Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 05:06, курсовая работа
Целью данной работы является диагностика организационной культурой на предприятии.
Объектом исследования является студенческий коллектив, 231 учебная группа Владивостокского филиала Российской таможенной академии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организационной культуры:
понятие и структура организационной культуры,
этапы формирования,
составляющие элементы, а также необходимость культурных изменений.
2. Провести диагностику существующей организационной культуры (на примере 231 учебной группы).
3. Разработать мероприятия по совершенствованию организационной культуры на предприятии (на 231 учебной группы).
Введение……………………………………………………………………...……2
1. Теоретические основы формирования организационной культуры...……...4
1.1 Понятие и развитие организационной культуры…………………………...4
1.2 Этапы формирования и составляющие элементы организационной культуры…………………………………………………………………………..9
1.3 Роль руководителя в формировании и развитии организационной культуры……………………………………………………………………….....14
2. Диагностика организационной культуры…………………………………...18
2.1 Этапы и инструменты диагностики организационной культуры………...18
2.2 Методы диагностики организационной культуры………………………...22
3. Анализ организационной культуры (на примере)…………………………..30
Заключение…………………………………………………………..…………...36
Список использованных источников…………………………………..……….37
Приложение……………………………………………………...……………….
1. Разработка рамочных конструкций:
а) методика К. Камерона и Р. Куинна;
б) методика Т. Дила и А. Кеннеди;
в) методика Г. Хофштеде.
2. Разработка критериев оценки, в частности методика ATAG.
Суть методов первой группы заключается в том, что на основе различных критериев выделяют основные типы корпоративных культур и соотносят культуру своей организации и «чистые» культуры.
В диагностике корпоративной культуры методами второй группы используются определенные критерии, по которым может быть описана любая культура.
Методика К. Камерона и Р. Куинна
Данные авторы разработали рамочную конструкцию конкурирующих ценностей, при этом для выделения типов использовали следующие два измерения. Первое измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, акцентирующих стабильность, порядок и контроль. Второе измерение отделяет критерии эффективности, которые подчеркивают внутреннюю ориентацию, интеграцию и единство, от критериев, ассоциируемых с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством. Оба измерения образуют четыре квадрата, каждый из которых представляет собой четко различимый набор индикаторов организационной эффективности (рис. 1).
Другими
словами, эти четыре группы критериев
определяют стержневые ценности, по которым
выносится суждение об организации.
Рис.
1. Типология корпоративных
Названия
квадратов соответствуют
Таблица 2
Основные характеристики типов корпоративной культуры по К. Камерону и Р. Куинну
Характеристика |
Тип корпоративной культуры | |||
бюрократия | рынок | клан | адхократия | |
Ориентация организации | Веутренний фокус и интерграция | Внешний фокус и дифференциация |
Внутренний фокус и интеграция |
Внешний фокус и дифференциация |
Степень гибкости | Стабильность и контроль |
Стабильность
и контроль |
Гибкость и дискретность |
Гибкость и дискретность |
| ||||
• тип лидера | Координатор. Наставник. Организатор |
Жесткий надсмотрщик. Соперник. Производитель |
Пособник. Воспитатель. Родитель |
Новатор. Предприниматель. Провидец |
• критерии эффективности |
Рентабельность. Своевременность. Гладкое функционирование |
Рыночная доля. Достижение цели. Поражение конкурентов |
Сплоченность. Моральный климат. |
Результат на передовом рубеже. Творчество. |
• теория менеджмента | Контроль способствует рентабельности | Конкуренция способствует продуктивности | Участие укрепляет преданность делу | Новаторство вынашивает новые ресурсы |
| ||||
• стратегии качества | Обнаруживать ошибки. Измерять. Контролировать процессы. Систематически решать проблемы Применять инструменты качества |
Измерять предпочтения
потребителей. Повышать продуктивность. Осуществлять творческое партнерство. Повышать конкурентоспособность. Вовлекать потребителей и поставщиков |
Наделять полномочиями. Создавать бригады. Вовлекать наемных работников. Развивать человеческие ресурсы. Обеспечивать открытость общения |
Удивлять и восхищать. Создавать новые стандарты. Предвидеть потребности. Продолжать совершенствование |
| ||||
• HR-роль | Специалист- администратор |
Стратегический бизнес-партнер |
Защитник интересов
наемных работников |
Агент по изменениям |
• средства | Реинжениринг процессов |
Выравнивание HR соответственно стратегии бизнеса |
Отклик на нужды
наемных работников |
Пособничество преобразованиям |
• цели | Рациональная инфраструктура |
Влияние на конечный результат | Сплоченность, преданность делу, способности |
Организационное обновление |
• компетентность | Совершенствование
процессов; связи с потребителями; оценка сервисных потребностей |
Общий опыт в бизнесе; стратегический анализ; стратегическое лидерство |
Моральная оценка; повышение управленческой квалификации; совершенствование систем |
Анализ систем; опыт организационных изменений; консультация и оказание помощи |
Методика
Т. Дила и А. Кеннеди
Данные авторы выделили два критерия для описания «чистых» типов культур: скорость обратной связи и степень риска. Соответственно образовалось четыре типа корпоративных культур.
Рис. 2. Типология
корпоративных культур
по Т. Дилу и А. Кеннеди
Методика
критериев оценки (на
примере методики ATAG)
Суть данного метода заключается в нахождении определенных критериев, которые описывают основные особенности корпоративной культуры. В качестве таких критериев в методике ATAG выступают:
1) характеристики организационной культуры;
2) основные ориентации организационной культуры;
3) факторы, влияющие на изменение организационной культуры;
4) однородность корпоративной культуры;
5) соответствие
инструментам управления.
1. Характеристики корпоративной культуры:
А) Отдельные личности (основатель, руководитель организации).
Б) Сфера активности организации (отрасль, рынки, продукты, технологии и клиенты). Очень часто эти элементы характеризуют культуру организации.
В) Условия существования или зависимости (правовые, экономические, социальные). Статус организация (является дочерней фирмой или подчиняется семейному клану; зависима от инвестиций или от поставщиков).
Г) Стадия развития организации.
Д) Локальное окружение.
Е) Успехи организации (экономические, политические, социальные).
2. Основные ориентации организации:
А) Ориентация на клиентов (оценка клиентов, знание клиентов и их проблем, контакты и отношения с клиентами).
Б) Ориентация на сотрудников (оценка сотрудников, доверие, сотрудничество).
В) Ориентация на результат (направленность на цель, качество, выпуск, интенсивность труда, отношение к труду).
Г) Ориентация на инновацию (готовность к риску, готовность к изменениям и обучению, частота инноваций, инвестиционное поведение, процесс принятия решений, гибкость).
Д) Ориентация на издержки.
Е) Ориентация на коммуникации (внутреннее и внешнее коммуникативное поведение, CI, формы партнерства в организации (каким образом подаются рациональные предложения, кружки качества)).
Ж) Направленность на организацию (идентификация с организацией, лояльность,
корпоративный дух, конфликтное поведение).
З) Ориентация на
технологию (состояние технологии,
значение научных основ для
И) Ориентация на акционеров.
3. Однородность корпоративной культуры (субкультуры, особенно отделы информатики).
4. Соответствие инструментам управления.
5. Факторы, влияющие на изменения:
А) Способствующие изменениям:
– интересующиеся, готовые к изменениям и легко адаптирующиеся сотрудники;
– восприимчивое к нововведениям руководство;
– привлекательность изменений для собственников;
– неудовлетворенность существующим положением.
Б) Препятствующие изменениям:
– скептически относящееся к изменениям руководство компании;
– формализм, бюрократия, длинные коммуникации;
– сильные корни в регионе;
– размеры организации;
– количество уровней управления;
– авторитарное управление;
– сильно формализованные процессы, структуры, образцы поведения;
– недостаточная мобильность сотрудников;
– недостаточный
интерес руководства и
– значительное число сотрудников в возрасте;
– низкая привлекательность изменений для сотрудников;
– хорошо работающая организация;
– удобство;
– самоудовлетворенность
организации.
Не смотря на выбранную модель или методику диагностики условиями успешной диагностики является:
1. Тщательное
планирование диагностики и
2. При
опросе сотрудников
3. Индивидуальная
адаптация инструментария к
4. Использование различных инструментов.
5. Привлечение
экспертов извне для
Диагностика организационной культуры необходима, когда:
• возникновение
дисгармонии между
• устаревание ценностей из-за изменившегося окружения;
• резкое изменение размера организации;
• смена
поколений в руководстве
• обособленность
в составе организации
• переход организации на международный рынок.5
Диагностика организационной культуры и управление культурами становится все более насущной проблемой по той, в частности, причине, что по мере структурных перемен нарастает потребность в слиянии культур различных организаций. Отчасти рост значения вопросов организационной культуры есть результат усложнения и непредсказуемости внешнего окружения, в котором оказываются организации в наше время.
Таким
образом, по усиления давления на организацию
конкуренции и внешних
Возрастающая важность оценки культуры организации проистекает из необходимости и проводить изменения, и поддерживать стабильность во все более неспокойной окружающей среде.6
3.
Анализ организационной
культуры (на примере)
Студенты 231 группы учатся на третьем курсе Владивостокского филиала Российской таможенной академии. В группе 24 студента, из них 8 парней и 16 девушек. 17 студентов прибыли на обучение из других районов Дальнего Востока. Возглавляет группу староста, у которой есть заместитель. Задачей старосты является направление, координация, планирование и прогнозирование всей работы группы.
В будущем году группа стремится выиграть конкурс на звание «Лучшая группа», для этого активно участвует в спортивной и общественной жизни ВФ РТА.
Информация о работе Диагностика организационной культурой на предприятии