Управление заёмным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
раскрыть сущность и задачи управления капиталом, его значимость;
обозначить принципы формирования капитала предприятия;
изучить из чего состоит собственный и заёмный капитал;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
выявить воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия
рассмотреть, как происходит управление финансовым лизингом и облигационным займом

Содержание

Введение
I Основы управления капиталом предприятия
Экономическая сущность и классификация капитала предприятия ...4
1.2 Сущность и задачи управления капиталом предприятия…………….6
1.3 Управление стоимостью капитала……………………………………..7
1.4 Управление структурой капитала ……………………………………16
II Управление собственным капиталом
2.1 Состав собственного капитала и особенности формирования собственных финансовых ресурсов предприятия………………………..20
2.2 Финансовые механизмы управления формированием операционной прибылью…………………………………………………………………...24
2.3 Дивидендная политика предприятия………………………………...27
2.4 Управление эмиссией акций…………………………………………..32
III Управление заёмным капиталом
3.1 Состав заёмного капитала и механизмы его привлечения…………..34
3.2 Управление привлечением банковского кредита…………………….36
3.3 Управление финансовым лизингом…………………………………...38
3.4 Управление облигационным займом………………………………….40
3.5 Управление текущими обязательствами по расчётам …………….42
IV Практическая часть
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 288.98 Кб (Скачать документ)

     Среди этих видов главная роль принадлежит  операционной прибыли, на долю которой  приходится большая часть общей  суммы балансовой прибыли, а на многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли.

     Основной  целью управления формированием  операционной прибыли предприятия  является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов  дальнейшего увеличения ее суммы

     Механизм  управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с  объемом реализации продукции, доходов  и издержек предприятия. Система  этой взаимосвязи получила название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».

     В процессе осуществления операционной деятельности формируется три вида операционной прибыли:

     1. маржинальная операционная прибыль. 

     2. валовая операционная прибыль.

     3. чистая операционная прибыль. 

     В процессе управления формированием  операционной прибыли на основе системы  «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» предприятие решает ряд  задач.

     1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода. Для достижения «точки безубыточности» своей деятельности предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции, при котором сумма чистого операционного дохода сравняется с суммой издержек – как постоянных, так и переменных.

     2. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.

     3. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли.

     4. Определение суммы «предела безопасности»  (или «запаса прочности») предприятия,  т. е. размера возможного снижения  объема реализации продукции  в стоимостном выражении при  неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность.

     5. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия.

     6. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли.

     7. Определение возможных результатов  роста суммы валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек.

     Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия  с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих основных факторов:

  • объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
  • суммы и уровня чистого операционного дохода;
  • суммы и уровня переменных операционных издержек;
  • суммы постоянных операционных издержек;
  • соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
  • суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

     Эти показатели могут рассматриваться  как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты .

     2.3 Дивидендная политика предприятия

     Под термином «дивидендная политика» можно  понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

     Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

     Исходя  из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

     Наиболее  распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:

     1. теория независимости дивидендов. Ее авторы – Ф. Модильяни  и М. Миллер утверждают, что  избранная дивидендная политика  не оказывает никакого влияния  ни на рыночную стоимость предприятия  (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.

     2. теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы  – М. Гордон и Д. Линтнер  утверждают, что каждая единица  текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что «она очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

     3. теория минимизации дивидендов (или  «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т. п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.

     4. сигнальная теория дивидендов (или  «теория сигнализирования»). Эта  теория построена на том, что  основные модели оценки текущей  реальной рыночной стоимости  акций в качестве базисного  элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме  и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

     5. теория  соответствия дивидендной  политики составу акционеров (или  «теория клиентуры»). В соответствии  с этой теорией компания должна  осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения.

     Практическое  использование этих теорий позволило  выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики .

     Основные  типы дивидендной политики

Определяющий  подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политики
1. консервативный  подход 1. остаточная  политика дивидендных

    выплат

2. политика стабильного  размера

    дивидендных  выплат

2. умеренный  (компромиссный)

    Подход

3. политика минимального

    стабильного  размера дивидендов с

    надбавкой  в отдельные периоды

     
3. агрессивный  подход 4. политика стабильного  уровня

    дивидендов

5. политика постоянного  возрастания

    размера  дивидендов

 

     1. Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что фонд  выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.

     2. Политика стабильного размера  дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).

     3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды (или политика  «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом  является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности.

     4. Политика стабильного уровня  дивидендов рассматривает установление  долгосрочного нормативного коэффициента  дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части).

     5. Политика постоянного возрастания  размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в  предшествующем периоде.

     С учетом рассмотренных принципов  дивидендная политика формируется  по следующим основным этапам . 

     

     Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято разделять на четыре группы.

  • Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия
  • Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников .
  • Факторы, связанные с объективными ограничениями (уровень налогообложения дивидендов, фактический размер получаемой прибыли, коэффициент рентабельности собственного капитала и пр.).
  • Прочие факторы (конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является компания, неотложность платежей по ранее полученным кредитам, возможность утраты контроля над управлением компанией и др.).

     Оценка  этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной  политики на ближайший перспективный период .

     Важным  этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов Основными из таких форм являются:

     1. выплаты дивидендов наличными  деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

     2. выплата дивидендов акциями. Такая  форма предусматривает предоставление  акционерам вновь эмитированных  акций на сумму дивидендных  выплат.

     3. автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет  акционерам право индивидуального  выбора – получить дивиденды  наличными, или реинвестировать  их в дополнительные акции.

     4. выкуп акций компанией. Он рассматривается  как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций.

Информация о работе Управление заёмным капиталом