Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3) определение путей формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Понятие о кадровом потенциале 7
1.2. Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом организации 11
1.3 Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации персонала 22
1.4. Повышение квалификации руководителей и специалистов 31
ГЛАВА 2. Анализ кадровой политики на примере ООО «Компоненты бизнеса»…………………………………………………………………………..37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты бизнеса» 37
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» 38
2.3 Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их основополагающих ценностей 44
ГЛАВА 3. Проблемы кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» и возможности их решения………………………………………………………..50
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой политики в ООО «Компоненты бизнеса» …………………………………………………………50
3.2. Анализ целесообразности предложенных совершенствований для ООО «Компоненты бизнеса»………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
3.
Условия повышения
От того, как организовано управление кадровым потенциалом, влияющее на успешность деятельности каждого работника, напрямую зависит эффективность деятельности предприятия. Таким образом, важнейшей задачей управления кадровым потенциалом становится закрепление и развитие персонала. Эта задача включает в себя:
Следовательно, в основе политики управления кадровым потенциалом должны лежать три фактора:
В перспективе актуальной становится задача управления кадровым потенциалом путем внедрения совершенных технологических процедур: оценки персонала и развития информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений.
Оценка персонала. Исследования показали, что наиболее эффективным методом управления кадровым потенциалом является его оценка по параметрам, характеризующим профессиональную успешность работника. Оценка применима в таких областях как: отбор и расстановка персонала, планирование и сопровождение деятельности специалистов, подготовка и повышение квалификации работников, формирование, подготовка резерва для выдвижения на руководящую должность, совершенствовании системы льгот, условий труда и т. д.
Программа управления кадровым потенциалом не столько способствует продвижению персонала, сколько его развитию, повышению результативности мероприятий по повышению квалификации. Что в свою очередь является первостепенной задачей службы управления персоналом предприятия25.
Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы26.
Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными. Не случайно управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе большинства линейных менеджеров. Ведь только линейный менеджер может располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также о навыках, требующихся каждому подчиненному.
Кадровая политика на предприятии должна преследовать главную цель – постоянное повышение квалификации персонала для достижения высоких качественных результатов. При этом достижения должны быть как производственные, так и личные27.
Повышение
квалификации направлено на последовательное
совершенствование
Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для успешной деятельности.
Преобразуя
организационно-экономический механизм,
человек изменяется и сам. Поэтому наряду
с интенсификацией трудовых процессов
особое внимание должно уделяться изучению
факторов, определяющих поведение и деятельность
личности в процессе совместного труда.
В идеале это сводится к системному планированию
персонала (рис.1)28.
Потребность предприятия | Пригодность работников и потребность в них | |||
Сопоставление
требований
к качеству |
||||
Меры повышения квалификации | ||||
Испытание на рабочем месте |
Рис. 1. Системное планирование персонала
В литературе и практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка, обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры и т. п. Все это, так или иначе, связано с обучением.
Обучение представляется процессом изменения поведения, в котором переплетаются интеллектуальный, психологический и физиологический аспекты.
Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.
Своевременная
потребность в развитии является
результатом качественного
Подводя промежуточный итог, следует повторить, что развитие производства требует развития персонала. Кадровая политика на предприятии должна преследовать главную цель – постоянное повышение квалификации персонала для достижения высоких качественных результатов. Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.
Чаще всего в процессе своей деятельности человек осознает, что ему не хватает знаний для качественного выполнения возложенных на него функций. И это вполне нормально и закономерно. Ведь для того чтобы справиться с нашими сегодняшними и завтрашними экономическими, социальными и экологическими проблемами, нам нужно изменить образ мышления, а в связи с этим, и подходы к обучению персонала.
Цель любого обучения сводится к тому, чтобы научиться интерпретировать явления окружающей среды так, чтобы наилучшим образом ориентироваться в ней и соответственно адаптировать свое поведение к этой среде. Речь идет о том, чтобы на основе имеющихся знаний быстро оценить ситуацию и выбрать оптимальный вариант действий.
Следует понимать и осознать, что обучение – это непрерывный процесс, оно полезно и требуется в трех основных случаях30:
Все зависит от того, какие цели преследуются в процессе обучения.
Индивидуальные цели: сохранение рабочего места; возможность улучшения условий труда, а в перспективе должностной рост; формирование личного авторитета и т. п.
Производственные
цели: обеспечение и повышение
способностей; обучение новых работников;
внедрение прогрессивных
Общественные цели: вклад в общегосударственное образование, внедрение современных (активных) форм обучения и т. п.
Формы обучения многочисленны. Поэтому их нужно приспособить к требованиям, предъявляемым к работнику той или иной должности, личности обучаемого и особенностям организации.
При
организации процесса обучения необходимо
учитывать следующие
Мотивация. Для обучения нужна мотивация, т.е. заинтересованность работника (что я получу в результате обучения в будущем?).
Условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (хорошо оборудованные аудитории, высоко оснащенные специальные центры и т.п.).
Стадийность обучения. Если знания, которые необходимо получить, являются сложными, то процесс обучения надо разбить на последовательные этапы (обучение от более простых к сложным явлениям).
Наличие
обратной связи. В процессе и после
обучения слушатели должны ощущать
обратную связь с результатами обучения
(умение решать конкретные задачи, возросший
теоретический уровень и т.п.)3
Знания имеют тенденцию устаревать, поэтому возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение квалификации.
Повышение квалификации — это постоянный процесс обновления знаний. Изменения в обществе, экономике, жизненном укладе людей требуют и совершенствования работников.
Повышение квалификации может осуществляться как в организованной, так и в неорганизованной формах.
Организованная форма повышения квалификации представлена высшими, средними специальными учебными заведениями, центрами и курсами по повышению квалификации. Здесь обучение, как правило, осуществляется по специальным программам.
Неорганизованная форма, когда работники самостоятельно повышают свою квалификацию посредством изучения специальной, справочной, нормативной литературы и документации. Они сами определяют, в какой области испытывают недостаток знаний, и пытаются путем самостоятельного обучения восполнить этот пробел32.
Развитие
рыночных отношений привело к
созданию новых форм организаций, что
выдвигает более высокие
Проведение
переподготовки персонала при помощи
современных методов с
С изменением условий переподготовки и учетом новых требований происходит активизация методов обучения. Они имеют значительно больше возможностей в области коммуникаций; рассматривают практические, близкие к жизни проблемы; ориентируются на конкретные ситуации, предлагают пути их разрешения. Использование активных методов обучения при переподготовке кадров способствует развитию способностей качественно и эффективно выполнять возложенные на них задачи33.
Среди методов повышения квалификации различают34: