Анализ и совершенствование системы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:34, дипломная работа

Описание

управленческой деятельности.
Основная задача – выделить из общей массы учебных пособий по общей теории и практики управления именно то, что касается управления предприятиями данной отрасли и выявить специфику управления, основные факторы, которые оказывают существенное влияние на управленческий потенциал предприятий. А также доказать насколько важно эффективное управление, как много зависит от этого и каким образом можно усовершенствовать систему управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ………………… 8
1.1. Понятие управления производством…………………………………… 8
1.2. Теоретические аспекты совершенствования системы управления 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТЕХСЕРВИС» ……………………………………………………….. 20
2.1. Общая характеристика ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………. 20
2.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на развитие организации………………………………………………………… 24
2.3. Финансовое состояние ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………. 36
2.4. Анализ системы управления……………………………………………. 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «ТЕХСЕРВИС»……………………………………… 66
3.1. Управление в ОАО «ТЕХСЕРВИС» в новых условиях. Основные направления развития новой структуры управления………………………. 66
3.2. Совершенствование системы управления и операционного управления в ОАО «ТЕХСЕРВИС»…………………………………………. 75
3.3. Повышение качественного состояния персонала управления
в ОАО «ТЕХСЕРВИС»………………………………………………………. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ………………………………. 85

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 450.00 Кб (Скачать документ)

Трудовые процессы на предприятии  достаточно механизированы. Все работы выполняются на соответствующем оборудовании:

  • токарный станок;
  • сверлильный станок;
  • фрезерный станок;
  • шлифовальный станок;
  • строгальный станок;
  • станок для наплавки;
  • точильный станок;
  • электропечь камерная;
  • механическая пила;
  • пресс гидравлический;
  • сварочный агрегат;
  • агрегат окрасочный.

Некоторые технологические  процессы автоматизированы. Например: разборка и сборка трактора и его  двигателя, мойка поставлены на конвейер.

В отделах аппарата управления используется компьютерная техника.

 

Внешняя среда  организации

Важнейшей частью предпринимательской  деятельности сельскохозяйственного  организации должен стать поиск  и выбор наиболее эффективных  каналов реализации продукции.

На выбор канала реализации влияет:

  • цена реализации;
  • затраты на реализацию;
  • спрос на продукцию, который учитывается не только при производстве, но и при выборе способа реализации.

Суть в том, чтобы  не только произвести нужные потребителю  продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые  средства производства и материальные ресурсы.

Потребителями услуг, производимых ОАО  «Большеглушицкремтехсервис», являются сельскохозяйственные организации  Большеглушицкого района и соседних районов Самарской и Саратовской  областей, а также индивидуальные фермерские хозяйства и население  района.

Ассортимент, предлагаемых услуг ОАО «Большеглушицкремтехсервис» за последние несколько лет практически не изменилась. Основным видом услуг остается ремонт тракторов и другой сельскохозяйственной техники.

Рассмотрим динамику спроса на основной вид услуг, выполняемых предприятием (рис.2.3.)

Табл. 2.3.

Динамика спроса на услуги ОАО «Техсервис»

Показатели

Годы

Отклонение,

%

2005

2006

2007

Ремонт тракторов, шт.

2

9

1

50

Ремонт двигателей, шт.

85

96

87

102

Ремонт коробка перемены передач, шт.

 

91

 

141

 

178

 

196

Ремонт ведущих мостов, шт.

10

11

19

190

Ремонт труб шарниров, шт.

24

83

84

350


Рис. 2.3.  Динамика спроса на основные услуги ОАО «Техсервис»

 

Крепкие и надежные отношения между  предприятием и поставщиками – необходимое  условие его процветания. Основными поставщиками ОАО  являются Кировский тракторный завод (Санкт-Петербург) и Ярославский моторный завод (город Ярославль), с которыми у предприятия заключены договора на поставку необходимых материалов и оборудования.

Основными конкурентами ОАО «Техсервис» являются сами хозяйства, в которых имеются ремонтные мастерские, но как говорилось ранее содержать такие мастерские на данный момент хозяйствам не очень выгодно по причине дорогостоящего оборудования для ремонта и найма квалифицированной рабочей силы. Поэтому в большинстве случаев хозяйства предпочитают пользоваться услугами ОАО.

Несмотря на неблагоприятную экономическую  ситуацию, в которой на данный момент находятся сельскохозяйственные предприятия, ОАО остается на протяжении последних трех лет рентабельным предприятием.

 

        2.3. Финансовое состояние ОАО «Техсервис»

 

Основным источником для оценки финансового состояния  предприятия  является бухгалтерский баланс, в  котором отражено как имущество  предприятия, так и источники его формирования.

Вертикальный и горизонтальный анализы балансов и отчетов о  прибылях и убытках позволяют  определить какую  долю занимает та или иная статья в балансе и  на сколько она снизилась или  увеличилась за анализируемый период.

Был проведен синтетический анализ, в котором отражены изменения показателей ОАО «Техсервис» за 2005 – 2007 гг. (табл. 2.4.). Как видно из этой таблицы по некоторым показателям произошло снижение: основные средства снизились на 7% за счет выбытия и изношенности, денежные средства – 98%, кредиторской задолженности – на 15%, это означает, что предприятие постепенно погашает свои долги.

Табл. 2.4.

Синтетический анализ

I.Внеоборотные активы

1

2

1.Основные средства

Снизились на 238 тыс. руб. (7%), ухудшение  материально-технической базы, низкие темпы обновления

II.Оборотные активы

1.Запасы

Снизились на 1633 тыс. руб. (16%)

2.Дебиторская задолженность

Возросла на 3924 тыс. руб. (308%), улучшение  кредитной политики предприятия, расширение рынков сбыта.

3.Денежнгые средства

Снизились на 234 тыс. руб. (98%)

4.Налог

Возрос на 194 тыс. руб. (44%)

III.Капиталы и резервы

1. Капитал

Тенденция к увеличению

2.Нераспределенная прибыль

Увеличилась на 1668 тыс. руб. (132%). Достаточный  уровень самофинансирования, снижение издержек, повышение прибыли (выручки).

Продолжение таблицы 2.4

IV.Долгосрочные обязательства

V.Краткосрочные обязательства

1.Займы и кредиты

Увеличились на 1200 тыс. руб.

2.Кредиторская задолженность

Снизилась на 900 тыс. руб. (13%). Своевременность  расчетов по текущим обязательствам.

Рентабельность

Стабилизация прибыльности предприятия. Предприятие эффективно использует активы, акционерный капитал. Эффективное  использование затрат, идущих на производство продукции.

Платежеспособность

Высокая степень зависимости платежеспособности предприятия от запасов

Ликвидность

Недостаточная возможность предприятия  погасить краткосрочные обязательства  имеющимися денежными средствами

Финансовая устойчивость

Используемые предприятием активы почти полностью сформированы за счет собственного капитала. Доля заемных средств в источниках финансирования невелика. Имеет в наличии достаточного количества собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Высокие возможности для финансового маневрирования.

Деловая активность

Наблюдается тенденция к снижению. Оборачиваемость средств, вложенных  в активы, уменьшается, так же как  скорость реализации запасов, что означает снижение их активности и их использования. Тенденция к уменьшению деловой  активности.


 

2.4. Анализ системы управления

        Структура управления ОАО «Техсервис»

В процессе производственной деятельности между сотрудниками организации  и ее структурными подразделениями  устанавливаются  постоянные производственные связи. Они носят информационный,  технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер и характеризуют организационную целостность предприятия. Основной системой, осуществляющей эти связи, является система управления. Совокупность элементов и звеньев этой системы и установленных между ними постоянных связей (порядок их соподчиненности) образует структуру управления.

Определяющую роль в формировании структуры управления играют функции  управления. Процесс формирования заключается  в выделении и организационном  закреплении различных управленческих функций за соответствующими звеньями, работниками аппарата управления.

Конкретное выражение  структура управления находит в  схеме управления: составе, взаимосвязях и соподчиненности звеньев (отделы, сектора, службы); штатных расписаниях; составе работников, разграничении функций и задач (работ) управления; положениях, должностных инструкциях.

В схемах структур управления отражаются состав структурных звеньев, подчиненность  и внутренняя связь каждого структурного звена системы. В штатных расписаниях  регистрируется численный и профессиональный состав работников по каждому структурному звену управления. Положения и должностные инструкции фиксируют обязанности, права и ответственность подразделений и отдельных должностных лиц, а так же их взаимосвязь друг с другом.

От структуры управления и ее соответствия условиям и факторам производства в значительной мере зависит эффективность  системы управления производством, четкость ее функционирования.

Решающее влияние на формирование структуры управления оказывает  структура производства, в которой выделяют две составляющие: организационная структура и структура управления.

Структура управления должна отражать организационное устройство объекта управления, его иерархический  строй.

Существенное влияние  на  структуру управления оказывают размещение производственных подразделений, населенных пунктов по территории, наличие дорог, средств связи, транспорта. Так при прочих равных условиях в хозяйстве с компактной территорией, хорошими дорогами, крупными населенными пунктами структура управления будет проще, целый ряд функции обслуживания производства, а соответственно и  управления ими, смогут быть централизованы, что облегчит руководство. При формировании структуры управления необходимо учитывать и уровень квалификации кадров управления. Только при наличии работников требуемой квалификации можно проводить те или иные структурные изменения. Повышение уровня квалификации работников способствует расширению масштабов управления. Так же при формировании структуры управления необходимо соблюдать нормы управляемости.

Существенным фактором, влияющим на структуру управления, является организационно-правовая форма организации. Каждая форма  со своей спецификой и характерными чертами в соответствии с законом  может применять свои определенные схемы управления.

В соответствии со статьей 103 ГК РФ высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Законом  и Уставом Общества (приложение 1) устанавливаются вопросы исключительной компетенции общего собрания акционерного общества, которые не могут быть переданы им на решение исполнительным органов.

Органами управления  ОАО «Техсервис» являются:

  • общее собрание акционеров;
  • Совет директоров общества;
  • единоличный исполнительный орган общества – директор;
  • ревизионная комиссия.

Высшим органом управления ОАО является общее собрание акционеров. Общество обязано ежегодно  проводить общее собрание акционеров. Годовое общее собрание акционеров проводится в сроки, установленные Уставом общества. На годовом общем собрании должны решаться вопрос об избрании совета директоров общества, ревизионной комиссии, утверждения аудитора общества, вопросы, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах», а также могут решаться другие вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров.

Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества.

Исполнительный орган  ОАО «Большеглушицкремтехсервис»  – единоличный (директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен наблюдательному совету и общему собранию акционеров. Директор организует выполнение решений общего собрания акционеров и наблюдательного совета.

Ревизионная комиссия общества осуществляет контроль за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества.

Сложившаяся на сегодняшний  день организационная структура в ОАО «Техсервис» не предусматривает существования такой важной в современных условиях хозяйствования службы как маркетинговая. Результатом этого являются трудности в реализации продукции и услуг, более низкие цены реализации, проблемы с завоеванием более выгодного сегмента рынка.

Каждый элемент структуры  управления предприятия является носителем  определенных управленческих полномочий, под которыми понимается совокупность официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Так как в современных условиях невозможно руководить единолично всей организацией, руководитель предприятия делегирует часть своих полномочий другим руководителям и специалистам предприятия. Это с одной стороны позволяет руководителю освободиться от второстепенных задач, а с другой приблизить принятие решений.

Распределение полномочий на предприятии по принятию решений всегда распространяется сверху вниз. Но полномочия не всегда распределяются равномерно. По тем или иным причинам они, обычно, сосредотачиваются на верхних или нижних ступенях управления. Ситуация сосредоточения полномочий на верхних уровнях управления есть централизация управленческих полномочий, на нижних - децентрализация. Объективно сложилось так, что полная централизация или децентрализация невозможны. Абсолютная централизация  невозможна в  связи  с ограниченностью ресурсов времени, знаний, опыта и необходимостью оперативно реагировать на изменения в деятельности предприятием. Полная децентрализация  управленческих  полномочий  приведет  к  потере управляемости организации.

На степень сосредоточения управленческих полномочий влияют: размер организации, издержки, связанные с принятием управленческого решения, задачей обеспечения единообразия проводимой политики, особенностей сложившихся традиций управления данной организации, характер и мировоззрения руководителей, наличие необходимых кадров и некоторые другие.

В ОАО «Техсервис» наблюдается ситуация сосредоточения большинства полномочий и обязанностей у руководителя организации, что в последние годы существенно сковывает деятельность всех подразделений организации. Если в период становления производства в новых условиях перехода к рынку концентрация должностных полномочий имела решающее значение для повышения управляемости и оперативности производственных процессов, то сейчас возникла необходимость дальнейшего развития производства посредством изыскания новых и перспективных направлений. И это уже не под силу охватить одному специалисту, пусть даже очень квалифицированному.

 

        Методы управления

Методы управления – это система  способов воздействия на объект для достижения определенного результата. Для управления необходимо знать, и умело использовать закономерности объекта управления. Механизм реализации этих закономерностей в практических действиях и есть механизм управления. Он включает в себя средства, рычаги и стимулы, посредством которых управляющая система воздействует на управляемую.

Существует несколько подходов к классификации методов управления. Однако к человеку и коллективу имеет  смысл применять только такие  средства воздействия, которые затрагивают их интересы. Поэтому заслуживает внимания классификация по содержанию воздействия: экономическое, организационное, социально-психологическое. Основой данной классификации являются побудительные мотивы отдельных работников к труду, их потребности и интересы. Именно они определяют поведение людей.

Информация о работе Анализ и совершенствование системы управления организацией