Управление заёмным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными из которых являются:
раскрыть сущность и задачи управления капиталом, его значимость;
обозначить принципы формирования капитала предприятия;
изучить из чего состоит собственный и заёмный капитал;
рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
выявить воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности
установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
раскрыть суть эмиссионной политики предприятия
рассмотреть, как происходит управление финансовым лизингом и облигационным займом

Содержание

Введение
I Основы управления капиталом предприятия
Экономическая сущность и классификация капитала предприятия ...4
1.2 Сущность и задачи управления капиталом предприятия…………….6
1.3 Управление стоимостью капитала……………………………………..7
1.4 Управление структурой капитала ……………………………………16
II Управление собственным капиталом
2.1 Состав собственного капитала и особенности формирования собственных финансовых ресурсов предприятия………………………..20
2.2 Финансовые механизмы управления формированием операционной прибылью…………………………………………………………………...24
2.3 Дивидендная политика предприятия………………………………...27
2.4 Управление эмиссией акций…………………………………………..32
III Управление заёмным капиталом
3.1 Состав заёмного капитала и механизмы его привлечения…………..34
3.2 Управление привлечением банковского кредита…………………….36
3.3 Управление финансовым лизингом…………………………………...38
3.4 Управление облигационным займом………………………………….40
3.5 Управление текущими обязательствами по расчётам …………….42
IV Практическая часть
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 288.98 Кб (Скачать документ)

     2.4 Эмиссионная политика предприятия

     Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих  за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, введем ряд ограничений.

     Во-первых, эмиссионная политика предприятия  будет ограничена вопросами эмиссии только акций – основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.

     Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

     В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов .

     Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

     С позиции финансового менеджмента  основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

     Разработка  эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы .

       
 
 

   III Управление заёмным капиталом

    3.1 Состав заёмного  капитала и механизмы  его привлечения

    Эффективная финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

   Хотя  основу любого бизнеса составляет собственный  капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. 
 

   

 

    3.2 Управление привлечением банковского кредита

     В составе финансового кредита, привлекаемого  предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала).

    Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

    Банковский  кредит предоставляется предприятиям на современном этапе в следующих основных видах:

      
 

    Многообразие  видов и условий привлечения  банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления. Такое управление осуществляется по следующим основным этапам:

      

    3.3 Управление финансовым  лизингом

    Финансовый  лизинг представляет собой хозяйственную  операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей  их в пользование арендатора на скор, не превышающий периода полной их амортизации с обязательной последующей  передачей права собственности  на эти основные средства арендатору. 

Финансовый лизинг рассматривает как один из видов  финансового кредита. Основные средства, переданные в финансовый лизинг, включаются в состав основных средств арендатора.

   Кредитные отношения финансового лизинга  характеризуются многоаспектностью, проявляемой в достаточно широком диапазоне.

  1. Финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала — долгосрочном кредите.
  2. Финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах.
  3. Финансовый лизинг автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения
  4. Финансовый лизинг обеспечивает покрытие „налоговым щитом" всего объема привлекаемого кредита.
  5. Финансовый лизинг обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга.
  6. Финансовый лизинг обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга его использования и т.п.
  7. Финансовый лизинг характеризуется более упрощенной процедурой оформления кредита в сравнении с банковским.
  8. Финансовый лизинг обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива.
  9. Финансовый лизинг не требует формирования на предприятии фонда погашения основного долга в связи с постепенностью его амотризации.

   Основной  целью управления финансовым лизингом с позиций привлечения предприятием заемного капитала является минимизация потока платежей по обслуживанию каждой лизинговой операции.

     
     
     

    3.4 Управление облигационным займом 

    Одним из источников привлечения заемных  средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому  источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим  законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

    Решение о выпуске облигаций предприятие  принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

    Как кредитный инструмент облигационный  займ имеет определенные преимущества и недостатки.

    Привлечение заемных финансовых ресурсов путем  выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:

    а)   эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

    б)  облигации могут быть выпущены при относительно невысоких 
финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со 
ставками процента за банковский кредит или дивидендами по 
акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в 
случае банкротства предприятия;

    в) облигации имеет большую возможность распространения, чем 
акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

    Вместе  с тем, этот источник привлечения  заемных финансовых средств имеет  и ряд недостатков:

    а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или 
коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления 
негативных последствий финансовой деятельности предприятия);

    б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

    в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

    г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового  рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а  инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в  сравнении со среднерыночными) расходы  по обслуживанию своего долга.

   Основной  целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида. 

 

    3.5 Управление текущими обязательствами по расчётам

    Текущие обязательства по расчетам характеризуют  наиболее краткосрочный вид используемых предприятием заемных средств, формируемых им за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам расчетов производятся предприятием ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности — в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца. Так как с мо мента начисления средства, входящие в состав текущих обязательств по расчетам, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются им до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.

    Как форма заемного капитала, используемого  предприятием в процессе своей хозяйственной  деятельности, текущие обязательства  по расчетам характеризуются следующими основными особенностями:

  1. Текущие обязательства по расчетам являются для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. Как бесплатный источник формирования капитала они обеспечивают снижение не только заемной его части, но и всей стоимости капитала предприятия. Чем выше в общей сумме используемого предприятием капитала доля текущих обязательств по расчетам, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет показатель средневзвешенной стоимости его капитала.
  2. Размер текущих обязательств по расчетам, выраженный в днях оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер текущих обязательств по расчетам, тем меньший объем средств (при прочих равных условиях) предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности.
  3. Сумма формируемых предприятием текущих обязательств по расчетам находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь — от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые им для предстоящих расчетов, а соответственно увеличивается общая их сумма, и наоборот. Поэтому при неизменном коэффициенте финансового левериджа развитие операционной деятельности предприятия не увеличивает его относительную потребность в кредите за счет роста заемного капитала, формируемого из внутренних источников.
  4. Прогнозируемый размер текущих обязательств по расчетам по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав этих обязательств, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Управление заёмным капиталом