Организация финансовой работы предприятия на примере "Белметпласт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:57, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение организации финансовой работы на унитарном предприятии «Белметпласт», определение проблем в организации финансовой работы и выработка основных направлений по совершенствованию финансовой работы на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………......4
1. Основы организации финансовой работы на предприятии……………..……8
1.1 Содержание финансовой работы на предприятии…..…………….……....8
1.2 Финансовая служба предприятия, ее функции и задачи……………......14
1.3 Зарубежный опыт финансовой работы……………….……………….….20
2. Анализ организации финансовой работы на предприятии в современных условиях (на примере УП «Белметпласт»)……..… 31
2.1 Анализ финансового состояния УП «Белметпласт»...…………………...31
2.2 Анализ организации финансового планирования на
УП «Белметпласт»…………………………………………………………..47
2.3 Анализ организации финансового контроля на
УП «Белметпласт»…………..........................................................................53
3. Проблемы организации финансовой работы на предприятии и пути их решения в современных условиях…………….………………………….….61
3.1 Основные проблемы организации финансовой работы предприятий в современных условиях…………………………….……………….………..….61
3.2 Возможные пути совершенствования финансовой работы на
УП «Белметпласт»…………………………………………………………68
Заключение…………………………………………………………....……….….89
Список использованных источников….……………………….…...…….……..95
Приложения ………………………………………………..……………………..99

Работа состоит из  1 файл

Белметпласт.doc

— 1.38 Мб (Скачать документ)

- анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала и прогнозировать результаты вложения капитала;

- составлять финансовый план;

- подготавливать документы по финансовым вопросам для предоставления их в банк, налоговую службу и другие органы управления.

- осуществлять контроль за выполнением показателей финансового плана, финансовых программ, за эффективным использованием финансовых ресурсов, основных фондом, нематериальных активов, оборотных средств. [39 с. 315]

Для успешного осуществления своих  обязанностей финансовый менеджер должен обладать высокой профессиональной подготовкой, которая включает в себя знание экономики, бухучета, права, статистики и глубочайших, специализированных знаний по финансовому менеджменту. С этой целью в настоящее время организуются и проводятся практические семинары, открываются курсы повышения квалификации и переквалификации финансовых менеджеров.

В России действует Президентская  программа подготовки управленческих кадров для организаций народного  хозяйства. Одним из пунктов этой программы является подготовка финансовых менеджеров широкого профиля, умеющих анализировать и учитывать финансовые аспекты при принятии управленческих решений и осуществлять эффективный финансовый менеджмент в соответствии с современными международными требованиями. 

В нашей республике на базе Высшей школы управления бизнесом БГЭУ осуществляется подготовка современных менеджеров, способных работать в рыночных условиях и занимать управленческие должности высшего и среднего звена на предприятиях и в организациях.

Таким образом, в настоящее время на современных предприятиях резко возрастает значение финансовой службы, поэтому необходимо пересмотреть ее структуру для обеспечения оперативности и эффективности осуществления финансовой работы на предприятии. Это связано также с тем, что если раньше на предприятиях не уделялось достаточного внимания финансовому менеджменту, то в настоящее время данная практика становиться распространенным явлением, и более того - объективной необходимостью в складывающихся условиях рыночной экономики.

 

 

 

3.2 Возможные пути совершенствования  финансовой работы на УП «Белметпласт»

 

 

Возможные пути совершенствования  финансовой работы на предприятии «Белметпласт»  рассмотрим в первую очередь на основе изменений в организационной  структуре предприятия. Так, в структуре УП «Белметпласт» финансовая служба представлена отделом бухгалтерского учета и финансирования и отделом труда и заработной платы.

Отделы бухгалтерского учета и  финансирования  и отдел труда  и заработной платы подчиняются  главному бухгалтеру, а бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия. Подчиненность главного бухгалтера и его отделов непосредственно руководителю предприятия объясняется соответствием организационной структуры сущности плановой экономики, а также правом главного бухгалтера распоряжаться денежными средствами на расчетном счете исходя из требования второй подписи на платежных документах.

Схематично представим структуру финансовой службы УП «Белметпласт»  на рисунке 11


 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 11.  Структурная схема финансовой службы УП «Белметпласт»

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

На УП «Белметпласт» нет самостоятельного финансового отдела. Его функции  выполняет главный бухгалтер  – он сочетает функции финансиста и бухгалтера.

В тоже время на крупных и средних предприятиях, необходимы финансовые отделы или группы, в обязанность которых вменяются задачи формирования рациональной структуры капитала, оценки обеспеченности предприятия оборотными средствами, управления денежными потоками, проведения финансового анализа, поиска источников финансирования, бюджетирования.

Исходя из вышеизложенного, предлагается структурную схему финансовой службы УП «Белметпласт»   переработать следующим образом:

- ввести должность заместителя директора УП «Белметпласт»  по экономике и финансам, в подчинении которого будут находиться главный бухгалтер и главный экономист предприятия;

- разделить функции бухгалтерии и функции финансового отдела, и выделить финансовый отдел, как структурное подразделение, возглавляемое начальником отдела и подчиняемое заместителю директора по экономике и финансам;

- ввести в организационно- штатную структуру новый отдел планово – экономический, который должен заниматься планированием, бюджетированием. Это позволит планировать финансово- хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, а именно ставить перед собой четкие долгосрочные финансовые цели, разработку плана по их осуществлению, непрерывную работу по их достижению.

Рассмотрим, каким условиям должна отвечать схема финансовой службы УП «Белметпласт»:

- руководство финансово-экономической службой предприятия должен возглавлять заместитель директора УП «Белметпласт» по экономике и финансам - лицо, несущее полную ответственность за управление денежными потоками предприятия, это должен быть грамотный финансист;

- выделение из структуры бухгалтерской службы в самостоятельное подразделение финансового отдела. [7 с. 69]

Основная роль в процессе управления финансами предприятия отводится  заместителю директора по экономике и финансам, который непосредственно подчиняется директору УП «Белметпласт». Это ключевая фигура, отвечающая за разработку стратегии и тактики финансового менеджмента, их реализацию для достижения целей, стоящих перед предприятием. К должностным обязанностям заместителя директора по экономике и финансам относится решение задач, определяющих финансовую политику и реализующих экономические цели предприятия. Назовем некоторые из них: выбор схем управления службой, путей и способов их совершенствования, организация эффективной работы экономической службы, подбор и расстановка кадров, управление структурными подразделениями службы, предоставление заинтересованным лицам финансово-экономических показателей деятельности предприятия, работа с банковской системой и партнерами по бизнесу, формирование и развитие отношений с собственниками. Также он является главным контроллером и наделен еще определенными специфическими правами, среди которых:

- доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;

- право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;

- право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.

Он осуществляет наблюдение за ходом  реализации финансовых заданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов, следит за  степенью отклонения фактических результатов финансовой деятельности от предусмотренных, осуществляет диагностирование по размерам отклонений серьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижения темпов его финансового развития, разрабатывает оперативные управленческие решения по нормализации финансовой деятельности предприятия, корректирует при необходимости отдельных целей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности предприятия.

Следующий уровень управления финансово-экономической  службой — главные специалисты и начальники отделов, возглавляющие функциональные службы, находящиеся под непосредственным руководством заместителя начальника по экономике и финансам. Это бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, финансовый отдел во главе  с начальником отдела, планово-экономический отдел и отдел труда и зарплаты под единым руководством главного экономиста.

В предложенной структуре бухгалтерия  будет отвечать главным образом  за выбор учетной политики и организацию  учетной деятельности. Она также  будет ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета.

Рассмотрим предлагаемую структурную  схему финансовой службы УП «Белметпласт», которая представлена на рисунке 12


 









 

 

Рисунок 12. Предлагаемая структурная схема финансовой  службы  УП «Белметпласт»

 

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [7 с. 69]

 

Бухгалтерией собираются также  сведения о затратах и проводится их разноска по видам для дальнейшего представления в формате «постоянные — переменные затраты» в рамках управленческого учета. Дифференциация затрат важна для проведения операционного анализа, расчета «точки безубыточности». Следует отметить место проведения подобного анализа. Традиционно его относят к управленческому учету, который представляется частью бухгалтерской деятельности. На практике проведение операционного анализа чаще относят к функциям экономистов-аналитиков, связывая его с деятельностью финансового или планово-экономического отдела. Можно отметить, что анализ «затраты — объем — прибыль» является составной неотъемлемой частью финансового менеджмента, поэтому в представленной организационной структуре учет затрат следует выделить как функцию бухгалтерии, а проведение анализа закрепить за аналитиками экономической службы.

Этот подход к разграничению  функций представляется более правильным, поскольку планирование показателей  производственной деятельности, сопоставление  их плановых и фактических значений должны осуществляться одной службой.

Финансовый отдел, возглавляемый  начальником отдела, находится в  непосредственном подчинении у заместителя  директора по экономике и финансам. Такое положение отдела продиктовано требованиями, которые предъявляются к этой службе современным характером экономических отношений. В рыночной экономике задачи, решаемые финансовым отделом, имеют высокую значимость для предприятия. В компетенцию отдела входят: поиск источников финансирования производства, управление структурой капитала предприятия, оценка наличия и достаточности оборотных средств, отслеживание поступления выручки, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, проведение анализа соответствия имеющихся у предприятия средств его финансовым обязательствам,  финансовое планирование и прогнозирование, привлечение и управление краткосрочными кредитами и финансовыми вложениями, участие в составлении бюджета предприятия, осуществление финансового анализа, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. Перечисленные задачи сложны по содержанию, а поэтому требуют высокой квалификации персонала финансового отдела. Например, оценка инвестиционных проектов требует высокого уровня знаний финансового менеджмента, бухгалтерского учета, планирования производства, обоснования затрат, владения методиками анализа и расчета денежных потоков. Именно поэтому столь важно иметь отдельную специализирующуюся на управлении финансами службу. Также отдел отвечает за внедрение на предприятии системы контроллинга, что совершенно необходимо в современных условиях. Некое подобие такой службы в составе бухгалтерии, как это имеет место на большинстве предприятий, в настоящее время уже недопустимо. Финансовый отдел должен взять на себя обязанности службы контроллинга. В его компетенцию  должны входить:

- обеспечение нормального уровня текущей ликвидности и платежеспособности;

- формирование системы показателей финансовой информации;

- контроль важнейших финансовых показателей;

- контроль денежного потока;

- формирование системы управления на основе отклонений финансовых показателей;

- контроль за оборотными средствами;

- налоговый контроллинг;

- контроллинг капитальных вложений.

Целесообразно было бы также поручить либо главным бухгалтерам либо заместителям директоров функции контроллеров в каждом из подразделений, поскольку объем работы, необходимой для внедрения новой системы управления затратами и прибылью, достаточно велик. А при отсутствии быстрой переработки  информации, составления  отчетов и своевременного  внесения предложений теряется основное достоинство системы  контроллинга - ее оперативность.

Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и  принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления достигнутых результатов. Данный принцип справедлив по отношению к руководителям и контроллерам всех уровней иерархии управления.

Контроллеры выполняют следующие  функции:

- разработка систем и поддержка процессов планирования и контроля деятельности предприятия;

- организация сбора, измерения, анализа и интерпретации плановых и отчетных данных, а также внешней и внутренней информации, прямо или косвенно связанной с видами деятельности предприятия;

- структурирование организационных систем и бизнес - процессов;

- координация и интеграция процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;

- обеспечение прозрачности, понятности и объективной интерпретации полученных результатов;

- формирование интегрированной концепции управления предприятием и адекватной современным требованиям менеджмента инфраструктуры: рыночно ориентированных организационных структур, систем информационного обеспечения всех функциональных сфер деятельности предприятия.

В результате будет осуществлено эффективное  распределение и использование  финансово-экономических ресурсов, связанных с деятельностью предприятия, оптимизирована структура дебиторской  и кредиторской задолженности, снижены  кредитные риски и процентные ставки за кредит, обеспечена эффективная деятельность предприятия, оптимизирован процесс управления предприятием в целом.

Информация о работе Организация финансовой работы предприятия на примере "Белметпласт"