Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:04, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить роль и место персонала в системе управления на предприятии.
Цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретическую основу управления развитием персонала организации:
– определить значение развития персонала для организации;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
4
1.
ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………..…………….
6
1.1
Понятие развития персонала ………………………………………
6
1.2
Значение персонала для организации………………….................
7
1.3
Методы оценки эффективности деятельности персонала……….
9
2.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «ИРНА»….………………………………………………………………..
12
2.1
Общая характеристика деятельности предприятия и структуры персонала……………………………………………………………
12
2.2
Обучение, переподготовка, повышение квалификации персонала……………………………………………………………
17
2.3
Оценка системы мотивации персонала в ООО «ИРНА»………….
22
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ИРНА»………………………………………
27
3.1
Разработка мероприятий, направленных на повышение потенциальных возможностей и мотивации персонала …..................
27
3.2
Совершенствование системы мотивации на предприятии………
32
3.3
Оценка эффективности совершенствования системы и технологии мотивации персонала…………………………………………………
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 | ||
1. |
ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………..……………. |
6 | |
1.1 |
Понятие развития персонала ……………………………………… |
6 | |
1.2 |
Значение персонала для организации…………………............ |
7 | |
1.3 |
Методы оценки эффективности деятельности персонала………. |
9 | |
2. |
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ООО «ИРНА»….………………………………………………………… |
12 | |
2.1 |
Общая характеристика деятельности предприятия
и структуры персонала……………………………………………………… |
12 | |
2.2 |
Обучение, переподготовка, повышение
квалификации персонала……………………………………………………… |
17 | |
2.3 |
Оценка системы мотивации |
22 | |
3. |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «ИРНА»……………………………………… |
27 | |
3.1 |
Разработка мероприятий, направленных на повышение потенциальных возможностей и мотивации персонала ….................. |
27 | |
3.2 |
Совершенствование системы мотивации на предприятии……… |
32 | |
3.3 |
Оценка эффективности совершенствования системы и технологии мотивации персонала………………………………………………… |
38 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
42 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… |
45 |
ВВЕДЕНИЕ
Управление персоналом является одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность.
Управление
человеческими ресурсами
Добиться
успеха, результата можно только при
использовании мотивации и
Большинство отечественных предприятий в настоящее время столкнулось с серьезной проблемой - отсутствием эффективной системы управления [4, c.98]. Необходимо отметить, что в настоящее время система показателей, объективно и достаточно полно описывающих состояние и изменение отдельных элементов и всей системы управления в целом, как системная информация, практически отсутствует. Нет научно разработанной методики комплексных исследований и проектирования систем управления предприятием.
Актуальность темы «Персонал и его роль в системе управления на предприятии» обусловлена тем, что разумно созданная структура системы управления в значительной мере определяет ее эффективность, так как обеспечивает устойчивость связей между множеством составляющих компонентов объекта управления и обеспечивает целостность системы.
Цель курсовой работы - изучить роль и место персонала в системе управления на предприятии.
Цель определяет решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретическую
– определить значение развития персонала для организации;
– рассмотреть отдельные мероприятия по развитию персонала;
– определить методы оценки эффективности деятельности персонала.
2. Оценить ситуацию, сложившуюся
на данном торговом
– дать оценку состоянию хозяйственной деятельности предприятия;
– оценить уровень потенциальных возможностей персонала.
3. Разработать проект развития персонала:
– разработать программу по повышению конкурентоспособности персонала торгового предприятия;
– оценить эффективность мероприятий.
Торговое предприятие с конкретными данными является объектом исследования. Предметом исследования является разработка плана мероприятий по повышению конкурентоспособности персонала и оценка эффективности предложенных мероприятий.
Методологическая база теоретического исследования содержит работы отечественных авторов, исследующих данную проблему: Герчиковой И.Н., Веснина В.Р., Кибанова А.Я., Федосеева В.Н., Магура М.И. и др. В работе использована отчетно-финансовая документация предприятия, а также учебные пособия по маркетингу, экономике предприятия, экономическому анализу и менеджменту, специальная литература на страницах периодической печати.
1. ПЕРСОНАЛ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие развития персонала
Развитие персонала представляет собой систему взаимосвязанных действий, элементами которой являются: выработка стратегии; прогнозирование и планирование потребности в кадрах той или иной квалификации, управление карьерой и профессиональным ростом; организация процесса адаптации, обучения, формирование организационной культуры и др.
«В ходе развития персонала через различные формы его подготовки и переподготовки повышается квалификация всех категорий сотрудников, их профессиональное мастерство, потенциальные возможности. Целенаправленное осуществление этой работы положительно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Вот почему это направление деятельности руководителей и кадровых служб в работе с персоналом приобретает в наше время все большее значение» [3,с.105].
«Несоответствие квалификации персонала потребностям компании отрицательно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение НТП значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков» [5, с.145].
Залог успеха руководителя зависит от грамотно проведенной кадровой политики. Все сводится к подбору персонала. Так же, как театр начинается с вешалки, так и любая организация начинается с отбора и формирования.
Серьезная работа по обеспечению комплектования работниками начинается с планирования потребности в персонале. Успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы [9, c.48].
1) сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется;
2) каким
образом можно привлечь нужный
и сократить или
3) как
лучше использовать персонал
в соответствии с его
4) каким
образом обеспечить условия
5) каких
затрат потребуют
Перед руководителем организации всегда одной из первоочередных задач является формирование профессионального коллектива. Эта задача решается путем отбора и соответствующей подготовки, принятых на работу работников.
Для специалиста по персоналу представление о том, как человек ищет работу, может помочь организовать наиболее эффективный процесс привлечения кандидата. Немаловажное место при подборе персонала является источник пополнения персонала.
1.2 Значение персонала для организации
При переходе к рыночным отношениям на первый план выделились задачи в решении которых заинтересована каждая организация: социально-психологическая диагностика, анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, управление производственными и социальными конфликтами и стрессами, информационное обеспечение систем кадрового управления, управление занятостью, оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая адаптация работников, управление трудовой мотивацией, психофизиология, эргономика и эстетика труда.
«Для того, чтобы выжить и процветать в условиях рыночной экономики, организации нужно иметь и регулярно получать необходимое число работников с надлежащим уровнем квалификации. Кадры являются душой любой организации. Именно люди создают или разрушают организации, производят товары потребления, осуществляют техническое обслуживание, производят услуги, создают культурные и материальные ценности. Человек осознанно, но большей частью неосознанно, творит не только самого себя, но и соучаствует в формировании окружающего его материального и социального мира. Только от самих людей зависит какими принципами и ценностями они руководствуются, участвуя в индивидуальном и совместном труде при выполнении своей миссии и программы жизни...»[5, с.21]
«Побуждаемые потребностями, движимые мотивацией работники ищут такие виды деятельности, которые бы в наибольшей степени соответствовали их ожиданиям. Эти поиски и ожидания постоянно корректируются внешней средой, условиями достижения желаемого, имеющимися обстоятельствами, стимулирующими воздействиями, самооценкой работника» [11, с.248].
«Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами организаций, особенностями выпускаемой продукции. В мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных формируются самостоятельные структурные подразделения по управлению персоналом» [4,с.137].
Развитие персонала
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.
1.3 Методы оценки эффективности деятельности персонала
Важнейшим элементом процесса управления персоналом является необходимость постоянно оценивать достижения, результаты деятельности трудовых коллективов и отдельных работников.
«Система оценки результатов деятельности работников должна учитывать специфику труда на каждом рабочем месте по наиболее существенным параметрам, включать стандарты и критерии оценки результативности, порядок установления оценки и расчета оценочных баллов, организацию процесса аттестации и меры, принимаемые по ее результатам»[2, с.196].
Преимущества использования оценки эффективности труда работников:
оценка потенциала для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников; снижение затрат на обучение; поддержание у сотрудников чувства справедливости и повышение трудовой мотивации; сбор информации о качестве работы сотрудников для установления обратной связи; материал для создания кадровых программ обучения и развития персонала.
Оценка труда может быть трех уровней: текущая, периодическая, эпизодическая (таб. 1.1). «Текущая оценка работника складывается у всех, кто общается с ним в процессе совместной трудовой деятельности. Полнее всего она должна быть представлена у его руководителя... В основу оценки кладутся отношения лица к работе, успешность выполнения должностных обязанностей, творческий рост, взаимоотношения с другими членами коллектива... Та оценка, которая производится только по мере необходимости и лишена какой-либо регулярности, называется эпизодической. Необходимость в ней может возникнуть, например, при решении вопросов о замещении освободившейся должности, о материальном или моральном поощрении работника и др... Периодическая оценка осуществляется в плановом порядке через определенный промежуток времени посредством аттестации, с помощью которой решается вопрос о степени соответствия работников занимаемым должностям...»[1, с.37-38].
Виды оценки эффективности труда персонала