Антикризисный менеджмент организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ антикризисного менеджмента предприятия на основе проведения финансового анализа на примере КЖУП «ААА».
Для достижения данной цели рассматриваются следующие задачи:
• провести анализ состава и структуры механизма банкротства;
• изучить нормативно-правовую базу, регулирующую процедуры банкротства;
• исследовать общие и специфические факторы и признаки возникновения кризисных ситуаций на предприятии;
• раскрыть цели, задачи и методы антикризисного менеджмента, а так же их практическое применение;
• провести диагностику финансового состояния конкретного предприятия;
• разработать мероприятия по выходу из кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства организации………………………………………………………....6
1.1.Сущность антикризисного менеджмента……………………………16
1.2.Причины экономического кризиса субъектов деятельности; факторы, влияющие на его развитие…………………………………………22
1.3.Особенности антикризисного управления в зарубежных странах..25
2.Анализ системы управления организацией…………………………25
2.1.Организационно-экономическая характеристика организации…32
2.2.Анализ внутренних факторов, влияющих на состояние организации (система управления, ресурсы, маркетинговая стратегия и политика, качество и уровень финансового менеджмента)………………………………………39
2.3. Анализ внешних факторов деятельности организации (конкурентная среда, инфляция, налоги, государственное регулирование цен и т.д.)……………………………………………………………………………46
3.Пути совершенствования выхода организации из кризиса…………47
3.1.Разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации……………………………………………………………………47
3.2. Расчет эффективности мероприятий по выходу организации из кризиса…………………………………………………………………………..54
Заключение………………………………………………………………58
Список используемой литературы………………………………………60

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 822.00 Кб (Скачать документ)

Относительные показатели деловой активности характеризуют  уровень эффективности использования  ресурсов (материальных, трудовых и  финансовых). Используемая система  показателей деловой активности базируется на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий. Это обстоятельство позволяет по данным расчета показателей контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия.

Проанализируем  изменения показателей хозяйственной  деятельности и результаты оформим в таблице 2.2. На протяжении исследуемого периода выручка от реализации товаров, услуг, работ имеет тенденцию к росту, но из этого следует и рост себестоимости. Что касается прибыли организации, то она непостоянна: в 2008 году величина прибыли от реализации была наибольшей – 1969 млн руб., в 2009 году – 592 млн руб., в 2010 году – 1508 млн руб. Чистая прибыль предприятия составила 306, 1 и 4 млн руб. соответственно. Данные показатели свидетельствуют о снижении рентабельности предприятия в 2009 году по сравнению с 2008 годов на 8,11%, ее повышении на 3,07% в 2010 году по сравнению с 2009 годом, и снижении в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 5,04%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2. Анализ изменения показателей хозяйственной деятельности КЖУП «ААА»

Показатели

годы

изменения

2008

2009

2010

2009г.  от 2008г.

2010г.  от 2009г.

2010г.  от 2008г.

Выручка, млн  руб

22552

24194

30279

1642

6085

7727

Себестоимость, млн руб

18073

21313

25798

3240

4485

7725

Прибыль от реализации работ, услуг, млн руб

1969

592

1508

-1377

916

-461

Чистая прибыль  отчетного периода, млн руб

306

1

4

-305

3

-302

Среднегодовая стоимость основных средств,млн  руб

 

81809,5

 

115003,5

 

141767,5

 

33194

 

26764

 

55958

Рентабельность,%

10,89

2,78

5,85

-8,11

3,07

-5,04

Фондоотдача, руб

0,28

0,21

0,21

-0,07

0

-0,07


Источник: разработка автора на основании материалов Приложения А.

Фондоотдача показывает, сколько товарной продукции приходится на один рубль основных производственных средств. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объёма выпуска услуг. Чем выше показатель фондоотдачи, тем более эффективно используются основные средства. По сравнению с 2008 годом уровень фондоотдачи в 2009 и 2010гг. снизился на 0,07 руб.

Для наглядности отобразим графически динамику показателей хозяйственной деятельности предприятия в рисунке 2.1.

Рисунок 2.1. Динамика показателей хозяйственной  деятельности КЖУП «ААА»

      2.2 Анализ внутренних факторов, влияющих на состояние организации

Любая организация  находится и функционирует в  рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования организации, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Изучение внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности предприятия. Выявляя сильные и слабые стороны предприятия, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение возможных проблем. 

Организационные формы анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются составом аппарата и техническим уровнем управления. Структурная схема управления КЖУП «Светочь» представлена в приложении А.

Организационная структура КЖУП «Светочь» представляет собой вертикально-интегрированную  структуру.

Вертикальная  организационная структура характеризуется  специализацией рабочих заданий (разделением труда), а также наличием управленческой цепочки, то есть непрерывной линии властных полномочий, связывающей всех сотрудников организации и определяющая их подотчетность.

Управление  в организации по принципу вертикали  способствует оптимальному использованию труда узкоспециализированных работников, когда у каждого из них строго регламентированные обязанности. Менеджеры, принимающие кардинальные решения размещаются наверху иерархической пирамиды, обеспечивая четкость и стабильность управления.

Во главе  аппарата управления стоит генеральный  директор КЖУП «Светочь». В его непосредственном подчинении находится юридическое  управление, управление материально-технического обеспечения, главный инженер, заместитель  генерального директора по экономике и финансам, контрольно-ревизионный отдел и главный бухгалтер.

Юридическое управление представлено группой налоговых  отношений и отделом правового  обеспечения. Заместителю генерального директора по экономике и финансам подчиняется управление информационных технологий, управление собственности, финансово-экономическое управление и управление организации и оплаты труда.

Первым заместителем генерального директора является главный  инженер, который осуществляет производственно-техническое  руководство коллективом и наравне с начальником несет полную ответственность за эффективность работы предприятия. В его ведении находятся вопросы о внедрении и достижениях науки и техники, организационно-технические мероприятия, ремонт основных фондов и их воспроизводство, организация работ по экономии материально-технических ресурсов. На него возложено руководство по разработке перспективных и текущих планов материально-технического развития предприятия.

Производственный  отдел - оперативно руководит производством, разрабатывает мероприятия по совершенствованию процесса производства и улучшению использования оборудования, анализирует выполнение установленных режимов и технических норм работы оборудования, координирует производственную деятельность всех подразделений предприятия, контролирует соблюдение графиков работ, оформляет необходимую техническую документацию, участвует в разработке организационно - технических мероприятий, контролирует технический учет работы оборудования, следит за работой диспетчерской службы предприятия.

Отдел главного механика - руководит работами по монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту всей техники. Проводит контроль за правильностью эксплуатации оборудования и техники. Внедряет прогрессивные методы ухода за оборудованием и совершенствование его ремонта.

 Главный  экономист - выступает как заместитель  начальника по экономике и  финансам, который координирует  и контролирует деятельность  всех экономических служб и  отделов, обеспечивает методическое  руководство в области экономики,  планирования, финансирования и организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Функциональными отделами главного экономиста являются: планово-экономический отдел; отдел труда и заработной платы.

Планово-экономический  отдел - разрабатывает перспективные  и текущие планы деятельности коллективов, контролирует выполнение плановых заданий, анализирует производственную деятельность предприятия и его подразделений, организует хозяйственный расчет, участвует в разработке мероприятий по повышению эффективности работы предприятия.

Отдел труда  и заработной платы - разрабатывает  вопросы организаций труда и  заработной платы, расстановки и  повышения квалификации кадров, разработке планов по труду и заработной плате.

Главный бухгалтер  отвечает за работу бухгалтерии, он контролирует ведение бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятия, расходования материальных и денежных средств.

Такая совместная работа по проведению АХД позволяет  обеспечить его комплексность и  главное более квалифицированно, глубже изучить хозяйственную деятельность, ее результаты, полнее выявить неиспользованные резервы. Периодически анализ экономики предприятия проводится вышестоящими органами управления. Специалисты этих органов могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа органы управления могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.

Вневедомственный  АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, аудиторскими фирмами, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т.д. Статистические органы, например, обобщают и анализируют статистическую отчетность и результаты представляют в соответствующие министерства и ведомства для практического использования. Налоговые инспекции анализируют выполнение предприятиями планов по прибыли, по отчислению налогов в государственный бюджет, ведут контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов. Предприятие может пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм. Использование всех форм внутрихозяйственного, ведомственного, вневедомственного и общественного контроля и анализа создает возможности для всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности производства.

Анализ трудовых показателей – это один из основных разделов анализа работы предприятий.

Основными задачами анализа эффективного использования  трудовых ресурсов являются:

-изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;

-определение и изучение показателей текучести кадров;

-выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.

Эффективность использования производственных ресурсов влияет на все качественные показатели деятельности субъекта хозяйствования – себестоимость, прибыль и т.д. Поэтому при оценке деловых партнеров  необходимо анализировать наравне с показателями основных фондов и материальных ресурсов и обобщающие показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

Рисунок 2.2. Структура кадрового состава  КЖУП «ААА»

Источник: разработка автора на основании  материалов Приложений Б,В.

Движение рабочей  силы на предприятии, связанное с  приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку  уровень стабильности кадров – один из факторов, оказывающих влияние  на производительность труда и эффективность производства.

Анализ движения рабочих кадров выполняется путем  расчета следующих коэффициентов:

  1. Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников.
  2. Коэффициент оборота рабочей силы по приему – отношение числа принятых к среднесписочной численности работников.
  3. Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению – отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников.
  4. Коэффициент необходимого оборота -  отношению числа уволенных по неизбежным и независящим от предприятия причинам к среднесписочной численности работников.
  5. Коэффициент текучести – отношение численности уволившихся по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников.

Данный анализ выполним в форме  таблицы

Таблица 2.3. Анализ движения рабочих кадров

Показатели

Годы

Отклонения

2008

2009

2010

2009г.  от 2008г.

2010г.  от 2009г.

2010г. от 2008г.

Среднесписочная численность работников, чел.

1612

1586

1590

-26

4

-22

Принято,чел.

Уволено, чел.

17

17

2

28

34

56

-15

11

32

28

17

39

Коэффициенты:

 

- Общего  оборота рабочей силы, %

- оборота рабочей силы по приему,%

-оборота  рабочей силы по увольнению,%

-необходимого  оборота,%

-текучести,%

 

 

2,11

1,05

1,05

0

1,05

 

 

1,89

0,13

1,77

0,19

1,51

 

 

5,66

2,14

3,52

0,44

3,08

 

 

-0,22

-0,92

0,72

0,19

0,46

 

 

3,77

2,01

1,75

0,25

1,57

 

 

3,55

1,09

2,47

0,44

2,03

Информация о работе Антикризисный менеджмент организации