению, на предприятиях не уделяется достаточного внимания составу, взаимодействию отдельных функциональных подразделений финансово-экономической службы.

Долгое время в отечественной  практике осуществления финансовой работы на предприятии финансовые службы не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, то есть было целесообразным объединять финансовую работу с бухгалтерской в рамках одной службы - бухгалтерии.

Такая практика организации финансов существовала и существует до сих  пор на большинстве белорусских  предприятиях. Однако стало очевидно, что эту практику пора менять и  внедрять более современные, адаптированные к рыночной экономике схемы управления финансовыми ресурсами предприятий, а так же руководителям предприятий следует принять во внимание, что одновременно быть хорошим бухгалтером и хорошим финансистом человек не может. За рубежом давно разработаны способы разделения работы финансового аналитика и бухгалтера. Так, в Германии в ряде компаний ответственность за осуществление функций управленческого учета закреплена за бухгалтерами – аналитиками, работающими в специально выделенном отделе управленческого учета, который входит в состав бухгалтерии. Ответственность за реализацию функций финансового и налогового учета закреплена за бухгалтерами широкого профиля, работающими в другом структурном подразделении. Финансовый менеджер выполняет систематизацию и анализ финансовой информации для оценки состояния финансовых потоков на определенный момент и за определенный промежуток времени, готовит прогноз изменения величины и направления движения финансовых потоков, принимает управленческие решения (утверждение финансового плана, утверждение учетной политики, решение о привлечении средств и т.п. [39 с. 376]

Главное в работе бухгалтера - способность  внимательно разобраться в первичных  документах и в соответствии с  инструкциями и циркулярами точно  отразить их в бухгалтерских регистрах.

Совсем другое требуется от финансового  менеджера. Работа этой профессии связана  с принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной и той же финансовой трансакции. Работа финансиста требует гибкости ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде.

Сопоставляя особенности двух профессий, не следует забывать об очень тесной взаимосвязи между ними, которую  кратко можно выразить так: если бухгалтер фиксирует денежное значение осуществленных трансакций, отображая их в итоговом документе - балансе, то финансист формирует эти значения из множества неизвестных. В сущности, все функции по поиску значений этих неизвестных и есть финансовая работа.

Сегодня предприятие при организации  адекватной времени финансовой работы сталкивается с большими трудностями. Опыт успешно работающих зарубежных предприятий показал, что кратчайший путь разрешения этой проблемы находится в руках руководителя предприятия. Сегодня признание получили два подхода к реорганизации финансовой службы предприятия:

1. Если руководитель - профессиональный финансист, он сам координирует реорганизацию финансовой службы. Это оптимальный вариант, но в отечественной практике это скорее исключение, чем правило.

2. Руководитель, понимающий задачи и функции современной финансовой службы предприятия, но не будучи профессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекает стороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой модели организации финансовой работы.

Независимо от выбранного подхода  к реорганизации финансовой службы, предприятию необходимо стремиться к созданию некой стандартной  модели организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям, которая могла бы быстро изменяться и адаптироваться к складывающейся на рынке ситуации. Приблизительную схему этой модели представим на рисунке 12.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 12. Организационная структура управления финансами предприятия

 

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [39 с. 518]

Приведенная схема нетиповая, а состав ее элементов может варьировать в зависимости от вида предприятия, его размеров и прочих факторов.

Главное, что следует отметить в  работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления предприятия, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера.

В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема имеет существенное значение для предприятия, он может быть лишь советником высшего управленческого персонала.

Финансовый менеджер осуществляет оперативную финансовую деятельность. В общем случае деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

- общий финансовый анализ и планирование;

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

- распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Выделенные направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, стоящие перед менеджером. Состав этих задач может быть детализирован следующим образом.

В рамках первого направления осуществляется общая оценка:

- активов предприятия и источников их финансирования;

- величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

- источников дополнительного финансирования;

- системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

Второе направление предполагает детальную оценку:

- объема требуемых финансовых ресурсов;

- формы их представления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);

- степени доступности и времени представления (доступность финансовых ресурсов может определяться условиями договора);

- стоимости обладания данным видом ресурсов (процентные ставки, прочие формальные и неформальные условия предоставления данного источника средств);

- риска, ассоциируемого с данным источником средств (так, капитал собственников как источник средств гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Третье направление предусматривает  анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:

- оптимальность трансформации финансовых ресурсов;

- эффективность финансовых вложений.

При этом принятие менеджером финансовых решений выполняется в результате анализа альтернативных решений, учитывающих  компромисс между требованиями ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности. Это еще больше усиливает требования к квалификации менеджера и качеству его подготовки.

Квалификационная характеристика финансового менеджера предъявляет  к нему требования в области его теоретической подготовки и практических умений работы.

В соответствии с квалификационной характеристикой финансовый менеджер должен знать:

- теорию менеджмента, финансов, кредита и денежного обращения,  и теорию финансового менеджмента;

- действующее законодательство в области финансовой, кредитной, валютной банковской и биржевой деятельности и основные нормативно-законодательные акты по международным расчетам и внешнеэкономической деятельности;

- виды ценных бумаг и порядок их обращения.

В соответствии с квалификационной характеристикой финансовый менеджер должен уметь:

- читать бухгалтерский баланс и разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности хозяйствующего субъекта;

Информация о работе Организация финансовой работы предприятия на примере "Белметпласт"