Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение аттестации, как одной из важнейших форм оценки деятельности персонала. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические источники;
исследовать организацию аттестации работников Светлогорского агропромышленного управления РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»;
изучить основные проблемы аттестации; разработать предложения по решению данных проблем.
ВВЕДЕНИЕ…….……...…………………………………………………………
3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АТТЕСТАЦИИ….…………..
6
1.1 Аттестация работников: понятие, цели и задачи проведения аттестации..……………………………………………………………………..
6
1.2 Подготовка к проведению аттестации…..………………………………
7
1.3 Работа аттестационной комиссии………………………………………..
10
1.4 Подведение итогов аттестации…………………………………………..
11
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РУП «ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «БЕЛОРУСНЕФТЬ»…………..
15
2.1 Краткая характеристика системы управления работниками в Светлогорском агропромышленном управлении РУП Производственное Объединение «Белоруснефть».………………………………………………….
15
2.2 Оценка системы аттестации работников в Светлогорском агропромышленном управлении РУП Производственное Объединение «Белоруснефть»...………………………………………………………………...
18
2.3 Основные проблемы аттестации…..……………………………………..
20
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ……….........
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………...
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..………………………………
30
ПРИЛОЖЕНИЕ А…….………………………………………………………….
31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…….………………………………………………………….
32
ПРИЛОЖЕНИЕ В…….………………………………………………………….
36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…….………………………………………………………….
41
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…….………………………………………………………….
42
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…….………………………………………………………….
Из 1118 человек высшее образование имеют 405 чел (36,2%), в т.ч. неоконченное высшее образование - 13 чел. (1,1%), среднее профессиональное образование - 567 чел. (50,7%), в т.ч. среднее техническое образование - 78 чел. (6,9%), среднее специальное - 52 человека (5,1%).
По данным видно, что 36,2 % работников организации имеют высшее образование, из них - руководители, специалисты; 1,1% приходится на долю неоконченного высшего образования - молодые специалисты; среднее профессиональное образование составляет 50,7% рабочих; на долю среднего специального и среднего технического образования приходится соответственно 6,9% и 5,1%.
Таким образом, данные образовательной номенклатуры говорят о высоком уровне культуры, что очень важно для любой организации, о высокой производительности труда, компетентности работников управления.
Светлогорское агропромышленное управление РУП Производственное Объединение «Белоруснефть» имеет линейно-функциональную структуру управления. (Приложение А)
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений. Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.
Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:
Недостатки структуры:
2.2 Оценка системы аттестации работников в Светлогорском агропромышленном управлении РУП Производственное Объединение «Белоруснефть»
Для получения объективной информации об уровне профессиональной подготовки, результативности деятельности сотрудников, а также для решения вопроса о присвоении работнику квалификационного разряда проводится их аттестация.
Аттестация работников проводится в целях: объективной оценки уровня их профессиональной подготовки, деловых и личностных качеств, результатов практической деятельности; улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения их квалификации, качества и эффективности труда: обеспечения более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда.
Основными задачами аттестации работников являются: установление соответствия их занимаемой должности; выявление кандидатур в резерв на выдвижение; определение необходимости повышения их квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки. В практическом смысле главная задача аттестации состоит в том, чтобы определить, соответствует ли конкретный работник, прежде всего руководитель и специалист, занимаемой должности.
Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются Положением об аттестации руководителей и специалистов Светлогорского агропромышленного управления РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» разработанным в соответствии с Положением об аттестации руководителей и специалистов аппарата концерна «Белнефтехим» и организаций, подчиненных (входящих в состав) концерна «Белнефтехим», утвержденным приказом председателя концерна «Белнефтехим» 26.07.2010 года № 51-л и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2010 года №784 «Об утверждении Типового положения об аттестации руководителей и специалистов организаций». (Приложение Б)
Как было сказано, аттестация проводится не реже одного раз в три года.
Основанием для проведения аттестации работников является приказ начальника управления. (Приложение В)
Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
По результатам аттестации работника аттестационная комиссия тайным голосованием (Приложение Г) принимает одно из решений, о:
О результатах аттестации работника издается приказ. (Приложение Е)
Был проведен опрос о необходимости проведения аттестации, состоящий из 3 вопросов:
1. Какова основная цель аттестации?
2. Какими методиками проводится аттестация?
3. Как вы относитесь к аттестации?
Из 15 опрошенных 13,3% составили руководители, выделили цель аттестации в 2х аспектах: необходимость для работодателя и значимость для работника; повышение эффективности организации в целом посредством повышения квалификации ее работников. В любом случае, аттестацию нужно рассматривать как мероприятие, которое должно принести пользу всем участникам, а не как форму служебного контроля или дисциплинарную проверку работников (что, к сожалению, бывает очень часто).
На второй вопрос ответ был однозначным: опрошенные выделили профессиональные тесты, анкеты, собеседования.
Отношение к аттестации выглядело следующим образом: 20% боялись аттестации; 80% отнеслись положительно с пояснением, что в организации руководители информируют сотрудников о целях оценки, всегда дают обратную связь по результатам, премируют и планируют карьерный рост сотрудников, показавших отличные результаты.
2.3 Основные проблемы аттестации
Несовершенство основных критериев оценки. Недостаточная направленность самой технологии оценки на решение комплекса задач, связанных с развитием персонала, и на выявление резервов использования потенциала человеческих ресурсов.
Недостаточное использование результатов аттестации. Ничто так не убивает систему оценок, как то, что ее результаты не используются. А как показывает практика, результаты аттестации сказываются лишь на весьма ограниченном числе лиц.
Возможности аттестации используются далеко не в полной мере и это порождает следующие ниже проблемы.
Формальное отношение к
Неэффективность аттестации. Из-за низкой эффективности и непонимания важности данного направления кадровой работы приводит к нежеланию органов местного самоуправления самостоятельно решать этот вопрос.
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНЮ ПРОБЛЕМ
Оценка является неотъемлемым и важнейшим элементом в структуре управления трудом управленческого персонала. Она представляет собой определенную систему, имеющую достаточно сложную структуру, позволяющую выполнять регулятивную функцию в отношении деятельности оцениваемых управленческих работников и руководителей.
Сегодня в некоторых организациях одним из важнейших принципов работы с кадрами является требование объективно оценивать управленческого работника по деловым и личностным качествам. Понятно, что для этого необходимо сформировать соответствующие качественные критерии [5].
По общему признанию специалистов в области управления любой управленец должен обладать рядом обязательных деловых качеств. К ним обычно относят:
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как: [7]
Система оценки результативности труда должна обеспечивать точные и достоверные данные. Чем она строже и определенней, тем выше вероятность получить достоверные и точные данные. Специалисты рекомендуют создавать основу для такой системы в шесть этапов: [8]
1. установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
2. выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
3. обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
4. вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
5. обсудить оценку с работником;
6. принять решение и задокументировать оценку.
В ниже приведенной таблице указаны наиболее распространенные методы оценки персонала.
Таблица 1. Методы оценки персонала
Наименование метода |
Краткое описание |
Результат |
Источниковедческий (биографический) |
Анализ кадровых данных, листок по учету кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика. |
Логические заключения о семье, образовании, карьере, чертах характера |
Интервьюирование (собеседование) |
Беседа с работником в режиме «вопрос-ответ» по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке. |
Вопросник с ответами. |
Анкетирование (самооценка) |
Опрос человека с помощью специальной анкеты для самооценки качеств личности и их последующего анализа. Оценочная анкета представляет собой определенный набор вопросов и описаний. Оценивающий анализирует наличие или отсутствие указанных черт у аттестуемого и отмечает подходящий вариант. |
Анкета «вакансия» |
Социологический опрос |
Анкетный опрос работников разных категорий, хорошо знающих оцениваемого работника (руководители, коллеги, подчиненные) и построение диаграммы качеств личности |
Анкета социологической оценки, диаграмма качеств |
Наблюдение |
Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня |
Отчет о наблюдении |
Тестирование |
Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой с помощью «ключей». Для оценки работника могут быть применены и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы: - квалификационные, позволяющие определить
степень квалификации - психологические, дающие - физиологические, выявляющие |
Психологический портрет |
Экспертные оценки |
Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального и реального работника |
Модель рабочего места |
Критический инцидент |
Создание критической ситуации и наблюдение за поведением человека в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения и т.д.) |
Отчет об инциденте и поведении человека |
Деловая игра |
Проведение организационно- |
Отчет об игре. Оценки игроков и их ролей |
Анализ конкретных ситуаций |
Передача работнику конкретной производственной ситуации с заданием проведения анализа и подготовки предложений по ее разрешению в форме доклада |
Доклад с альтернативами решения ситуации |