Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3) определение путей формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Понятие о кадровом потенциале 7
1.2. Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом организации 11
1.3 Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации персонала 22
1.4. Повышение квалификации руководителей и специалистов 31
ГЛАВА 2. Анализ кадровой политики на примере ООО «Компоненты бизнеса»…………………………………………………………………………..37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты бизнеса» 37
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» 38
2.3 Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их основополагающих ценностей 44
ГЛАВА 3. Проблемы кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» и возможности их решения………………………………………………………..50
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой политики в ООО «Компоненты бизнеса» …………………………………………………………50
3.2. Анализ целесообразности предложенных совершенствований для ООО «Компоненты бизнеса»………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
что
будет соответствовать:
Если это положение принимается за исходное, то механизм кадрового обеспечения должен содержать элементы, настроенные на личностный и кадровый потенциал фирмы в целом. Это основа для смены кадровой политики5.
Большинство отечественных и зарубежных авторов рассматривают в неразрывной связи такие понятия, как «кадровый потенциал» и «управление кадрами», поскольку только при умелом управлении возможно рациональное использование кадров и, как следствие, эффективная деятельность предприятия в условиях острой рыночной конкуренции6.Управление кадрами – это многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий свои специфические особенности и закономерности7. В самом общем виде под управлением кадрами понимается целенаправленная деятельность руководящего состава предприятия, руководителей и специалистов подразделений системы управления кадрами, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления кадрами8.
Управление кадрами на практике заключается в формировании системы управления кадрами; планировании кадровой работы и разработке оперативного плана кадровой работы; проведении маркетинга кадров предприятия; определении кадрового потенциала предприятия и потребности его в персонале. А. З. Дадашев отмечает, что управление кадрами состоит в планомерном регулировании воздействия на всех стадиях воспроизводства и потребления кадрового потенциала, которое обеспечивает потребности национальной экономики необходимой рабочей силой и на этой основе - гармоничное развитие личности и повышение производительности труда9.
Иными словами, планирование, формирование, распределение и рациональное использование кадров составляет основное содержащие управления кадрами и с этой точки зрения рассматривается аналогично управлению материально-вещественными элементами производства. Вместе с тем, кадры – это, прежде всего, люди, характеризующиеся сложным комплексом индивидуально-типических качеств и свойств, среди которых социально-психологические играют главенствующую роль. Поэтому предметом управления кадрами как научно-практического направления выступают отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного использования их потенциала в условиях организации деятельности предприятия. В связи с этим Соколова Л отмечает, что основная цель управления кадрами в современных условиях – сочетание эффективного обучения персонала, повышения квалификации и трудовой мотивации для развития способностей работников и стимулирования их к выполнению работ более высокого уровня10. Как отечественные, так и зарубежные ученые рассматривают кадровый потенциал с двух точек зрения11:
На практике процессы формирования и использования кадрового потенциала тесно взаимосвязаны между собой12.
Формирование кадрового потенциала общества в целом означает подготовку незанятого населения к трудовой деятельности, вовлечение в материальное и духовное производство всего трудоспособного населения страны. Иными словами, формирование представляет собой создание реального потенциала живого труда, знаний и навыков, охватывающего все общество и каждого индивида13.
При
этом, формируя кадровый потенциал, необходимо
учитывать, по нашему мнению, следующие
признаки: демографические, медико-биологические,
профессионально-
Мерой
качества сформированного кадрового
потенциала выступает степень сбалансированности
профессионально-
Использование кадрового потенциала представляет собой реализацию трудовых и квалификационных способностей и навыков работника, трудового коллектива и общества в целом15.
В
рыночных условиях сущность рационального
использования кадров организации заключается
в более полном выявлении и реализации
способностей каждого работника предприятия,
усилении творческого и содержательного
характера труда, поднятии профессионально-
Использование
кадрового потенциала рассматривается
отечественными авторами как в количественном
отношении, так и в качественном.
С количественной точки зрения наличие
(достаточность) кадров по каждому структурному
подразделению и предприятию в целом
определяется исходя из объемов производственных
зданий и потенциальных возможностей,
которыми располагают кадры, а с качественной
– степенью соответствия профессионально-
Таким образом, на формирование и использование кадрового потенциала оказывает влияние целая система внешних и внутренних (по отношению к самому предприятию) факторов. Факторы формирования и использования кадрового потенциала предприятия, в нашем представлении, - это внешние и внутренние условия среды, в которых осуществляются процессы формирования и использования кадрового потенциала. Под внешними факторами нами понимаются условия, которые предприятие не может изменить, но должно учитывать при формировании и использовании собственных кадров. Внутренние же факторы представляют условия, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны предприятия.
Учитывая современные разрозненные авторские подходы к классификации таких факторов предлагается обобщенная классификация факторов формирования и использования кадрового потенциала предприятия в условиях рынка. Факторы формирования делятся на внешние и внутренние по отношению к промышленному предприятию. Рассмотрим только внешние факторы19:
Основные положения программы управления кадровым потенциалом сводятся к следующему:
1.
Постановка целей и задач
2. Определение содержания и участников управления кадровым потенциалом. Необходимым условием решения управленческих задач является наличие высококвалифицированного персонала, готового к овладению новыми знаниями. В этой связи возрастает роль управления кадровым потенциалом как особого вида деятельности, включающего: определение потребности в персонале; привлечение персонала его отбор; расстановку персонала; подготовку, переподготовку, повышение квалификации; мотивацию развития персонала; оценку эффективности управления.
Субъектами процесса управления кадровым потенциалом являются: руководители предприятий, руководители структурных подразделений, службы персонала, юридические службы, финансовое управление (отдел), отдел подготовки персонала.
Такое построение системы управления кадровым потенциалом требует реализации каждым из участников процесса управления своих специфических функций. Так руководители предприятий и линейные руководители участвуют в планировании профессиональной карьеры работников, создании для них мотивирующих условий, финансовый отдел (управление) определяет нормативы труда, формирует политику в области оплаты труда и предоставления социальных льгот. Отдел подготовки персонала организует обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала по актуальным направлениям деятельности предприятия.
Основным
содержанием деятельности служб
персонала традиционно является
планирование персонала и его
профессиональный рост, а также выявление
и решение социально-бытовых