Анализ системы управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы - анализ и разработка предложений по совершенствованию системы управления.
Предмет исследования – организационная система управления Городской Клинической Больницы № 40.
Основной задачей при разработке дипломной работы явилось выполнение анализа системы управления МУ ГКБ№40, выбор метода анализа, с помощью которого можно было бы сделать выводы и принять управленческие решения по дальнейшему улучшению работы и ее экономических результатов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы построения управленческих систем. Уровни управления 7
1.1 Типы организационных структур управления. Масштабы управления 13
1.2. Построение систем управления. Взаимосвязь организационной структуры и системы управления персоналом 21
2. Анализ системы управления организации 29
2.1. Характеристика и организационная структура управления Городской клинической больницы № 40 29
2.2. Анализ и предложения по совершенствованию системы управления Городской клинической больницы №40 43
Заключение 56
Список сокращений 60
Библиографический список литературы 61

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 680.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Приложения 1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономические перемены в обществе связаны в первую очередь, с переходом на рыночные отношения, что напрямую затронуло и здравоохранение. Однако к рынку здравоохранение движется и под действием внутренних реформ, олицетворением которых является внедрение медицинского страхования и развитие платных услуг. Переход осуществляется большей частью стихийно, неуправляемо. Органы управления здравоохранения не сумели взять этот процесс под свой контроль.

Между тем, перевод здравоохранения, как важнейшей социальной сферы, на рыночные рельсы предполагал серьезную подготовительную работу, которая не была проведена. Тем самым с повестки дня не снимается проблема разработки принципов функционирования здравоохранения в условиях рынка. Одного только описания происходящего процесса перехода к рынку, к тому же далеко не всегда сопровождающегося оправданными шагами, без четкого научного обоснования, явно не достаточно для выработки правильной экономической стратегии управления здравоохранением. Здравоохранение как специфическая сфера, затрагивающая жизненно важные вопросы, не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения.

Здравоохранение является неотъемлемой частью общественного  производства и подчиняется общим экономическим законам. Но, как и все общественные законы, экономические законы не действуют автоматически и прямолинейно. Наряду со множеством факторов, оказывающих свое влияние на характер действия экономических законов, огромную роль играет специфика конкретной сферы экономики. Здравоохранение в этом ряду – весьма специфичное производство. Одна из основных особенностей заключается в том, что здравоохранение производит не товары, а услуги, то есть относится к сфере услуг. В то же время, хотя здравоохранение отличает то, что его услуги направлены непосредственно на самого человека, но это, однако, не делает здравоохранение исключительной сферой. По своему экономическому содержанию медицинские услуги ни чем принципиально не отличаются от услуг педагога, парикмахера, массажиста, которые так же направлены на самого человека.

В качестве учредителей  медицинских учреждений в зависимости  от организационно-правовой формы лечебно-профилактического учреждения могут выступать юридические и физические лица (граждане). Во многих случаях в качестве учредителей выступают собственники. Если речь идет о государственных или муниципальных медицинских учреждениях, то учредителями являются соответствующие органы власти в лице комитетов по управлению имуществом или других уполномоченных органов. К числу вышестоящих органов медицинских учреждений относятся комитеты (управления, департаменты, министерства и т.д.) по здравоохранению. Однако сама по себе принадлежность к вышестоящим органам не дает им автоматического права на регулирование цен – это право должно быть закреплено в положении о соответствующем органе управления здравоохранения. Сами медицинские учреждения в настоящее время получили большие полномочия в установлении цен на оказываемые ими медицинские и иные услуги. Это право должно быть подкреплено уставом медицинского учреждения.

Результаты работы каждой службы аппарата управления организацией оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и  задач. Соответственно строится и система  материального поощрения, ориентированная, прежде всего, на достижение высоких показателей каждой службы.

Одной из сложных и  важных проблем исследовании управления является оценка результатов исследования, т.е. установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Актуальность темы дипломной работы вызвана тем, что в процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ — это функция, которую должны осуществлять все руководители — независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.

Когда говорят «менеджер», то имеют  в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер, экономист, или врач, занимающийся управлением. К тому же менеджер это специалист прошедший специальную подготовку.

В широком смысле задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы  выбрать ту структуру, которая лучше  всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Цель дипломной работы - анализ и разработка предложений по совершенствованию системы управления.

Предмет исследования – организационная система управления Городской Клинической Больницы № 40.

Основной задачей при разработке дипломной работы явилось выполнение анализа системы управления МУ ГКБ№40, выбор метода анализа, с помощью которого можно было бы сделать выводы и принять управленческие решения по дальнейшему улучшению работы и ее экономических результатов.

Теоретической и методологической основой дипломной  работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления организацией, таких как П.Н. Завлин, И.Е. Рудакова, Котлер Ф., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Райсс М., Уткин Э.А и другие.

В дипломной  работе использованы нормативные материалы, указания, положения, приказы, годовые отчеты, изданные и применяемые в ГКБ №40.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В заключение сформулированы выводы по результатам дипломной  работы.

  1. Понятие и принципы построения управленческих систем. 
    Уровни управления

 

Организация - объединение людей, совместно  реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур [24]. «Организовать» - значит спланировать и определить те функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а так же объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения [14].

Производственно хозяйственная  деятельность каждого предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской  деятельности [4]. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью.

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств под действием различных внешних и внутренних изменений [24]. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:

  • решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведении разных подразделений
  • все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений, на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.

"Структура управления  организацией", или "организационная  структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций [19].

Каждый сотрудник организации  должен понимать, что ожидается от него, какими полномочиями он обладает, какими должны быть его взаимоотношения с другими служащими. Это достигается с помощью схемы организации, дополненной соответствующими справочниками (инструкциями), и распределения обязанностей. При построении схемы структуры организации с системой внутренних взаимосвязей необходимо учитывать следующее: схема дает лишь общие контуры структуры организации; она должна быть доступна для понимания, содержать минимальное количество деталей; не существует стандартных построений организационной структуры, каждая организация имеет свои особенности.

Но есть и общие  положения. Во-первых, схема должна отражать реальную структуру организации, а не быть неким теоретическим стандартом. Если схему структуры трудно составить, то причина может заключаться в том, что сама организация дефектна, т.е. с течением времени ее структура стала не эффективной, громоздкой, а линии взаимоотношений стали искаженными. Во-вторых, основные составляющие схемы – плоские геометрические фигуры (чаще всего прямоугольники, треугольники и круги) должны отображать существующие подразделения, но не функции или задачи. В-третьих, подразделения и должности соединяются между собой линиями (а не стрелками!). В-четвертых, схема должна охватывать все уровни управления и быть настолько наглядной, чтобы все уровни ясно просматривались.

Схема позволяет выделить линии взаимозависимости и отношений  внутри организации. Как источник получения  информации схема может быть использована в рамках ознакомления с деятельностью  и структурой управления предприятием (в частности, вновь принятых на работу), а так же в качестве наглядного дополнительного материала при разработке и изучении должностных инструкций и положений о подразделениях. Ею можно воспользоваться и в качестве основы для возможной реорганизации или модификации структуры организации. Наконец, схема используется в качестве справочного материала, позволяет работникам организации быстро ознакомиться с произошедшими в рамках организации изменениями.

Недостатки использования схематичных построений проявляются, во-первых, в статичности, поскольку схема отражает структуру организации в определенный момент времени и потому быстро устаревает. Хотя основная структура организации и остается неизменной в течение длительного времени, в рамках этой структуры возникает много изменений (например, кадровых), что, естественно, требует внесения определенных замен и дополнений. Во-вторых, в схеме не отражаются неформальные отношения, что снижает ее  практическую значимость и может привести к усилению бюрократизма. Схемы, по существу, негибки и отражают устойчивые каналы взаимоотношений, но не указывают на наиболее рациональные, короткие связи, которые весьма часто возникают в процессе деятельности организации. В-третьих, нередко возникают трудности в представлении об уровнях значимости. Неправильное впечатление может возникнуть в результате чтения схемы, где на одной горизонтальной линии показаны несколько управленцев, что якобы подразумевает их одинаковый статус. Поэтому иногда довольно сложно с требуемой точностью обозначить реальные отношения, разную значимость должностей и положений.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.[19]

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как  отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений  организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера  общих функций, выполняемых в  процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Информация о работе Анализ системы управления организации