Формирование концепции и технологии содзания конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 06:33, курсовая работа

Описание

Анализ стратегий, реализуемых рядом зарубежных и отечественных предприятий, позволяет классифицировать эти стратегии с точки зрения поведения на рынке: стратегии активного развития и экспансии и стратегии адаптационной стабилизации или выживания.

Стратегия развития и экспансии ориентирована на достижение следующих основных целей: увеличение оборота, увеличение доли рынка, расширение активов компании, достижение положительной динамики. Стратегии развития присуши определенные риски, основными из которых являются:

•неадекватность внешним условиям развития рынков;
•возможность потерь из-за ухудшения качества активов в результате быстрого роста;
•низкая эффективность при избыточном финансировании;
•неадекватность структуры компании потенциальным масштабам;
•снижение управляемости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы разработки технологии и механизма формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса фирмы.

1.Сущность и источники конкурентных преимуществ фирмы……………..5
1.2. Концепции создания устойчивого конкурентного преимущества фирмы……………………………………………………………………………15

1.3. Особенности формирования конкурентных преимуществ лечебно-оздоровительных учреждений …………………………………………………23

Глава 2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности ЗАО «Санаторий Металлург».

2.1 Анализ состояния системы управления и организационной структуры ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………….28

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия (PEST и SWOT анализы, анализ конкурентов, анализ внешней и внутренней среды)………34

2.3 Анализ финансового состояния и уровня конкурентоспособности организации……………………………………………………………..……….39

Глава 3. Разработка комплекса механизма и технологии формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса для ЗАО «Санаторий Металлург».

3.1. Разработка концепции конкурентных преимуществ для ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………………………………42

3.3 Разработка технологических схем и моделей формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса ЗАО «Санаторий «Металлург»»………………………………………………….……………..…..43

Заключение…………………………………………….…………………………52

Библиография ……………………………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 461.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы разработки технологии и механизма формирования конкурентных преимуществ и конкурентного  статуса фирмы.

    1. Сущность и источники конкурентных преимуществ фирмы……………..5

1.2. Концепции создания устойчивого конкурентного преимущества фирмы……………………………………………………………………………15

1.3. Особенности формирования конкурентных преимуществ лечебно-оздоровительных учреждений …………………………………………………23

Глава 2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности ЗАО «Санаторий Металлург».

2.1 Анализ  состояния системы управления  и организационной структуры  ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………….28

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия (PEST  и SWOT анализы, анализ конкурентов, анализ внешней и внутренней среды)………34

2.3 Анализ  финансового состояния и уровня  конкурентоспособности организации……………………………………………………………..……….39

Глава 3. Разработка комплекса механизма и технологии формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса для ЗАО «Санаторий Металлург».

3.1. Разработка  концепции конкурентных преимуществ  для ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………………………………42

3.3 Разработка  технологических схем и моделей  формирования конкурентных преимуществ  и конкурентного статуса ЗАО  «Санаторий «Металлург»»………………………………………………….……………..…..43

Заключение…………………………………………….…………………………52

Библиография  ……………………………………………………………………53 

Введение

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых фирмой товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающие такие понятия, как лена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама и т.д. Успех сопутствует тем производителям, которые предлагают товары современного свойства, наиболее соответствующие нуждам потребителей, т.е. успех отождествляется с понятием «конкурентоспособности товара». Однако всё чаще борьба за потребителя идет не только на уровне качества и цены товара, но и на уровне возможностей компаний предложить воплощенное в товаре новое потребительское свойство, т.е. успех всё больше ассоциируется с понятием «конкурентоспособности фирмы», которое в свою очередь, является следствием реализации фирменных конкурентных преимуществ.

     Для формирования и удержания конкурентных преимуществ, а также упрочнения конкурентных позиций на рынке любой фирме необходимо располагать соответствующей стратегией. Идею конкурентной стратегии можно выразить в двух словах: «быть непохожим». В научном мире не существует единого определения стратегии, хотя история того понятия гораздо длиннее, чем понятие «стратегический менеджмент».

     Стратегия компании — сложный комплексный  инструмент регулирования, который может классифицироваться с учетом ряда принципов, в частности:

  • корпоративные стратегии (стратегии развития компании);
  • бизнес - стратегии (конкурентные стратегии бизнеса);

     - операционные стратегии (функциональные стратегии компании как составные элементы корпоративной стратегии).

     Анализ  стратегий, реализуемых рядом зарубежных и отечественных предприятий, позволяет  классифицировать эти стратегии  с точки зрения поведения на рынке: стратегии активного развития и экспансии и стратегии адаптационной стабилизации или выживания.

     Стратегия развития и экспансии ориентирована  на достижение следующих основных целей: увеличение оборота, увеличение доли рынка, расширение активов компании, достижение положительной динамики. Стратегии развития присуши определенные риски, основными из которых являются:

  • неадекватность внешним условиям развития рынков;
  • возможность потерь из-за ухудшения качества активов в результате быстрого роста;
  • низкая эффективность при избыточном финансировании;
  • неадекватность структуры компании потенциальным масштабам;
  • снижение управляемости.
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы разработки технологии и механизма формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса фирмы.

    1. Сущность и источники конкурентных преимуществ фирмы.

       Конкурентные  преимущества  фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.

       Модель  пяти сил (направлений) конкуренции  – это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

       Конкурентная  сила поставщиков экономических  ресурсов  определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

       Одним из наиболее эффективных методов  усиления позиции фирм-покупателей  ресурсов является поведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами-производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

       В условиях современной России вертикальная интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов  или финансово-промышленных групп.

       Конкурентная  сила покупателей  возникает вследствие того, что покупатели (торгово-посреднические фирмы, предприятия-потребители инвестиционных товаров, а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров) оказывают воздействия на фирмы-производители во многих случаях стремятся углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных партий товаров.

       Немаловажное  значение, особенно в условиях России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного кредитования физических – конечных потребителей товаров.

       Одним из наиболее эффективных средств  усиления позиций фирм-производителей в отношении покупателей является применение стратегии расширения сферы  деятельности фирм за счет приобретения торгово-посреднических компаний или  установления контроля над структурами, находящимися между фирмами и конечными потребителями их продукции, то есть сбытовой сетью (каналами сбыта).

       Сила  фирм, потенциально готовых выйти  на данный рынок товаров и услуг,  определяется тем, что появление новых фирм на нем приводит к перераспределению рынка (или его сегмента), обострению конкуренции и снижению цен. Реальность проникновения новых фирм на рынок зависит от уровня входных барьеров, препятствующих такому проникновению. Суть их состоит в том, что они могут вызвать повышение размеров первоначальных капиталовложений или увеличение степени риска для новых фирм. К входным барьерам относятся  монополизация рынка, эффект масштаба (при увеличении объема выпуска суммарные издержки производства единицы продукции снижаются), патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау, контроль над ограниченными видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта. В условиях России дополнительные барьеры связаны с криминогенным влиянием на рынок, в том числе с разделом сфер влияния между криминальными структурами.

       Конкурентная  сила фирм, производящих товары-заменители, зависит прежде всего от соотношения  цен на изделия-оригиналы и товары-заменители, а также от различий в их качественных характеристиках. Противодействие  конкуренции со стороны товаров-заменителей – это прежде всего улучшение качества производимых изделий, поддержание на приемлемом уровне цен на изделия-оригиналы, а также придание им таких уникальных свойств, которые затрудняют переход к использованию товаров-заменителей. В России наибольшая угроза со стороны товаров-заменителей вызвана расширением импорта товаров, производство которых не освоено отечественными производителями, а в частности отдельных видов продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники, промышленного оборудования.

       Сила  соперничества между компаниями, производящими аналогичные товары и услуги, является основной силой (направлением) конкурентной борьбы, так как в  наиболее концентрированном виде выявляет успехи и неудачи фирмы в обеспечении дополнительных конкурентных преимуществ. При этом конкуренция между фирмами приобретает специфические черты в зависимости от ряда факторов. Она имеет наиболее созидательный и плодотворный характер, если на рынке уже сложилась конкурентная среда, так как в этих условиях конкурентная борьба приводит к выпуску фирмами новых видов продукции, расширению круга оказываемых ими услуг, внедрению новых технологий. Однако в России конкурентная среда только начинает складываться и во многих секторах экономики еще сохраняется олигополистическая структура рынка, унаследованная от административно командной системы.

       Конкуренция принимает явно выраженный наступательный, агрессивный характер, когда с  появление новых видов товаров  формируются новые сегменты рынка, проникновение на которые сулит возможность получать высокую прибыль. В этих условиях более крупные фирмы, стремясь увеличить свою долю на рынке, действуют агрессивно, скупая более мелкие фирмы, внедряя на них новые технологии и расширяя выпуск продукции под своей торговой маркой. В России подобный характер конкуренции приобретает в тех пока немногочисленных отраслях экономики, которые раньше других вышли из кризиса (так называемые точки роста), ориентированы на реальный платежеспособный спрос и где в этой связи конкурентная борьба принимает агрессивный характер.

       Наконец, конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, то есть когда  затраты на уход с рынка (консервацию  производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы. Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву, сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной России.

       Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм находят отражение  при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей по сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Во-первых, целевой установкой фирм часто является не только обеспечение устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострение социальной напряженности. Во-вторых, резко повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередь относятся частные изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции фирмы, включая государственные ведомства и учреждения.

       Конкурентное  преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет  отдельные виды деятельности. Например, агенты по продаже ведут телефонные переговоры, техники по обслуживанию выполняют ремонт по желанию покупателя, ученые в лаборатории разрабатывают новые товары или процессы, а финансисты наращивают капитал.

Информация о работе Формирование концепции и технологии содзания конкурентных преимуществ фирмы