Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:26, курсовая работа
Цель дипломной работы - анализ и разработка предложений по совершенствованию системы управления.
Предмет исследования – организационная система управления Городской Клинической Больницы № 40.
Основной задачей при разработке дипломной работы явилось выполнение анализа системы управления МУ ГКБ№40, выбор метода анализа, с помощью которого можно было бы сделать выводы и принять управленческие решения по дальнейшему улучшению работы и ее экономических результатов.
Введение 3
1. Понятие и принципы построения управленческих систем. Уровни управления 7
1.1 Типы организационных структур управления. Масштабы управления 13
1.2. Построение систем управления. Взаимосвязь организационной структуры и системы управления персоналом 21
2. Анализ системы управления организации 29
2.1. Характеристика и организационная структура управления Городской клинической больницы № 40 29
2.2. Анализ и предложения по совершенствованию системы управления Городской клинической больницы №40 43
Заключение 56
Список сокращений 60
Библиографический список литературы 61
1. Уровень специализации производственных подразделений (Kс.п.) показывает каков объем специализированной продукции, в данном случае медицинских услуг в общем объеме продукции организации:
Kс.п. = ВПсп. / ВПобщ = 59066,1 / 62649,6 = 0,943=94,3% (2)
где ВПсп - объем специализированной продукции (медицинских услуг) в ГКБ№ 40;
ВПобщ - объем продукции в целом, с учетом аптеки, пищеблока, парикмахерской, гаража.
2. Коэффициент рациональности структуры (Кр.с.), показывает степень подразделений в аппарате управления фактически и по основной структуре
Kр.с. = 1 – Аф./Ан = 1 – 35/35 = 0 (3)
где Аф, - количество подразделений в аппарате управления
Ан - количество подразделений в аппарате управления по типовой структуре;
Kр.с. = 1 - Чф ./ Чн = 1 – 152 / 157 = 0,03 (4)
где Чф - численность работников СУ фактически.
Чн - численность работников СУ по типовой структуре.
3. Занятость персонала в аппарате управления (Кз) показывает, сколько процентов занимает численность аппарата управления в общей численности персонала:
Кз = АУП / ЧП = 152 / 1858 = 0,09=9 % (5)
где АУП - численность аппарата управления;
ЧП - общая численность персонала.
4. Степень централизации функций (КЦ) показывает, сколько принятых решений на верхних уровнях управления приходится на общее количество решений:
КЦ = РФЦ / РФ = 99 / 100 = 0,99=99% (6)
где Рфц - количество принятых решений при выполнении данной Функции на верхних уровнях управления;
Рф - общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления.
5. Эффективность труда в СУ (ПАУП), показывает, какой объем продукции приходится на одного управленца:
ПАУП = В / АУП = 61137,2 / 152 = 402,2 (2002 год) (7)
ПАУП = В / АУП = 62649,6 / 152 = 412,2 (2003 год)
где В – объем реализованной продукции (в стоимостном выражении);
АУП - численность административно-
6. Коэффициент целенаправленности
СУ (Кцел) показывает, сколько процентов численности
административно-
Кцел = АУПс / АУП = 22/152 = 0,15=15% (8)
где АУПс - численность административно-
АУП - численность административно-
7. Укомплектованность врачами (Ув), показывает, сколько процентов штатных должностей врачей занято:
Ув = (Дф х 100%) / Дн = (407 х 100%) / 416 = 97,8% (9)
где Дф - число занятых должностей;
Дн - число штатных должностей
Ус.м. = (Дф х 100%) / ДН = (818 х 100%) / 850= 96,2% (10)
где Дф - число занятых должностей;
Дн - число штатных должностей
Структурная реорганизация и внедрение новых технологий требуют постоянного решения кадровых вопросов. Так, за 2003 год на работу принято 69 врачей и 182 человека среднего медицинского персонала. Текучесть кадров в целом составила 12,4 %, в том числе среди врачей 4,1%, медсестер 5,9%, младшего мед. персонала 21,7%.. За 2003 год уменьшился процент укомплектованности средним медперсоналом на 1,5%. Однако, укомплектованность врачами за последний год, очень незначительно, но все же возросла на 0,7%, рисунок 2.
Рисунок 2. Укомплектованность медицинскими кадрами (%)
Уменьшение в какой-то степени кадрового дефицита обусловлено, очевидно, тем фактом, что средняя заработная плата за 2003 год возросла на 55% у врачей и составила 4285 руб., на 80% у среднего медперсонала, составив в среднем 3462 рубля и на 70% у младшего медперсонала в среднем 1870 рублей.
Немаловажную работу в привлечении кадров сыграло и внедрение новых перспективных технологий, оснащение новым оборудованием, что делает работу в ГКБ №40 престижной и привлекательной.
Среди факторов, сдерживающих приток врачебных и сестринских кадров в ГКБ №40, да и в другие больницы города, следует отметить отсутствие жилого фонда.
Так же отмечается факты перехода квалифицированных кадров из муниципальных больниц в частные медицинские структуры на более высокую зарплату.
По данным на конец 2003 года всего в ГКБ №40 работают 1858 сотрудников, из них 407 врачей, 818 человек среднего медицинского персонала, 313 – младшего медицинского персонала и 320 других сотрудников.
9. Коэффициент совместительства (КС), показывает, сколько должностей приходится на одного работника:
КС = (ДФ х 100%) / ЧФ = (1225 х 100%) / 712 = 1,72 % (11)
Где ДФ - число фактически занятых должностей;
ЧФ - число фактически занятых работников
Среди врачей показатель
совместительства вырос за
Нп = Пв / Д = 148808 / 52 = 2861,7 (2002г.) (12)
Нп = Пв / Д = 182094 / 52 =3501,8 (2003г.)
где Пв - число посещений врача всего;
Д - число занятых врачебных должностей.
Рисунок 4. Динамика нагрузки одного врача в поликлинике
Нагрузка на одного врача в поликлинике за истекший год возросла на 18,7%
В 2003 году проведена большая работа по реорганизации коечного фонда ГКБ №40, направленная на сокращение коечного фонда малорентабельных и маловостребованных технологий; внедрение новых технологий; активизации работы стационар замещающих технологий. Так, например, сокращен коечный фонд ревматологического отделения до 30 коек и на освободившихся площадях размещено нефрологическое отделение, ранее располагавшееся в хирургическом корпусе. Это позволило увеличить коечный фонд урологического отделения до 40 коек (в т.ч. 10 внебюджетных). Открыты инфекционные отделения для детей на 90 коек. Открыто терапевтическое отделение № 3 категории люкс на 10 коек. Увеличено число коек на конец 2003 года в следующих отделениях:
- с 80 до 90 коек эндокринологические отделения №1,№2,
- с 33 до 45 коек отделение гнойной хирургии,
- с 48 до 57 реанимационные койки
- с 180 до 200 коек инфекционные
отделения для взрослых №1,№2,№
Таким образом, на 01.01.2004 года коечный фонд ГКБ № 40 составил 1370 коек круглосуточного стационара, что на 7% выше по сравнению с предыдущим годом, рисунок 5.
Рисунок 5. Динамика коечного фонда
Количество
пролеченных больных в
Рисунок 6. Динамика количества пролеченных больных (человек в год)
Четко прослеживается тенденция снижения среднего койко-дня по многим отделениям больницы. Средний койко-день составил 12, 5 дней.
Рисунок 7. Работа коечного фонда по ГКБ №40
Таким образом, по данным проведенного анализа можно сказать, что Коэффициент специализации в ГКБ № 40 очень высок – 94,3%, структура численности работников рациональна, степень централизации функций высокая – 99%, что характерно для медицинских учреждений. Занятость персонала в аппарате управления – 9% от общей численности персонала больницы. Укомплектованность врачами достаточно высокая – 97,8%. Укомплектованность средними медицинскими работниками несколько ниже – 96,2%. Высокий коэффициент совместительства -1,72% говорит о том, что работа по управлению зачастую совмещается с работой по специальности (что наиболее выражено в работе заведующих отделениями).Эффективность труда в системе управления повысилась на 2,5% по сравнению с 2002 г.
В качестве предложений
по совершенствованию системы
На подготовительном этапе проводится комплексное обследование состояния организации и системы управления, осуществляется выбор объектов ФСА, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляются рабочий план и приказ о проведении ФСА в организации. На данном этапе используются методы: самообследования, интервьюирования, фотографии рабочего дня, анкетирования и т.п.
На информационном этапе осуществляется сбор, систематизация и изучение сведений, характеризующих систему управления и отдельные ее подсистемы, а так же данные по, передовому опыту совершенствования управления аналогичными системами. На данном этапе используются те же методы, что и на подготовительном.
Аналитический этап является наиболее трудоемким. На данном этапе осуществляются формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализируются функциональные связи между подразделениями аппарата управления, рассчитываются затраты на их выполнение и уровень качества функций. Так же определяются степень значимости функций и причины их несоответствия уровню затрат, и качества осуществления функций. Выявляются излишние, вредные, несвойственные, дублируемые функции управления. Формулируются задачи по поиску идей и путей совершенствования системы управления персоналом.
На творческом этапе осуществляется выдвижение идей и способов выполнения функций управления, формулирование на их основе вариантов реализации функций, предварительная оценка и отбор наиболее целесообразных и реальных из них. С целью нахождения возможно большего количества вариантов совершенствования системы управления рекомендуется использовать следующие методы: творческих совещаний, коллективного блокнота («банка» идей) и др. выбор методов поиска идей необходимо осуществлять исходя из особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций, сложившихся в процессе выполнения функций управления.
На исследовательском этапе необходимо провести подробное описание каждого отобранного варианта, их сравнительную организационно-экономическую оценку и отбор наиболее рациональных из них для реализации. На данном этапе разрабатывается проект системы управления со всеми необходимыми обоснованиями. Проект может охватывать всю систему управления, а так же отдельные подразделения. От характера объекта проектирования зависят трудоемкость и длительность разработки проекта.
На рекомендательном этапе осуществляется утверждение проекта системы управления, разработанного с использованием ФСА, принимается решение о порядке его внедрения.
На этапе внедрения реализуется новая структура управления, осуществляется необходимая переподготовка персонала, дается оценка экономической эффективности реализации проекта.
Сам процесс исследования системы управления с помощью ФСА может быть организован следующим образом.