Формирование кадрового потенциала организации (на примере конкретной организации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3) определение путей формирования и развития кадрового потенциала предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Понятие о кадровом потенциале 7
1.2. Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом организации 11
1.3 Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации персонала 22
1.4. Повышение квалификации руководителей и специалистов 31
ГЛАВА 2. Анализ кадровой политики на примере ООО «Компоненты бизнеса»…………………………………………………………………………..37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты бизнеса» 37
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» 38
2.3 Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их основополагающих ценностей 44
ГЛАВА 3. Проблемы кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» и возможности их решения………………………………………………………..50
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой политики в ООО «Компоненты бизнеса» …………………………………………………………50
3.2. Анализ целесообразности предложенных совершенствований для ООО «Компоненты бизнеса»………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент Кур.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

     3. Условия повышения эффективности  управления кадровым потенциалом.  Обширность вопросов, решаемых участниками  процесса управления, обусловливает  необходимость его оптимизации.  Следовательно, для повышения  эффективности управления кадровым потенциалом необходимо:

  • постоянное участие в управлении не только кадровых служб, но и руководителей структурных подразделений;
  • более четкое распределение функций между всеми участниками управления персоналом и координация их действий;
  • создание соответствующей нормативно-методической базы, регламентирующей деятельность каждого из участников процесса управления;
  • определение приоритетов в работе с кадровым потенциалом.

     От  того, как организовано управление кадровым потенциалом, влияющее на успешность деятельности каждого работника, напрямую зависит эффективность деятельности предприятия. Таким образом, важнейшей задачей управления кадровым потенциалом становится закрепление и развитие персонала. Эта задача включает в себя:

  • рациональное распределение должностных обязанностей;
  • профессиональное и должностное продвижение работников с учетом результатов оценки их деятельности и индивидуальных особенностей;
  • регулярное повышение квалификации специалистов;
  • создание других условий, мотивирующих работников к более эффективному труду;
  • планирование карьеры.

     Следовательно, в основе политики управления кадровым потенциалом должны лежать три фактора:

  • привлечение на работу высококвалифицированных специалистов;
  • создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению на предприятии, в учреждении наиболее квалифицированных, опытных работников;
  • совершенствование организации управления.  

     В перспективе актуальной становится задача управления кадровым потенциалом  путем внедрения совершенных  технологических процедур: оценки персонала и развития информационной базы для принятия обоснованных управленческих решений.

     Оценка  персонала. Исследования показали, что  наиболее эффективным методом управления кадровым потенциалом является его  оценка по параметрам, характеризующим профессиональную успешность работника. Оценка применима в таких областях как: отбор и расстановка персонала, планирование и сопровождение деятельности специалистов, подготовка и повышение квалификации работников, формирование, подготовка резерва для выдвижения на руководящую должность, совершенствовании системы льгот, условий труда и т. д.

     Программа управления кадровым потенциалом не столько способствует продвижению  персонала, сколько его развитию, повышению результативности мероприятий по повышению квалификации. Что в свою очередь является первостепенной задачей службы управления персоналом предприятия25.

1.3 Сущность и роль  профессионального  обучения. Методы  повышения квалификации персонала

 

     Получить  высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы26.

     Обучение  не является чем-то внешним по отношению  к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, причем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными. Не случайно управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе большинства линейных менеджеров. Ведь только линейный менеджер может располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также о навыках, требующихся каждому подчиненному.

    Кадровая  политика на предприятии должна преследовать главную цель – постоянное повышение квалификации персонала для достижения высоких качественных результатов. При этом достижения должны быть как производственные, так и личные27.

    Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального  мастерства.

    Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для успешной деятельности.

    Преобразуя организационно-экономический механизм, человек изменяется и сам. Поэтому наряду с интенсификацией трудовых процессов особое внимание должно уделяться изучению факторов, определяющих поведение и деятельность личности в процессе совместного труда. В идеале это сводится к системному планированию персонала (рис.1)28. 

Потребность предприятия   Пригодность работников и потребность в них
       
  Сопоставление требований

к качеству

 
   
  Меры  повышения квалификации  
  Испытание на рабочем месте  
 

     Рис. 1. Системное планирование персонала 

    В литературе и практической деятельности можно найти ряд толкований процесса профессионального развития персонала: продвижение кадров, их переподготовка, обучение, повышение квалификации, кадровый резерв, регулирование карьеры и т. п. Все это, так или иначе, связано с обучением.

    Обучение  представляется процессом изменения  поведения, в котором переплетаются  интеллектуальный, психологический  и физиологический аспекты.

    Целенаправленное  профессиональное развитие персонала  зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.

    Своевременная потребность в развитии является результатом качественного удовлетворения личных потребностей, которые определяются при сопоставлении специфики (размеров) запросов и способностей. Основой для такой постановки вопроса служит компетентность в самом широком понимании этого слова. Ее стержнем является профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью29.

    Подводя промежуточный итог, следует повторить, что развитие производства требует развития персонала. Кадровая политика на предприятии должна преследовать главную цель – постоянное повышение квалификации персонала для достижения высоких качественных результатов. Целенаправленное профессиональное развитие персонала зависит от полноты, точности и актуальности существующей или получаемой информации.

    Чаще  всего в процессе своей деятельности человек осознает, что ему не хватает  знаний для качественного выполнения возложенных на него функций. И это вполне нормально и закономерно. Ведь для того чтобы справиться с нашими сегодняшними и завтрашними экономическими, социальными и экологическими проблемами, нам нужно изменить образ мышления, а в связи с этим, и подходы к обучению персонала.

    Цель  любого обучения сводится к тому, чтобы  научиться интерпретировать явления  окружающей среды так, чтобы наилучшим  образом ориентироваться в ней  и соответственно адаптировать свое поведение к этой среде. Речь идет о том, чтобы на основе имеющихся  знаний быстро оценить ситуацию и выбрать оптимальный вариант действий.

    Следует понимать и осознать, что обучение – это непрерывный процесс, оно полезно и требуется в трех основных случаях30:

  • когда человек поступает в организацию;
  • когда его назначают на новую должность;
  • когда эксперты установят, что у работника не хватает необходимых
  • навыков (знаний).

    Все зависит от того, какие цели преследуются в процессе обучения.

    Индивидуальные  цели: сохранение рабочего места; возможность  улучшения условий труда, а в  перспективе должностной рост; формирование личного авторитета и т. п.

    Производственные  цели: обеспечение и повышение  способностей; обучение новых работников; внедрение прогрессивных технологий (за счет получения работниками новых  знаний) и т. п.

    Общественные  цели: вклад в общегосударственное образование, внедрение современных (активных) форм обучения и т. п.

    Формы обучения многочисленны. Поэтому их нужно приспособить к требованиям, предъявляемым к работнику той  или иной должности, личности обучаемого и особенностям организации.

    При организации процесса обучения необходимо учитывать следующие требования:

    Мотивация. Для обучения нужна мотивация, т.е. заинтересованность работника (что  я получу в результате обучения в  будущем?).

    Условия обучения. Нужно создать благоприятный для обучения климат (хорошо оборудованные аудитории, высоко оснащенные специальные центры и т.п.).

    Стадийность обучения. Если знания, которые необходимо получить, являются сложными, то процесс  обучения надо разбить на последовательные этапы (обучение от более простых к сложным явлениям).

    Наличие обратной связи. В процессе и после  обучения слушатели должны ощущать  обратную связь с результатами обучения (умение решать конкретные задачи, возросший  теоретический уровень и т.п.)31.

    Знания  имеют тенденцию устаревать, поэтому возникает необходимость в целевой подготовке, в основе которой лежит повышение квалификации.

    Повышение квалификации — это постоянный процесс  обновления знаний. Изменения в обществе, экономике, жизненном укладе людей  требуют и совершенствования работников.

    Повышение квалификации может осуществляться как в организованной, так и  в неорганизованной формах.

    Организованная  форма повышения квалификации представлена высшими, средними специальными учебными заведениями, центрами и курсами  по повышению квалификации. Здесь обучение, как правило, осуществляется по специальным программам.

    Неорганизованная  форма, когда работники самостоятельно повышают свою квалификацию посредством  изучения специальной, справочной, нормативной  литературы и документации. Они сами определяют, в какой области испытывают недостаток знаний, и пытаются путем самостоятельного обучения восполнить этот пробел32.

    Развитие  рыночных отношений привело к  созданию новых форм организаций, что  выдвигает более высокие требования к уровню подготовки персонала

    Проведение  переподготовки персонала при помощи современных методов с использованием различных технических средств  обучения способствует формированию у  людей системного мышления, способности  принимать самостоятельные решения. Они вырабатывают более высокую степень независимости, активность, стремление к саморазвитию.

    С изменением условий переподготовки и учетом новых требований происходит активизация методов обучения. Они  имеют значительно больше возможностей в области коммуникаций; рассматривают практические, близкие к жизни проблемы; ориентируются на конкретные ситуации, предлагают пути их разрешения. Использование активных методов обучения при переподготовке кадров способствует развитию способностей качественно и эффективно выполнять возложенные на них задачи33.

    Среди методов повышения квалификации различают34:

  • методы презентации, при которых участники играют пассивную роль (это могут быть лекция, доклад, семинар и т.п.);
  • методы, связанные с моделированием и решением конкретных ситуаций, деловых игр. Это активные методы, когда с помощью преподавателя моделируются различные ситуации управления, слушатели пытаются найти пути их разрешения, разрабатывают предложения по развитию системы в целом или отдельных ее элементов.

Информация о работе Формирование кадрового потенциала организации (на примере конкретной организации)