Деловая карьера

Автор работы: w*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание

Объект исследования – система управления персоналом организации , конкретно, ОАО «Газпром».
Предмет исследования – планирование, прогнозирование и организация служебно-профессионального продвижения работника в организации.
Цель работы состоит в определении оптимальной системы управления карьерой в организации.

Содержание

Введение.
Управление карьерой как часть системы управления персоналом.
Система кадрового менеджмента организаций: основные направления и функции.
Оценка, планирование и прогнозирование потребности в персонале.
Деловая карьера: цели, этапы; факторы и стадии карьерного роста.
Управление служебно-профессиональным продвижением в организации.
Основные черты управления карьерой в организации (на примере ОАО «Газпром»)
Кадровая политика ОАО «Газпром».
Система подготовки кадров. Кадровый резерв – основное направление работы кадровых служб ОАО «Газпром».
Особенности деловой карьеры в ОАО «Газпром», ее планирования и развития.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

газпром.docx

— 82.29 Кб (Скачать документ)
="1">
  • 3. Деловая карьера: цели, этапы; факторы и стадии карьерного роста.
  •      Карьера – это субъективно осознанные  собственные поведение и позиция, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Кроме того, карьера – мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе  и объективность и т. д.

         «Карьера  работника – это процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом  продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс  предприятия и работника (при  росте материального благополучия последнего)».5

         Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на  карьеру, является частью карьеры. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, например получение больших  полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Понятие карьеры не означает только непременное и постоянное движение вверх организационной  иерархии.

         Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

         ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КАРЬЕРА характеризуется тем, что  конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти в  разных организациях.

         Наряду  с профессиональной карьерой следует  выделять ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННУЮ КАРЬЕРУ. Она охватывает последовательную смену  стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная  карьера реализуется в трех основных направлениях:

    • ВЕРТИКАЛЬНОЕ – именно с этим направлением связывают само понятие карьера, т. к.  в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
    • ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ – имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
    • ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ – данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является наиболее привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное общение, отдельные важные поручения руководства.

         Главной задачей планирования и реализации карьеры является общение взаимодействия  профессиональной и внутриорганизационной  карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

    • достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
    • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфичных потребностей и ситуаций;
    • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
    • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
    • повышения качества процесса планирования карьеры;
    • формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
    • изучение карьерного потенциала сотрудников;
    • обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
    • определение путей служебного роста, использование который удовлетворяет количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.

         Практика  показала, что часто работники  не знают своих перспектив в данном коллективе, это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры  в организации.

         Управление  карьерой в организации заключается  в том, что с момента принятия работника  в организацию и  до предполагаемого увольнения с  работы, необходимо организовывать планомерное  горизонтальное и вертикальное продвижение  работника по системе должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы  на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей  он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

         В деловой карьере можно выделить несколько этапов:

         1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (18 – 22 года) связан  с получением высшего или среднего  профессионального образования.  Карьера начинается с момента  зачисления выпускника в штат  организации; в рамках этого  этапа закладываются основы будущего  специалиста.

    1. На АДАПТАЦИОННОМ этапе (23 – 30 лет) происходит процесс освоения работником выбранной профессии, приобретение необходимых навыков, формируется квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создала бы необходимые предпосылки.

         Считается, что идеальной «стартовой площадкой» карьеры менеджера является  трудная, но находящаяся «на виду» должность  низового менеджера руководителя, а  не «теплое место» в аппарате. Эта  должность приносит ценный опыт самостоятельной  работы, и в то же время не является ключевой, в  результате чего возможные  неудачи начинающего руководителя не наносят организации большого ущерба, а у него не отбивают  желание  к продвижению вперед. Здесь быстро выясняется, имеет ли данное лицо способность  к руководящей деятельности и  его нужно как можно быстрее  продвигать вперед или же предоставить ему возможность сделать карьеру  в качестве специалиста.

    1. В рамках СТАБИЛИЗАЦИОННОГО этапа карьеры (30 – 40 лет) происходит окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных в отношении руководства. Одни, достигнув пика карьеры, навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов, а для других открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице. Здесь выяснены и укрепляются профессиональные цели, и на первый план выходит тщательное планирование карьеры; борьба за повышение; активность, направленная на содействие развитию; любые образовательные программы, которые кажутся необходимыми для достижения целей.

         Отсутствие  перспектив продвижения, дополняемое  психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к  «кризису середины жизни». В течение  этого периода люди часто делают переоценку своего успеха, продвижения, исходя из первоначальных амбиций и  целей. Они могут обнаружить, что  не реализовали свою мечту или, выполнив задуманное, не достигли того, что хотели полностью.

    1. Поиск путей приспособления к ситуации и решения, как жить дальше означает переход к этапу КОНСОЛИДАЦИИ карьеры, приходящемуся на возрастной интервал 40 – 50 лет.

         Для лиц, которые хотят и могут  продолжать карьеру руководителя здесь, в сущности, изменений не происходит. Они продолжают с интервалом в  несколько лет  (оптимально не более 6 - 7 лет, ибо затем начинают проявляться  консервативные тенденции) продвигаться по служебной лестнице. При этом те, кто обладает более решительным  характером, продолжают карьеру линейных руководителей, а менее решительные, но более вдумчивые – в штабах. Некоторым из них приходится осваивать  новые виды деятельности и переходить к «горизонтальной карьере».

         5. В возрасте 50 – 60 лет в деловой  карьере наступает этап зрелости. Здесь человек обычно уже создал  для себя нишу в мире и  профессиональной среды, и все  его усилия направлены на сохранение  достигнутого. Кроме того, на этом  этапе можно сосредоточиться  на передаче своих знаний, опыта,  мастерства молодым. 

    1. Наконец, завершающим этапом карьеры, наступающим после 60 лет, является подготовка к уходу на пенсию. Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних категорий лиц его желательно осуществить как можно раньше с момента наступления у них соответствующего юридического права; для других, полных физических и духовных сил – как можно позже. Так, например, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.

         Внутренняя  оценка успешной и неуспешной карьеры  происходит путем сопоставления  реального положения вещей с  личными целями и притязаниями человека, а внешняя основывается на мнении окружающих, занимаемой должности, статусе, влиятельности. Эти оценки могут  и не соответствовать друг другу, и тогда создается почва для  развития внутриличностного конфликта, чреватого самыми неблагоприятными последствиями.

         Чтобы успешно управлять карьерой, необходимо определиться с карьерными ключевыми  моментами («карьерными якорями») –  интересами или ценностями, от которых  человек ни за что не откажется, если придется делать выбор. Именно исходя из «карьерного якоря», люди предпринимают  активные усилия для того, чтобы  достичь конкретных целей. Можно  выделить следующие типы «якорей»:

         * АВТОНОМИЯ. Человеком движет стремление добиться независимости, чтобы получить возможность все делать по – своему. В рамках организации такую возможность предоставляет либо высокая должность, либо авторитет и заслуги, с которыми все вынуждены считаться.

         * ТЕХНИКО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМПТЕНТНОСТЬ. Человек стремится быть лучшим специалистом в своем деле и уметь решать сложные проблемы. В конкретной деятельности он ориентируется на профессиональный рост, а должностное продвижение рассматривает сквозь призму профессионального. К материальной стороне дела такие сотрудники в основном безразличны, зато высоко ценят внешнее признание со стороны администрации и коллег.

         * БЕЗОПАСНОСТЬ И СТАБИЛЬНОСТЬ. Деятельностью работников управляет стремление сохранить и упрочить свое положение в организации, поэтому в качестве основной задачи они рассматривают получение должности, дающей такие гарантии.

         * УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Человеком руководит стремление к власти, лидерству, успеху, которые ассоциируются с высокой должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, высокой заработной платой, привилегиями, признанием руководства, быстрым продвижением по служебной лестнице.

         * ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ. Людьми руководит стремление руководить и создавать что – то новое, одним словом – заниматься творчеством. Поэтому для них основной мотив карьеры – обретение необходимых для этого власти и свободы, которые предоставляет соответствующая должность.

         * ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРВЕНТСВЕ. Человек стремится к карьере ради того, чтобы быть всегда и везде первым, «обойти» своих коллег.

         * СТИЛЬ ЖИЗНИ. Человек ставит перед собой задачу интегрировать потребности личности и семьи, например, получить интересную, достаточно оплачиваемую работу, предоставляющую свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. Если у человека нет семьи, то на первое место может выйти содержательность работы, ее увлекательность и разнообразие.

         Следующим фактором, влияющим на карьеру, является индивидуальность личности (ценности, мотивы, потребности). Консультант по персоналу Джон Голланд выделяет шесть основных индивидуальных ориентаций6:

         1) РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Люди, обладающие  этой ориентацией, склонны к  занятиям, связанным с физической  силой, требующими навыка, силы, координации.  Например, лесоводство, фермерство, сельское хозяйство.

         2) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Эти  люди склонны к карьере, связанной  скорее с интровертной деятельностью  (размышление, организация, интерпритация), чем аффективной (чувство, межличностное  общение, эмоции). Например, биологи,  химики, преподаватели колледжа.

         3) АРТИСТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Здесь  люди склонны к карьере, которая  требует самовыражения, артистичного  созидания, выражения эмоций и  индивидуальности. Примерами являются  художники, музыканты.

         4) СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Эти люди  склонны к карьере, которая  подразумевает скорее межличностное,  чем интеллектуальное  или физическое  взаимодействие. Дипломатическая служба, социальная работа.

         5) ИНИЦИАТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. эти люди  склонны к карьере, которая  подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокат, пресс –  секретари.

    Информация о работе Деловая карьера