Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3) определение путей формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Понятие о кадровом потенциале 7
1.2. Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом организации 11
1.3 Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации персонала 22
1.4. Повышение квалификации руководителей и специалистов 31
ГЛАВА 2. Анализ кадровой политики на примере ООО «Компоненты бизнеса»…………………………………………………………………………..37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты бизнеса» 37
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» 38
2.3 Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их основополагающих ценностей 44
ГЛАВА 3. Проблемы кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» и возможности их решения………………………………………………………..50
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой политики в ООО «Компоненты бизнеса» …………………………………………………………50
3.2. Анализ целесообразности предложенных совершенствований для ООО «Компоненты бизнеса»………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Менеджмент
Тема 2. Формирование кадрового потенциала организации (на примере конкретной организации)
Содержание
В
современной быстроменяющейся рыночной
среде организации могут
Совершенствование подготовки работников, повышения уровня их профессиональной квалификации относится к числу важнейших элементов комплекса работ в рыночной экономике. Главной задачей современной системы подготовки и повышения квалификации рабочих является преодоление сложившихся в прошлом несоответствий в подготовке кадров по профессиям и квалификации и сбалансированном удовлетворении потребностей конкретного производства с учетом перспектив его развития в квалифицированных работниках. Это обуславливается необходимостью научно обоснованного определения реальных потребностей производства в квалифицированных кадрах нужного количества и качества.
Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудиться, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.
Кроме того, НТП порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда. Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных систем машин, электронной и микропроцессорной техники меняет функциональное содержание труда. Все большее значение в автоматизированном производстве приобретают более сложные функции с повышенными затратами умственной энергии (расчет, контроль, управление, техническое обслуживание машин и наблюдение за их работой). Все это приводит к изменению профессионально - квалификационного состава работников.
Высший
технический уровень
Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Еще одним важным моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой.
Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике на основе НТП предъявляются новые, более высокие требования к работникам, их профессиональной подготовке, техническим и экономическим знаниям.
При этом система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового производственного опыта. Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их. Человек в системе менеджмента является ведущим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия: все начинается с поиска людей, подходящих для определенной работы.
Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием и считается основным критерием его экономического успеха. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Основным структурным подразделением по управлению персоналом и повышению квалификации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения. Службы управления персоналом, пока имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы. Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Актуальность темы работы. Создавшаяся в нашей стране ситуация, связанная с изменением экономической и политической систем, одновременно несет как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Формирование и развитие кадрового потенциала предприятий в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации. Поэтому необходимо как обеспечить преобразования на макроуровне, так и подготовить управленцев работать по-новому.
Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3)
определение путей
Объектом исследования в данной работе является персонал.
Предметом исследования является процесс формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
При
написании работы широко использовалась
как отечественная, так и зарубежная
литература по данной проблеме, ряд
периодических изданий и
Термин
«потенциал» в своем
Понятия «потенциал» и «
Понятие «кадровый потенциал» отражает ресурсный аспект социально-экономического развития. Кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.
Понятие потенциала в данном случае употребляется в смысле скрытой возможности, способности, силы, которая может проявиться при определенных условиях1.
Под
кадровым потенциалом понимается мера
способностей и возможностей работников
материализовать свои знания и умения
с целью обеспечения
Традиционно
кадровая политика на предприятии основана
на выдвижении и подготовке кадрового
резерва, что должно быть зафиксировано
в стандарте предприятия по организации
воспроизводства руководящих
Кадровый резерв и потенциал как характеристики персонала взаимосвязаны между собой. Ясно, что различие резерва и потенциала продуктивно при акценте на динамику производственной основы фирмы для обеспечения гибкости, надежности управления, необходимых в условиях рынка.
Резервом
кадров, как известно, принято считать
численность реально
Ротация кадров – это обязательная и естественная процедура обновления кадров посредством института резерва. Она служит целям стабильного кадрового обеспечения.
Производственная
динамика предъявляет к резервированию
кадров требование: обеспечить резерв
с упреждением изменений в
профессионально-
Потенциал специалиста отражает его личностные возможности, которые заложены в человеке и которые можно задействовать с расчетом на их расширение по мере использования в меняющейся производственной ситуации. И тогда кадровый потенциал фирмы – это личностные возможности, располагаемые персоналом фирмы, которые при востребовании практикой могут быть воспроизведены, задействованы, и которые могут возрастать в соответствии с новыми требованиями этой конкретной практики4.
Необходимость переориентации политики на расширенное воспроизводство кадрового потенциала, в дополнение к простому воспроизводству кадрового резерва для ротации, связана с резким скачком требований к инициативности, предприимчивости, способностям поиска новых решений в сложных, неустойчивых хозяйственных условиях.
Это
можно представить тремя
Ситуация
1. Стабильное состояние кадров, когда
требования должности (До) удовлетворяется
возможностями работающего (С), т.е.
Ситуация
2. Кадры мобильны, требуется резервирование
для поддерживания надежности стабильной
производственной системы. Тогда специалист,
использующий функции по своей должности,
но введенный в резерв (Ср), на другую, обеспечивающую
резервом (Др), имеет не используемые пока,
но нужные для той другой должности дополнительные
компетентность, знания, умения (Др) и тогда:
Ситуация
3. Введение новых хозяйственных
отношений изменяет требования к
профессиям, квалификации, к предприимчивости,
изобретательности и к личностным
качествам инженера в целом. Подготовленность
специалиста к заданной должности уже
недостаточна, требования к потенциалу
личности (Лп) возрастает. Тогда кадровый
резерв (Ср) должен быть дополнен личностным
потенциалом, это и составит кадровый
потенциал (Кп):