Антикризисный менеджмент организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ антикризисного менеджмента предприятия на основе проведения финансового анализа на примере КЖУП «ААА».
Для достижения данной цели рассматриваются следующие задачи:
• провести анализ состава и структуры механизма банкротства;
• изучить нормативно-правовую базу, регулирующую процедуры банкротства;
• исследовать общие и специфические факторы и признаки возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
• раскрыть цели, задачи и методы антикризисного менеджмента, а так же их практическое применение;
• провести диагностику финансового состояния конкретного предприятия;
• разработать мероприятия по выходу из кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………………....6
1.1.Сущность антикризисного менеджмента……………………………16
1.2.Причины экономического кризиса субъектов деятельности; факторы, влияющие на его развитие…………………………………………22
1.3.Особенности антикризисного управления в зарубежных странах..25
2.Анализ системы управления организацией…………………………25
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации…32
2.2.Анализ внутренних факторов, влияющих на состояние организации (система управления, ресурсы, маркетинговая стратегия и политика, качество и уровень финансового менеджмента)………………………………………39
2.3. Анализ внешних факторов деятельности организации (конкурентная среда, инфляция, налоги, государственное регулирование цен и т.д.)……………………………………………………………………………46
3.Пути совершенствования выхода организации из кризиса…………47
3.1.Разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации……………………………………………………………………47
3.2. Расчет эффективности мероприятий по выходу организации из кризиса…………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………58
Список используемой литературы………………………………………60

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 822.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, общественное доверие стало быстро возвращаться к банковской системе. Положительно на стабилизацию финансово-кредитной системы США повлияла отмена «сухого закона» и введение налога на продажу алкоголя.

Особое место  в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса  сохранения ресурсов: вводится закон  о направлении безработных городских юношей на работу в лесные регионы, что давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, укрепить здоровье молодежи. Силами этих людей были созданы лесонасаждения, построено значительное число мелиоративных сооружений, мостов, проложены тысячи километров дорог.

Был принят закон  о промышленности, предполагающий добровольное объединение предпринимателей, а  также выработку ими «кодексов  честной конкуренции», которые в  свою очередь предусматривали установление размеров производства, определение  уровня заработной платы, продолжительности рабочего дня, а также распределение рынков сбыта между отдельными конкурентами.

Методология, стратегия  и тактика реформ в рамках «нового  курса» продемонстрировала особую роль государственного регулирования в  системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, социальной и политической сфер, особенно в трудные периоды развития страны являются жизненно необходимыми.

Также важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления США является всесторонняя научно-обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984г. Был создан Президентский совет по совершенствованию управления. В его деятельности выделяют следующие приоритетные направления:

    • совершенствование управления финансовыми ресурсами;
    • рационализация управленческих инструментов и процедур;
    • координация деятельности генеральных инспекторов и др.

Опыт  преодоления кризисных ситуаций в Германии

Послевоенное  состояние экономики Западной Германии было плачевным. Большая часть промышленности была разрушена, сохранившиеся предприятия  вели жалкое существование.

В 1946г. промышленное производство составляло 1/3 часть от довоенного 1939г., на 30 лет назад было отброшено развитие сельского хозяйства. Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом: дефицит, карточки, пустые прилавки магазинов, всеобщая спекуляция. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы. Инфляция достигла 600% по отношению к довоенному периоду. Мелкие и средние слои населения оказались разорёнными и дезориентированными, обострился жилищный кризис.

В этих условиях Л. Эрхардом, ученым и политиком, вторым канцлером ФРГ, были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего кризиса, благодаря которым в короткое время (10 лет) произошло «немецкое чудо», превратившее Германию в процветающее государство, в ведущую экономическую державу.

Теоретическим фундаментом антикризисного регулирования  явилась разработанная Л.Эрхардом концепция «социального рыночного  хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая  радикально изменить облик страны.

В 1948г. была проведена денежная реформа, целью которой было избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Декретом были введены новые деньги – дойчмарки. В итоги размеры денежной массы были сокращены более чем в 14 раз. В след за этим последовало реформирование цен: вводится свободное ценообразование и отменяется административное распределение ресурсов, а также многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения. Позже приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против производственных завышениях цен, антимонопольные и антикартельные указы и др.

Важнейшим элементом  экономической политики было укрепление ФРГ на мировом рынке. В итоге  удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им заработной платы, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов.

Большое внимание уделялось  развитию малого и среднего бизнеса.

Государство проявило заботу о создании системы эффективной занятости (переподготовка кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы).

В социальной политике был  установлен курс на поддержание «слабых» слоев населения и создание благоприятных условий для развития «сильных». При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества потерпевших неудачу в жизни.

 Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование – очень эффективный экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны.

Выходу из кризисного положения  сопутствовало и положительное  решение ряда духовно-культурных проблем, состояние массового сознания, менталитет, изменение образа жизни, мышления и поведения немецких граждан.

По словам Л. Эрхарда, для создания рыночного  хозяйства определяющее значение имеют  не только технические, автоматические механизмы поддержания сбалансированности на рынке, но и духовные и нравственные представления[6,с. 66].

Опыт  преодоления кризисных ситуаций в Японии

В Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением  подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения,  ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной  экономической политики Японии были направлены прежде всего на создание условий рыночной конкуренции. В 1947г. были приняты законы о ликвидации избыточной конкуренции экономической мощи, о реорганизации фирм,  частных предпринимательских организациях. Был создан механизм управления системой фондового распределения, ценообразования, политикой доходов.

Волна резких перемен  в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского управления в период после окончания II мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила не только от японских государственных органов, но и от американской администрации оккупационных войск. В 1950г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по подготовке администрации, повышения квалификации управляющих.

Серьёзную проблему для японского  бизнеса в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. Для оказания помощи в решении данной проблемы был приглашен специалист профессор Э. Демин, который заявил о том, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего». В последствии его слова оказались пророческими.

Постепенно  было отменено государственное регулирование  цен. Рост цен был вызван увеличением  доли чистых издержек обращения в  розничной торговле. Были повышены тарифы на коммунальные услуги и железнодорожный  транспорт. Но общественность активно  поддержала проведение реформ.[10 ,с.55]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ  системы управления организацией

2.1.Организационно-экономическая  характеристика Коммунального жилищного  унитарного предприятия «ААА»

КЖУП «ААА» занимается производственной деятельностью на территории г.***

Коммунальное  жилищное унитарное предприятие  “Светочь” зарегистрировано распоряжением  Светлогорского райисполкома от 31.07.2008г. № 649-р и занесено в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей с номером 400004956. 
       Предприятие находится в собственности *** районного Совета депутатов.  Учредителем и органом государственного управления (уполномоченным органом) является *** районный исполнительный комитет. Предприятие наделено правами юридического лица с момента регистрации его в установленном порядке, имеет баланс, гербовую печать с изображением государственного герба Республики Беларусь и своего наименования, штампы и бланки со своим наименованием, расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Местонахождение Предприятия***. Предприятие имеет право создавать дочерние предприятия, филиалы, представительства, отделения и другие обособленные структурные подразделения с правом открытия соответствующих счетов и утверждает соответствующие положения и уставы. В состав предприятия входят следующие обособленные структурные подразделения (филиалы): Оздоровительный лагерь “Космос” КЖУП «ААА».  Предприятие является учредителем следующих дочерних предприятий: 
- Коммунальное дочернее жилищно-эксплутационное унитарное предприятие «Жилфонд»; 
- Коммунальное дочернее унитарное предприятие «Б». 
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество, являющееся собственностью *** районного Совета депутатов в лице *** райисполкома, принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения. Имущество Предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

ЦЕЛИ И  ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основной целью  Предприятия является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива предприятия, интересов районного совета депутатов и его исполнительного комитета в обеспечении общественных потребностей в коммунально-бытовых условиях.

Предметом деятельности Предприятия являются эксплуатация и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, внешнего благоустройства и озеленения, оздоровление детей в лагере отдыха, оказание платных бытовых услуг и работ другим потребителям.

Анализ финансового состояния предприятия — сложная комплексная задача, требующая затраты значительных усилий и времени. Но можно достаточно быстро получить представление о финансовом состоянии предприятия на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках .

 Для быстрой  оценки финансового состояния  предприятия проводят горизонтальный  и вертикальный анализ баланса,  горизонтальный анализ отчета  о прибылях и убытках. На  основании наборов соответствующих  финансовых коэффициентов, вычисляемых  по данным баланса и ОПУ определяют уровни платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. [стоянc.62]

Для проведения организационно-экономической характеристики КЖУП «ААА» мною было проанализировано финансовое состояние данного предприятия. Так, платежеспособность предприятия оценивается показателями текущей ликвидности(К1) и обеспеченностью собственными оборотными средствами (К2). Для признания устойчивого неплатежеспособного предприятия потенциальным банкротом используются показатели обеспеченности финансовых обязательств активами (К3). Дополнительно к этим рассчитан ряд других основных показателей ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. Значения показателей сравнивались с нормативными. Динамика изменения показателей финансового состояния представлена в таблице 2.1.

Общую обеспеченность предприятия оборотными активами для  ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных  обязательств характеризует коэффициент  текущей ликвидности. Значения коэффициента на протяжении рассматриваемого периода были выше нормативных, но имели устойчивую тенденцию к снижению. Максимальная величина показателя составила 1,805 по состоянию на конец 2008 года. В 2009 году коэффициент текущей ликвидности был равен 1,223, в 2010 году данный показатель составил 1,125, что означает 112,5%-ную обеспеченность предприятия оборотными средствами.

Величина собственных  оборотных средств, характеризующая  источники покрытия оборотных активов, определяется величиной К2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. В течение исследуемых трех лет имела положительное значение, но все же имела место тенденция к снижению данного показателя. В итоге, к концу 2010года данный коэффициент достиг своего минимума (0,101). Данный показатель свидетельствует о снижении на протяжении трех лет собственных оборотных средств. Это также говорит о том, что обеспеченность собственным капиталом для финансирования производственно-хозяйственной деятельности снижается.

Коэффициент быстрой  ликвидности характеризует обеспеченность предприятия относительно высоколиквидными оборотными средствами для своевременного погашения срочных обязательств. Он принимал значения от 1,2 в 2008 году, от 0,7 – в 2009 году, в 2010 – от 1,5. По нормативу значение данного показателя не ниже 1, следовательно, для погашения срочных обязательств предприятие обеспечено оборотными средствами в полной степени.

Наиболее жестким  критерием платежеспособности является коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий долю краткосрочных обязательств, которая может быть погашена немедленно. Рекомендуемая в экономической литературе нижняя граница показателя составляет 0,2. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. С другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах. За анализируемый период на исследуемом предприятии значения данного показателя практически равно 0, что свидетельствует о его слабой  платежеспособности, но с другой стороны это свидетельствует о рациональном использовании активов а виде наличных денег.

Изменения коэффициента покрытия запасов практически незаметны. На протяжении анализируемого периода коэффициент покрытия запасов остался почти неизменным, но все таки его значение близко к критическому пределу (1,0).

Таким образом, несмотря на снижение некоторых показателей, финансовое состояние КЖУП «ААА» имеет устойчивую платежеспособность и удовлетворительную структуру баланса.

Оценка финансовой устойчивости

Финансовое  состояние КЖУП «ААА» с точки зрения долгосрочной перспективы может быть оценено показателями финансовой независимости и деловой активности предприятия.

Коэффициент финансовой независимости характеризует долю собственника предприятия в общей  сумме средств, авансируемых в его  деятельность. В течение анализируемого периода значение данного коэффициента превышает допустимый примерно на 0,33-0,32.Это говорит о том, что чем выше значение коэффициента, тем более предприятие финансово устойчиво и тем менее зависимо от сторонних кредитов.

Деловую активность предприятия можно представить  как систему качественных и количественных критериев.

Качественные  критерии - это широта рынков сбыта (внутренних и внешних), репутация  предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков  и потребителей и т. п. Такие неформализованные  критерии следует сопоставлять с критериями других предприятий, аналогичных по сфере приложения капитала.

Количественные  критерии деловой активности определяются абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей следует  выделить объем реализации произведенной  продукции (работ, услуг), прибыль, величину авансированного капитала (активы предприятия).

Информация о работе Антикризисный менеджмент организации