Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение технологии формирования и развития кадрового потенциала конкретного предприятия.
Соответственно основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ управления кадровым потенциалом организации;
2) анализ кадрового потенциала персонала организации;
3) определение путей формирования и развития кадрового потенциала предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1.Понятие о кадровом потенциале 7
1.2. Кадровая политика и организация управления кадровым потенциалом организации 11
1.3 Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации персонала 22
1.4. Повышение квалификации руководителей и специалистов 31
ГЛАВА 2. Анализ кадровой политики на примере ООО «Компоненты бизнеса»…………………………………………………………………………..37
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты бизнеса» 37
2.2. Анализ кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» 38
2.3 Анализ степени удовлетворённости сотрудников и выявление их основополагающих ценностей 44
ГЛАВА 3. Проблемы кадровой политики ООО «Компоненты бизнеса» и возможности их решения………………………………………………………..50
3.1. Предложения по совершенствованию кадровой политики в ООО «Компоненты бизнеса» …………………………………………………………50
3.2. Анализ целесообразности предложенных совершенствований для ООО «Компоненты бизнеса»………………………………………………51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Одним из главных факторов воздействующим на уровень текучести кадров является род деятельности предприятия. Ежегодно публикуемая статистика по отраслям показывает, что, например, в гостиничном бизнесе этот показатель традиционно высок. По известным причинам текучесть женской рабочей силы значительно превышает мужскую. Однако в ООО «Компоненты бизнеса» из 15 уволившихся работников (2007 г.) 8 – мужчины, 7 – женщины. Это можно объяснить тем, что в традиционно женском персонале, довольно сложно адаптироваться новому работнику.
Уровень текучести кадров (ТК) оценивается соотношением числа работников, уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициативе администрации (Рт.к), и среднесписочного числа работников (Рс.с) [18, c. 107]. На крупных фирмах такое соотношение может быть определено для предприятия в целом и для отдельных категорий работников в частности:
Применив описанную выше формулу, можно рассчитать показатель текучести кадров ООО «Компоненты бизнеса» за 2007 год (при расчете учитывались только штатные сотрудники).
Итак, он составил – 28,8 % , т.к.
15 человек – уволившихся с предприятия по собственному желанию или по инициативе администрации (за 2007 г.);
52 человека – среднесписочное число работников (2007 г.).
Если принять за предельную норму текучести 50%, то в сравнении, показатель 28,8% достаточно не высок. Хотя, при 50% показателе реальна почти вся смена персонала.
Предположив, что внутренняя и внешняя среда предприятия, не претерпит больших изменений в 2008 году, можно спрогнозировать, что уровень текучести не превысит отметку – 30%.
Проанализировав приказы об увольнении за 2007 г. я пришла к выводу, что основной причиной увольнения является – собственное желание (ТК РФ) – 10 человек. Однако были и другие причины увольнения.
Для
анализа степени
Была разработана анкета (, которая позволяет получить первичную информацию об уровне удовлетворенности работников с позиций долговременности их отношений с данным работодателем, возможностей их развития и состояния социальной политики организации. Данные, полученные от анкетирования, позволяют определить:
Результаты опроса более 60 работников показали, что:
Кроме этого, было выявлено, что 50% работников организации в ближайшее время не собираются покинуть ее. Однако если бы пришлось менять работу, то 75% опрошенных ушли бы из данной организации по причине низкой зарплаты
Работа в данной организации нравится, но 82% опрошенных не удовлетворяет уровень заработка, а получение достойной заработной платы является определяющим фактором для 45% работников.
Однако не только фактор высокой заработной платы определяет выбор места работы. Вторым и третьим по значимости фактором были названы “возможность долговременных отношений с работодателем” (40%) и “возможность получения социальных благ” (40%).
Чуть больше половины (53,2%) опрошенных работают во внеурочное время, при этом они не проявляют негативных эмоций по этому поводу (46,2% относится положительно к сверхурочной работе). Это серьезный повод задуматься о пересмотре систем стимулирования труда.
Относительно возможностей карьерного роста сотрудников анкетирование позволило выявить, что понятие карьеры работники в первую очередь связывают с ростом благосостояния (наибольшее количество ответов), со служебным ростом и ощущением уверенности и стабильности (второе и третье места по количеству ответов). Однако возможность карьерного роста в рамках данной организации у работников невелика: 50% опрошенных не видят такой возможности, а 46,2% – затруднились ответить. При этом подавляющее большинство работников отмечают, что стремление к карьерному росту руководство либо поощряет не в полной мере, либо не поощряет вообще. Известно, что карьерный рост невозможен без дополнительного обучения. Среди опрошенных 96% стремятся к повышению своей квалификации, хотя 57,8% заявляют, что на сегодняшний момент руководство не использует их профессиональные возможности в полной мере.
Руководство ООО «Компоненты бизнеса» имело не вполне адекватное представление об удовлетворенности сотрудников своей фирмы. Результаты анкеты неприятно удивили директора, уверенного, что работники полностью удовлетворены условиями труда, заработной платой, знают о проводимой в организации кадровой и социальной политике.
Общая картина показала, что работники предпочитают иметь долговременные отношения с работодателем, однако на уровне организации пока не достигнута взаимная увязка интересов работодателя и работника.
Следующим шагом моей работы является построение матрицы распределения функций (МРФ). Такая матрица наглядно показывает, какие должностные лица участвуют в тех или иных работах, составляющих бизнес-процесс. Этот процесс даёт нам:
-
помощь в определении
-
исключение дублирования
-
более рациональное
МРФ представляет собой таблицу, отражающую бизнес-процессы предприятия с их подробной детализацией. Перечислены исполнители работ и функции, которые каждый исполнитель реализует по отношению к данной работе.
Составим МРФ на два наиболее интересующих нас бизнес-процесса ООО «Компоненты бизнеса» - "Поступление товаров" и "Продажа товара".
Используется система обозначения функций:
• П - подготовка решения;
• Р - принятие решения;
• И - исполнение;
• К - контроль за исполнением решения;
Помимо этих основных функций могут также использоваться вспомогательные:
• С - согласование решения;
• У - участие в реализации соответствующих функций.
В строке функций не должны повторяться функциональные обязанности принятия решения (Р) и исполнения (И) для исключения ситуации "нескольких начальников" или "нескольких исполнителей".
Если действие рутинное или строго регламентированное, может отсутствовать функция принятия решения. В этом случае решение принимается на основании устоявшегося порядка или регламента. Также в некоторых строках могут отсутствовать другие обозначения функций (кроме "исполнения"), если выполнение данных функций в соответствующем элементе бизнес-процесса не подразумевается.
Таблица 4 . Матрица распределения функций
Бизнес-процесс | Исполнители | |||||||||
Продавец-консультант | Работники склада | Зав. Складом | Менеджер по закупкам | Водитель-экспедитор | Торговый представитель | Менеджер по сбыту | Бухгалтер-кассир | директор | ||
ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРА НА СКЛАД | ||||||||||
1 | Получение заказа | П | С | |||||||
И | ||||||||||
2 | Формирование партии | С | И | С | У | С | ||||
У | Р | П | ||||||||
К | С | |||||||||
3 | Оформление документов | П | К | И | ||||||
С | ||||||||||
4 | Доставка на склад | К | И | |||||||
5 | Приёмка товара | С | Р | |||||||
У | И | К | ||||||||
6 | Выбор места для товара | Р | ||||||||
И | ||||||||||
7 | Установка цены | У | С | С | Р | |||||
И | У | У | К | |||||||
П | И | С | ||||||||
8 | Раскладка товара | И | К | |||||||
Р | ||||||||||
ПРОДАЖА ТОВАРА | ||||||||||
1 | Встреча покупателя | И | К | С | ||||||
С | Р | |||||||||
С | ||||||||||
2 | Выяснение запроса | И | ||||||||
Р | ||||||||||
3 | Рассказ о товаре | И | Р | К | ||||||
П | У | У | ||||||||
4 | Ответы на вопросы | И | П | |||||||
Р | Р | |||||||||
5 | Помощь в выборе | У | И | |||||||
С | С | |||||||||
6 | Доставка со склада нужного товара | К | И | У | ||||||
С | П | |||||||||
7 | Предложение сделать заказ на отсутствующий товар | С | И | |||||||
Р | ||||||||||
С | ||||||||||
8 | Оформление заказа | У | У | И | ||||||
С | С | |||||||||
9 | Выдача дисконтных карт, подарков | И | У | У | К | |||||
Р | С | С | ||||||||
С | ||||||||||
П | ||||||||||
10 | доставка покупки | И | К | |||||||
11 | Оформление доставки | И | К | |||||||
Р |
Заполненная таким образом матрица дает представление о сфере обязанностей каждого работника, о сложности выполняемой им работы, наглядно демонстрирует уровень занятости работника.
Итак, проанализировав данный из МРФ имеем:
Таблица 5.Анализ данных МРФ
Исполнитель | Функции | ||||||
основные | вспомогат. | ||||||
П | Р | И | К | С | У | ||
Продавец-консультант | 1 | 3 | 3 | ||||
Работники склада | 3 | ||||||
Зав. Складом | 4 | 4 | 2 | ||||
Менеджер по закупкам | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | ||
Водитель-экспедитор | 3 | ||||||
Торговый представитель | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | ||
Менеджер по сбыту | 3 | 5 | 2 | 2 | 8 | 5 | |
Бухгалтер-кассир | 1 | 4 | 3 | 2 | |||
Директор | 1 | 4 | 3 | 1 |