Управление кредитными операциями коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:22, дипломная работа

Описание

Коммерческий банк - это организация, главной функцией которой является мобилизация свободных денежных средств экономических субъектов и их размещение в экономике. Реализация этой функции затрагивает вопросы формирования и использования средств кредитного потенциала. Кредитование является наиболее прибыльной и самой рискованной активной операцией коммерческого банка. Следовательно, если целью банка является получение максимальной прибыли, то он должен уделять большое внимание кредитным операциям. Для достижения поставленной цели банк должен управлять процессом формирования своей ресурсной базы и эффективно её использовать.

В настоящее время вопрос эффективного использования ресурсов коммерческих банков представляет собой важную задачу банковской практики.

Эффективное управление ресурсами коммерческого банка - это достаточно сложная тема в российской банковской теории. Сейчас каждый банк по-своему строит работу по ресурсному управлению. Это связано с различными сегментами рынка, на которых работает тот или иной банк, с отсутствием общепризнанной методики управления ресурсами. Поэтому каждый участник рынка должен разработать данную проблему, учитывая особенности функционирования и положения банка на рынке банковских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

1.1 СУЩНОСТЬ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ

1.3 ФОРМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРЕДИТА И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.4 КРЕДИТНЫЙ РИСК КАК ОДНА ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

2.1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.2 УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.3 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

2.4 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

3.1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

3.2 МОДЕЛЬ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ В БАНКЕ. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ АКТИВОВ И ПАССИВОВ В ДИНАМИКЕ

3.3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

дип.работа 1.docx

— 128.57 Кб (Скачать документ)

Весь процесс  управления можно разделить на четыре укрупненные стадии:

планирование

организация

реализация

контроль

Планирование - решает задачу определения целей  развития банка и конкретных путей  их реализации на различных уровнях  детализации и временных отрезках его деятельности.

Обязательными элементами планирования являются:

гибкость и  индикативность, то есть возможность быстрого регулирования плана при неожиданных изменениях рыночной ситуации;

тщательно продуманный  и организованный процесс контроля над выполнением плановых показателей (мониторинг текущей деятельности), который нацелен не только на регистрацию  факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных  возможностей;

альтернативность  планирования: составление многовариантного плана для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;

встроенность системы планирования в организованную структуру банка, предполагающее участие менеджеров всех уровней управления в составлении планов и контроле над его выполнением;

ориентация стратегии  развития и отдельных планов на максимизацию финансовых результатов.

В идеале каждое решение банковских менеджеров должно обуславливаться следующими факторами:

задачами, которые  решает банковская организация;

прогнозируемым  и текущим состоянием внешней  среды: экономической ситуацией  в целом, состоянием рынков, на которых  действует банковская организация;

внутренними возможностями  банка: состоянием его активов и  пассивов, возможностями и квалификацией  банковского персонала;

принципами делегирования  полномочий руководителям различных  уровней, то есть степенью децентрализации  процесса управления.

Каждый из этих факторов, в свою очередь, так или  иначе, определяется в процессе банковского  планирования. На различных его этапах:

определяются  генеральные направления и приоритеты перспективного развития банка, локальные  цели и задачи;

разрабатываются банковские продукты, пользующиеся спросом  на рынке;

согласовываются конкретные планы, разрабатываемые  для решения стратегических задач  и внедрения перспективных банковских услуг, с достигнутым потенциалом  и структурными ограничениями на операции банка;

определяются  пути достижения оптимальных финансовых результатов при ограничении  риска;

уточняются и  корректируются перспективные плановые показатели с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий;

согласовываются текущие решения о проведении конкретных операций банка с цель поддержания его текущей ликвидности  и платежеспособности;

осуществляется  структурирование организации и  планирования персонала, которые обязаны  определить систему полномочий и  ответственности за выполнение плановых показателей обеспечить оперативное  взаимодействие подразделений банка  в процессе выполнения плана и  сформировать персонал необходимой  квалификации для решения перспективных  и текущих задач банка.

Планирование  оптимальной структуры источников ресурсной базы коммерческого банка  осуществляется в настоящее время  в условиях отсутствия на рынке ликвидных  и доходных финансовых инструментов, снижения доверия к банкам со стороны  населения, сужения рынка межбанковских  кредитов. Вопросы наращивания ресурсной  базы и обеспечения ее стабильности посредством эффективного управления пассивами, достижения оптимального соответствия структуры пассивов структуре активов  приобретают особую остроту и  актуальность.

Организация - это  распределение и координация  трудовых функций, необходимых для  достижения поставленных целей. Организация, как функция управления, обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы  на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации (что означает регулирование в кибернетическом смысле этого слова). Для этого изначально на административном уровне (то есть с закреплением соответствующих обязанностей), на информационном уровне (с созданием соответствующего документооборота и технологий), на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование и т.д.

Реализация - претворение  политики банка в действие предполагает принятие управленческих решений и  реализацию комплекса мер в соответствии с планом на основе оперативного анализа, создание благоприятных условий  в коллективе и мотивацию деятельности работников банка, подбор кадров.

Здесь осуществляется управление формированием средств  банка в соответствии с плановым масштабом деятельности. Этот процесс  можно назвать управление пассивами. Управление осуществляется в интересах  получения большей прибыли и  поддержания банковской ликвидности. Управление пассивами направлено на управление депозитными и недепозитными источниками.

Контроль - это  выявление достигнутых результатов  деятельности. Он предполагает определение  стандартов и норм для достижения результатов, измерение полученных результатов, корректировка результатов. Контроль осуществляется на всех этапах управления деятельности банка и  позволяет сопоставить результат  с планом, выявить резервы роста  и пути более эффективного использования  кредитных ресурсов.

Таким образом, можно сказать, что кредитный  риск для банков складывается из сумм задолженности заёмщиков по банковским ссудам, а также из задолженности  клиентов по другим сделкам. Компании тоже могут подвергаться определенному  кредитному риску в своих операциях  с банком. Если компания имеет много  свободных средств, которые она  помещает на банковский депозит, то при  возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство  своих вкладов.

Подверженность  кредитному риску существует в течение  всего периода кредитования. Величина кредитного риска - сумма, которая может  быть потеряна при неуплате или просрочке выплате задолженности. Максимальный потенциальный убыток - это полная сумма задолженности в случае ее невыплаты клиентом. Просроченные платежи не приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, представляющие собой издержки по процентам или потерю процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены раньше и помещены на депозит. Не смотря на то, что кредитный риск велик для кредиторов, компаниям, находящимся в сложном положении, банки все же вынуждены их предоставлять, дабы не терять возможные прибыли. В целях контроля за уровнем просроченной задолженности, а также за качеством кредитного портфеля необходимо провести анализ кредитного портфеля с точки зрения его доходности, надежности и степени риска. 

2.4 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО  ПОРТФЕЛЯ 

Основной задачей  анализа является выявление зон  повышенного риска, улучшение эффективности  кредитных операций, обеспечение  сбалансированности кредитной политики, направленной на получение максимальных доходов при оптимальном риске.

В процессе анализа  изучаются следующие данные:

остатки ссудной  задолженности в динамике;

остатки просроченной задолженности и ее доля в общей  задолженности в динамике;

структура кредитного портфеля по срокам;

основные показатели, характеризующие качество кредитного портфеля, в динамике.

Этот анализ рассмотрим на примере "ЮНИАСТРУМ  БАНКа" в период с 01.01.02 г. по 01.01.05 г.

Кредитный портфель "ЮНИАСТРУМ БАНКа" сформирован следующим образом (табл.2.1). 

Таблица 2.1. Кредитный  портфель "ЮНИАСТРУМ БАНКа" (тыс. руб.)

Категория заемщика  01.01.02г.   01.01.03г.   01.01.04г.   01.01.05г.

1 2 3 4 5

Физические лица 12547,50 26309,12 43312,98 88400,8

Юридические лица 72143,66 91738,68 183945,25 183601,65

ИТОГО 84691,16 118047,80 227258,23 272002,45 

За прошедший  год обеспечено незначительное наращивание  кредитного портфеля банка.

Объем ссудной  задолженности за 2004г. вырос на 44,7 млн. руб., что на 19,7% больше по сравнению  с 2003 г.

При этом объем  ссудной задолженности юридических  лиц за 2004г. незначительно снизился (на 343,6 тыс. руб.), а объем ссудной  задолженности физических лиц увеличился на 45,09 млн. руб. (т.е. на 2,04%) по сравнению  с 2003г.

Следует отметить, что наибольший удельный вес (67,5%) занимают кредиты юридических лиц. Эта  ситуация наблюдается в течение  всего рассматриваемого периода. 

 

Рис.2.4 Динамика общей ссудной задолженности  в тыс. руб.

 

В целом за анализируемый  период кредитный портфель вырос  в 3,2 раза.

Динамика его  изменения в целом и в разрезе  физических и юридических лиц  наглядно представлена на рис.2.4 и 2.5 

 

Рис.2.5 Динамика остатков по кредитам физических и  юридических лиц (в тыс. руб.) 

"ЮНИАСТРУМ  БАНК" предоставляет физическим  лицам следующие виды кредитов: на неотложные нужды, на приобретение (строительство,) объектов недвижимости, на образование, овердрафты и др. Остатки по видам кредитов представлены в табл.2.2 

Таблица 2.2. Остатки  по кредитам физических лиц в динамике (тыс. руб.)

Вид кредита 01.01.02 01.01.03 01.01.04 01.01.05

1 2 3 4 5

На приобретение (строительство,) недвижимости 1185,26 2345,28 7630,15 9545,25

На неотложные нужды 11362,24 23963,84 35637,66 48544,15

Экспресс - кредит 0,00 0,00 0,00 1435,40

Кредиты на образование 0,00 0,00 0,00 28788,44

Овердрафты по банковским картам 0,00 0,00 45,17 87,56

ИТОГО 12547,50 26309,12 43312,98 88400,8

 

Из табл.2.2 видно, что за 2004г. увеличились остатки  по кредитам, предоставленным на неотложные нужды (на 37,3%), на приобретение объектов недвижимости (на 8,4%). В 2004г. появились  новые виды кредитования - кредиты "Единовременный", "Кредит на образование", "Экспресс-кредит".

Их доля составила 0,45% в общей задолженности. Получило дальнейшее развитие кредитование в форме овердрафта (по банковским картам), введенное в 2003 г. В общем, за последние 3 года кредитование физических лиц выросло в 7 раз. С каждым годом увеличивались остатки по кредитам на неотложные нужды, на приобретение недвижимости.

Важным этапом анализа является изучение изменения  просроченной задолженности и ее удельного веса в общей задолженности, а также погашения этой задолженности, фактов списания кредитов за счет резерва  на возможные потери по ссудам.

Сведения об остатках просроченной задолженности, ее уровне и о списании за счет резерва  представлены в таблице 2.3 

Таблица 2.3. Сведения о просроченной задолженности (тыс. руб.)

Показатели 01.01.02г.  01.01.03г.  01.01.04г.  01.01.05г.

1 2 3 4 5

Остаток ссудной  задолженности всего, в т. ч.:  84691,16 118047,80 227258,23 272002,45

- задолженность  физических лиц;  12547,50 26309,12 43312,98 88400,8

- задолженность  юридических лиц 72143,66 91738,68 183945,25 183601,65

Просроченная  задолженность всего, в т. ч.:  42,34 82,63 159,08 136,00

- по физическим  лицам;  42,34 38,25 42,5 54,35

- по юридическим  лицам 0,00 44,38 116,58 81,65

Списано за счет резерва 0,00 0,00 0,00 0,00

Удельный вес  общей просроченной задолженности  в общем остатке (%)  0,05 0,07 0,07 0,05

Доля просроченной задолженности по кредитам физических лиц (%)  0,05 0,03 0,02 0,02

Информация о работе Управление кредитными операциями коммерческого банка