Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей разных стилей руководства и путей его совершенствования. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные стили руководства
рассмотреть их особенности
выявить особенности проявления стилей руководства у различных личностей
предложить пути совершенствования стилей руководства
Введение 3
1.Понятие и сущность стилей управления 4
1.1.Руководитель, сосредоточенный на работе, и
руководитель, сосредоточенный на человеке 9
1.2.Управленческая решетка 11
2.Организационно-экономическая характеристика
предприятия и стили управления, используемые руководителями 13
3.Пути совершенствования стилей управления
руководителей на предприятии 23
3.1.Структурные рекомендации 23
3.2.Рекомендации по стимулированию персонала 25
3.3.Коммуникационные рекомендации 26
3.4.Формальные рекомендации 27
3.5 Управление персоналом как специфическая сфера управления 27
Заключение 30
Список использованных источников
Такой руководитель догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо решения у руководителя готовы ещё до совещания. (5)
Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания – лучший способ воздействия на подчинённых в целях достижения высоких трудовых показателей. Работает много, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. В целом для руководителя – автократа характерен недостаток уважения к окружающим5.
Авторитарный стиль управления более всего характерен для харизматических творческих личностей. Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).
Использование
такого стиля увеличивает единоличную
власть руководителя и возможность
влияния на подчиненных, обеспечивает
максимальную производительность, помогает
решению задач в сложных
Однако применение такого стиля руководства порождает многие проблемы в будущем: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат, повышает текучесть, не формирует внутренней заинтересованности исполнителей, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.
Применение авторитарного стиля может быть эффективным тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя (например, на военной службе) или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а руководитель уверен в том, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом. (1)
Демократический стиль – в отличие от автократического, предполагает:
-предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям;
-привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий;
-уважение к людям и забота об их потребностях;
-поощрение инициативы и творческой активности;
-заботу об информированности подчинённых;
-умение считаться с мнениями и советами подчинённых; (1)
Руководитель
такого типа обычно избирается на собрании
трудового коллектива или собственников
и должен выражать интересы большинства.
Как правило, он может удачно выявить,
принять и реализовать
Настоящий
демократический руководитель пытается
сделать обязанности
Руководитель в значительной мере доверяет им, интересуется их мнением, настроениями, советуется с ними, стремится использовать псе лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях.
Сотрудники
в целом удовлетворены такой
системой руководства и обычно стараются
оказать своему начальнику посильную
помощь и поддержать его в необходимых
случаях. В этих условиях работники
легче соглашаются с
Обычно
демократический стиль
Либеральный
стиль руководства иначе
Однако зачастую такого руководителя отличают безынициативность и нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, осторожность в делах, решениях, неуверенность в своей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях. Он легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем9.
Пользующийся
этим стилем руководитель мало вмешивается
в дела подчинённых и выступает
в основном в роли посредника во
взаимоотношениях с другими коллективами.
Он готов выслушивать критику
и соображения, но большей частью
оказывается несостоятельным
Применение
этого стиля находит
В то же время такой стиль легко может трансформироваться в попустительский, когда руководитель вовсе устраняется от дел, передавая их в руки «выдвиженцев». Последние от его имени управляют коллективом, применяя при этом все более и более авторитарные методы. Сам он при этом лишь делает вид, что власть находится и его руках, а на деле все больше и больше становится зависимым от своих добровольных помощников. (2)
Подводя
итог описанию стилей авторитарного, демократического
и либерального стилей руководства
отметим, что каждый из них имеет
определённые достоинства и недостатки.
Кроме того, на практике в зависимости
от ситуации, чаще всего происходит
смешение этих стилей.
Одной
из популярных классификаций стилей
управления является преимущественная
ориентация руководителя: на сотрудников
или на выполнение задач. Впервые
подобная классификация была разработана
учёным Лайкертом и его коллегами
в Мичиганском университете10. Они
сравнивали группы с высокой производительностью
труда и группы с низкой производительностью
в различных организациях и пришли
к выводу, что разницу в
Руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория «Х»), до другой - сосредоточенные на человеке (теория «У»).
Руководитель, сосредоточенный на работе, так же известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.
В противоположность этому, первейшей работой руководителя, сосредоточенного на человеке, являются люди. Он сосредотачивает внимание на повышении производительности труда путём совершенствования человеческих отношений. Такой руководитель делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда. Он или она активно считаются с нуждами подчиненных, помогает им решать проблемы и поощряет их профессиональный рост. По существу, руководитель, сосредоточенный на человеке, ведет себя аналогично руководителю, который привлекает членов группы к участию в управлении.
На
основании своих исследований, Лайкерт
сделал вывод, что стиль руководства
неизменно будет
Как
продолжение своих
Система 1 - Эксплуататорско-авторитарная
Система 2 - Благосклонно-авторитарная
Система
3 - Консультативно-
Система 4 - Основанная на участии (5)
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием. В целом, в системе 2 руководители соответствуют типу благосклонного автократа.
Руководители
системы 3, называемой консультативной,
проявляют значительное, но не полное
доверие к подчиненным. Имеется
двустороннее общение и некоторая
степень доверия между
Система
4 подразумевает групповые
Позже
ученые-бихевиористы выявили, что стиль
некоторых руководителей
Среди дальнейших исследований эффективности стилей руководства следует отметить исследования Роберта Блейка. Этот учёный является представителем «поведенческой» школы исследований стилей управления.
Блейк
и его сотрудница Джейн С. Мутон
разработали так называемую «решетку
менеджмента». По их мнению, каждый управляющий
занимает определённую ячейку в этой
решетке. Это определяется его ориентировкой
между производством и
Информация о работе Формирование и развитие стилей руководства