Формирование концепции и технологии содзания конкурентных преимуществ фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 06:33, курсовая работа

Описание

Анализ стратегий, реализуемых рядом зарубежных и отечественных предприятий, позволяет классифицировать эти стратегии с точки зрения поведения на рынке: стратегии активного развития и экспансии и стратегии адаптационной стабилизации или выживания.

Стратегия развития и экспансии ориентирована на достижение следующих основных целей: увеличение оборота, увеличение доли рынка, расширение активов компании, достижение положительной динамики. Стратегии развития присуши определенные риски, основными из которых являются:

•неадекватность внешним условиям развития рынков;
•возможность потерь из-за ухудшения качества активов в результате быстрого роста;
•низкая эффективность при избыточном финансировании;
•неадекватность структуры компании потенциальным масштабам;
•снижение управляемости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы разработки технологии и механизма формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса фирмы.

1.Сущность и источники конкурентных преимуществ фирмы……………..5
1.2. Концепции создания устойчивого конкурентного преимущества фирмы……………………………………………………………………………15

1.3. Особенности формирования конкурентных преимуществ лечебно-оздоровительных учреждений …………………………………………………23

Глава 2. Технико-экономическая характеристика и анализ деятельности ЗАО «Санаторий Металлург».

2.1 Анализ состояния системы управления и организационной структуры ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………….28

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия (PEST и SWOT анализы, анализ конкурентов, анализ внешней и внутренней среды)………34

2.3 Анализ финансового состояния и уровня конкурентоспособности организации……………………………………………………………..……….39

Глава 3. Разработка комплекса механизма и технологии формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса для ЗАО «Санаторий Металлург».

3.1. Разработка концепции конкурентных преимуществ для ЗАО «Санаторий Металлург»………………………………………………………………………42

3.3 Разработка технологических схем и моделей формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса ЗАО «Санаторий «Металлург»»………………………………………………….……………..…..43

Заключение…………………………………………….…………………………52

Библиография ……………………………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.doc

— 461.50 Кб (Скачать документ)

      В таблице даны лишь некоторые факторы  внешней среды, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к предприятию, но которые на самом деле оказывают влияние на его жизнь.

      К факторам внешней среды, непосредственно  влияющим на предприятие, относятся  законы и государственные органы, поставщики, конкуренты, потребители.  

      Матрица SWOT-анализа для ЗАО «Санаторий «Металлург»»

  Возможности
  1. 1. Популяризация ЗОЖ и заботы о здоровье на уровне РФ (различные национальные проекты и государственная программы).
  2. 2. Улучшение общей экономической ситуации, развитие деловой активности в городе
  3. 3. Развитие поликлинического направления (открытие поликлиники).
  4. 4. Предоставление уникального комплекса услуг: Лечение/диагностика/оздоровление +фитнес+СПА+гостиница+ресторан-ное обслуживание+проведение мероприятий.
  5. 5. Расположение в одном из самых больших по численности населения районов города и самом экологически неблагополучном, с неразвитой инфраструктурой -  отсутствие ориентированных на сервис коммерческих МУ, фитнес и СПА-центров, ресторанов и т.д
Угрозы
  1. 1. Глобальный мировой финансовый экономический кризис – снижение платежеспособного спроса населения..
  2. 2. Ребрэндинг и, как следствие, возможная потеря существующих лояльных клиентов.
  3. 3. Снижение финансирования проектов – инвестиций в СМ.
  4. 4. Зависимость от системы гос. контрактов (значительная доля клиентопотока).
  5. 5. Появление конкурентов в районе Металлурга по существующим в Санатории направлениям с высоким качеством сервиса и приемлемой для населения района стоимостью.
 
Сильные стороны
  1. 1.Многопрофильность и комплексность предоставляемых услуг;
  2. 2. Создано доверие потребителей;
  3. 3.Квалифицированный персонал высшего управленческого звена;
  4. 4.Новый современно-оснащенный бальнеологический корпус;
  5. 5.Наличие уникального комплекса ресурсов: широкий спектр физиотерапии - современное оборудование для  аппаратной физиотерапии, широкий спектр натуральных и преформированных природных факторов для лечения и оздоровления (в т.ч.собственные скважины), 6. Уникальная методика подводного вертикального вытяжения суставов и позвоночника и т.д.
 
Как воспользоваться  возможностями
  • Участие в государственных программах
  • Развитие предоставления гостиничных услуг
  • Предлагать в поликлиническом формате для населения экологически неблагополучного района актуальные программы лечения и оздоровления на основе уникального комплекса имеющихся ресурсов, консультации специалистов (после открытия поликлиники).
  • Использование комплекса: поликлиника (консультации, диагностика), санаторий (оздоровление, физиотерапия),  гостиница (проживание), фитнес, СПА (дополнительное оздоровление и расслабление), возможно совмещение данных услуг с проведением различных  мероприятий (н-р, конгресса по современным методам оздоровления и т.д.)
  • Формирование нужного имиджа Санатория как уникального  в городе комплекса.
За счет чего можно снизить угрозы
    • Активное информирование ЦА о возможностях и ресурсах Санатория
    • Специальные акции и программы с анонсированием скидок
    • График финансирования и строительства
    • Построение долгосрочных отношений с государственными структурами, отвечающими за распределение путевок
    • Активное продвижение коммерческих медицинских услуг – увеличение их доли в выручке
    • Грамотное проведение ребрендинга
    • Постоянное и непрерывное улучшение качества сервиса по всем подразделениям
    • Формирование положительного имиджа Санатория среди потенциальных клиентов и мероприятия по повышению лояльности существующих клиентов
Слабые  стороны
    • Нестабильное финансирование
    • Сервис (в процессе становления)
    • Отсутствие обучения и повышения квалификации персонала (по некоторым направлениям)
    • Территориальное расположение Санатория: экологически неблагополучный индустриальный район, недостаточно удобная транспортная развязка
    • Развитие инфраструктуры - постоянные ремонтные работы различного характера, которые доставляют клиентам определенные неудобства
    • Процесс формирования определения корпоративной культуры и определения стратегии
Что может помешать воспользоваться  возможностями
    • Недостаточное для развития проектов финансирование
    • Строительство – задержка в сдаче объектов и вводе в эксплуатацию
    • Сбои в поставке оборудования и материалов в установленные сроки
    • Отсутствие выхода на государственный уровень для реализации оздоровительных программ
    • Территориальное расположение в индустриальном районе (близко заводы, ТЭЦ, в настоящее время Кировский район – самый экологически неблагополучный), что может оттолкнуть потребителей
    • Отсутствие необходимых квалифицированных специалистов/ их обучения
    • Недостаточно сформированный имидж
    • Отсутствие четкой долгосрочной стратегии
    • Изменение законодательства в сфере недропользования и неизменность законодательства в сфере оборота алкоголя на территории оздоровительных учреждений (для будущего ресторана службы питания)
Самые большие опасности  для фирмы
  • Снижение объемов инвестиций
  • Территориальное расположение
  • Появление конкурентов в районе «Металлург» (формата амбулаторного поликлинического обслуживания, ресторанов, фитнес и СПА-центров достойного качества и приемлемой для жителей района стоимостью)
  • Отсутствие специалистов необходимой квалификации

 

 

     После проведения SWOT-анализа более четко  представились  преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

     Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации.

     В конечном счете, именно они оказывают  решающее влияние на конкурентоспособность  продукции и предприятия в  целом. 

2.3 Анализ финансового  состояния и уровня  конкурентоспособности ЗАО «Санаторий «Металлург»»

     В целом оборот ЗАО «Санаторий «Металлург»» в 2009 году составил 977 399 000 руб., в то время как в 2008 году оборот компании превысил 1 млрд. руб. (1 079 896 000). Также сократилось количество отдыхающих в санатории: в 2008 году пациентов, проходящих лечение было 61 262 человека, а в 2009 году данный показатель сократился до  41 597 человека. Однако, несмотря на тенденцию снижения показателей деятельности, ЗАО «Санаторий «Металлург»» обладает значительными ресурсами для увеличения данных показателей. Таким образом, при постоянном контроле качества лечебно-оздоровительных услуг, при правильно проведенной рекламной кампании ЗАО «Санаторий «Металлург»» сумеет преодолеть кризисную ситуацию и добиться повышения показателей деятельности по различным направлениям.

      Достаточно  устойчивое финансовое положение компании, а также сформированная в течение нескольких десятилетий репутация на рынке лечебно-оздоровительных услуг, позволяют ЗАО «Санаторий «Металлург»» поддерживать свой высокий конкурентный статус на рынке.

     В Самарской области располагаются 20 санаториев и лечебно-оздоровительных  учреждений разных направлений, являющихся основными конкурентами ЗАО «Санаторий «Металлург»» (Таблица 2)

     Таблица 2

Санатории Самарской области Местоположение
Березка Самара, Сов.Армии, 251
Волжский  Утес Самарская обл.
Здоровье Самара, 9 просека,2л.
Красная Глинка Самара, Южный  пос.
Металлург Самара, Енисейская, 62А
Можайский Самара, Студеный овраг
Пансионат для ветеранов  войны и труда Самара, пос. Мехзавод
Поволжье Самара, Сов.Армии, 249
Родник Самара, Сов.Армии, 247
Самарский Самара,пол.Фрунзе, 9 просека
Санаторий им. Чкалова В.П. Самара, 9 просека
Санаторий-профилакторий  СамГТУ Самара, Революционная,42
Санаторий-профилакторий  ТТУ Самара, Коммунистическая,8
Сафари   
Свежесть Сызрань
Старт Самара, Сов.Армии,243
Фрунзенец Самара, Сов.Армии,241
Юность п. Южный
Юность  Самара, 9 просека
Янтарный  Самара, Сов. Армии, 245
Здоровье Самара, Сов. Армии, 251
 

     По  месту расположения конкурентов можно сделать вывод о том, что в районе города Самары, в котором находится «Санаторий «Металлург»», он является единственным учреждением подобного рода.

           Конкурентными преимуществами ЗАО «Санаторий «Металлург»» на сегодняшний день являются:

      • многопрофильность и комплексность предоставляемых услуг;
      • устойчивое доверие потребителей;
      • квалифицированный персонал высшего управленческого звена;
      • новый современно-оснащенный бальнеологический корпус;
      • наличие уникального комплекса ресурсов: широкий спектр физиотерапии - современное оборудование для  аппаратной физиотерапии, широкий спектр натуральных и преформированных природных факторов для лечения и оздоровления (в том числе собственные скважины), уникальная методика подводного вертикального вытяжения суставов и позвоночника и т.д.

В целом, ресурсная  база ЗАО «Санаторий «Металлург»», а также выявленные конкурентные преимущества позволяют компании не только оставаться на устойчивой позиции  на рынке лечебно-оздоровительных  услуг, но и выйти на новый уровень развития.

 

Глава 3. Разработка комплекса механизма и технологии формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса для ЗАО «Санаторий Металлург».

3.1. Разработка концепции конкурентных преимуществ для ЗАО «Санаторий Металлург».

            В настоящее время Санаторий находится на этапе разработки стратегического планирования, в процессе проведения ребрэндинга и формирования новой корпоративной культуры.

      Цель  ЗАО «Санаторий «Металлург»» на 2011 год: сформировать имидж Санатория как многопрофильного современного центра, соответствующего международным стандартам сервиса и качества оказания услуг.

      Цели на 2011 год по подразделениям Санатория:

      Медицинская служба: Расширение спектра медицинских услуг, в том числе создание и развитие поликлинического направления, улучшение качества сервиса; создание Центра экомедицины, работа которого направлена  на укрепление здоровья и гармонии человека с природой.

      Фитнес  и СПА: Открытие СПА-центра, выполнение утвержденного плана продаж по направлениям фитнес и СПА в 2011 г.

      ЦОК и АХО: Предоставление сервисного обслуживания на уровне международных стандартов «три звезды» и выше (согласно утвержденным стандартам работы).

      Служба  питания: Открытие фитнес – бара «Матрешки-клаб», ресторана «Молоко и шоколад», развитие банкетной службы, развитие диетического питания, улучшение качества сервиса.

      ИТ-служба: Предоставление клиентам доступа в интернет к середине года. Использование только лицензионного ПО, введение электронного документооборота и политики безопасности к концу года.  
 

3.2. Разработка технологических схем и моделей формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса ЗАО «Санаторий «Металлург»»

    Ключевым  этапом стратегического процесса является реализация стратегии. Она включает претворение в жизнь той стратегии, которой намерено придерживаться руководство. Технология реализации формирования стратегии конкурентных преимуществ предполагает создание плана, описывающего основные ресурсы, необходимые для осуществления намеченной стратегии, а также те изменения, которые необходимо провести в организации для более эффективного достижения стратегии.

    Технологию  формирования конкурентных преимуществ и конкурентного статуса для ЗАО «Санаторий «Металлург»» можно представить в виде схемы (рис. 3).

     

    Рис. 3. Технология реализации стратегии фирмы

    В 2010 году руководством Санатория была разработана  и утверждена стратегия  формирования конкурентных преимуществ  и конкурентного статуса организации, суть которой – проведение рэбрендинга, внедрение новых направлений  деятельности, расширение комплекса предоставляемых услуг, строительство нового корпуса.

    Летом 2010 была разработана и представлена сотрудником новая миссия санатория: «Мы создаем счастливое Будущее, восстанавливая природу человека. Изменяем мир к лучшему, находясь в постоянном развитии и сохраняя традиции. Создаем новый образ жизни с помощью инновационных технологий здоровья и красоты. Мы восхищаем сервисом как искусством, окружая искренней заботой и любовью. Мы предлагаем стать частью креативной команды профессионалов, обеспечивая поддержку и участие каждому сотруднику. Новый подход! Новое развитие! Новый брэнд! С любовью, «Matrёshka Plaza».»

    Новый брэнд «Санатория «Металлург»», уже  в течение несколько месяцев  внедряемый и рекламируемый в  городе – «Matrёshka Plaza».

    Также разработана поэтапная стратегия формирования конкурентных преимуществ, распределенная по различным направлениям (Таблица 3).

Таблица 3

структурное подразделение задача мероприятие ответственный cрок исполнения необходимые ресурсы
Медицинская служба Расширение  спектра медицинских услуг, в  т.ч. создание и развитие поликлинического и диагностического направления; создание Центра экомедицины, работа которого направлена  на укрепление здоровья и гармонии человека с природой Открытие многопрофильного медицинского центра «Matreshka-Medical – Plaza». Главный врач, заместитель главного врача  2011 Персонал, оборудование, финансирование и завершение строительства.
Открытие  отделения водогрязелечения (в полном объеме), радонотерапии. Ноябрь 2011 Персонал, оборудование, стабильное финансирование
Создание  программ лечебно-профилактической медицины с учетом нового клиента (+ программ wellness и красоты). Ноябрь 2011 Персонал, финансирование
Улучшение качества сервиса Обучение и  мотивация персонала. 2011 Персонал, финансирование
SPA Открытие СПА-центра, формирование и развитие проекта  «SPA-центр» с уникальной философией предоставления услуг Формирование  коллектива профессионалов, заполнение всех штатных единиц согласно штатному расписанию; Формирование уникального  СПА-климата (корпоративной культуры); Формирование взаимодействия и сотрудничества с компаниями-партнерами с целью  продвижения продукта на взаимовыгодных условиях;

Разработка  и внедрение SPA-пакетов, SPA и Wellness-программ;

Формирование  гибких предложений и адаптация  продукта для различных сегментов  целевой аудитории;

Внедрение системы контроля качества – как  обслуживания, так и профессионального мастерства;

Привлечение сегмента корпоративных клиентов, создание имиджа СПА-центра – «место встреч, отдыха, переговоров, оздоровления и  релаксации, в т.ч. в корпоративном  масштабе»;

Формирование  гибких предложений и адаптация  продукта для  различных сегментов целевой аудитории. Расширение ассортимента СПА-пакетов; совершенствование всех бизнес-процессов.

Руководитель  направления фитнес и СПА, руководитель СПА-центра 2010-2011 Финансирование, квалифицированный персонал, налаженные связи с поставщиками сырья.
Фитнес Качественное  предоставление широкого  спектра  услуг по оздоровлению, реабилитации и создание привлекательности фитнес - центра за  счёт многопрофильности  услуг Санатория Предоставление  комплексного подхода клиентам ФЦ;

Внедрение  комплексных  программ;

Повышение профессионального уровня и эффективности  работы  фитнес персонала, совершенствование  системы  обслуживания клиентов;

Внедрение и  продвижение   велнес-программ, детского фитнеса и услуг для  беременных;

Расширение дополнительных   услуг  за  счёт внедрения программ  по  реабилитации для  детей  и  взрослых;                                                                      

Формирование  уникальной внутриклубной атмосферы;

Обеспечение благоприятного  социального  климата  в  коллективе;

Формирование  позитивного  имиджа проекта  за  счёт: стабильного  качества услуг, нацеленности персонала  на достижение  целей клиентов, многопрофильности  предоставляемых  услуг потребителю.

Выполнение  годового  плана продаж.

Руководитель направления фитнес и СПА, руководитель фитнес-центра 2010-2011 Финансирование, квалифицированный персонал
ЦОК Предоставление  сервисного обслуживания на уровне международных  стандартов Разработка  новых и доработка существующих стандартов в соответствии с новой концепцией развития Санатория; обеспечение работы бизнес-центра и рецепции в поликлиническом корпусе; создание и развитие call-центра, утверждение и введение системы аттестации и мотивации сотрудников, проектов «Лучший сотрудник», «Наставник»;  запуск нового программного обеспечения (обучение сотрудников), развитие дополнительных услуг: «мини бар», «ноутбук на прокат», «room service», развитие компенсационной программы. Создание VIP программы для постоянных, лояльных гостей санатория, важных и именитых клиентов. Обучение и развитие персонала, развитие корпоративной культуры:

«Клиентоориентированный сервис»;

«Телефонный этикет»;

«Методы телефонных продаж»;

«Командообразование»;

«Эффективное  обслуживание в отделе приема гостей»;

«Навыки работы с претензиями, возражениями».

Руководитель  ЦОК 2010-2011 Финансирование, персонал, взаимодействие со сторонними организациями 
АХО Предоставление  сервисного обслуживания на уровне международных  стандартов Набор и обучение персонала (увеличение штатных единиц, в связи с запуском бальнеологического и административного корпусов):

«Клиентоориентированный сервис»;

«Гостеприимство»;

«Как  сделать клиента лояльным»;

«Горничная  – успех предприятия».

Запуск  и развитие услуг «Вечерний сервис», «Подушка на выбор».

Развитие внутренней и внешней инфраструктуры компании в соответствии с новой концепцией:

-увеличение  НФ;

-ландшафтные  работы;

-благоустройство  санатория и бальнеологического  корпуса, комплектация;

-запуск  и комплектация административного  корпуса.

Электронные замки для НФ.

«Гостиничный  проект» - выведение 5-7 номеров непосредственно  для оказания гостиничных услуг

Развитие  новой прачечной, запуск дополнительной услуги для гостей санатория.

Комплектация  номеров:

-белье;

-аксессуары;

-замена  или реставрация старых мебельных наименований;

-полотенца;

-подставки  под ТВ;

-бра;

-коврики  для ванной;

-шторы\покрывала;

-информационные  папки.

Ввод  в эксплуатацию нового ПО (обучение сотрудников).

Создание  внутренней клининговой службы и  развитие ее до профессионального хозяйственного обслуживания:

-покупка  профессионального уборочного оборудования;

-создание  и утверждение технологических  карт разных видов уборок;

-обучение  персонала

-использование  профессиональных чистящих\моющих  средств.

Реорганизация складского хозяйства.

Руководитель  АХО 2010-2011 Персонал, финансирование.
Служба  питания Расширение  спектра услуг для потребителей ресторанов «Matreshka Plaza»: Открытие фитнес – бара «Матрешки-клаб», ресторана «Молоко и шоколад»; развитие банкетной службы, развитие диетического питания и т.д. Разработка  технологического зонирования, интерьеров и меню ресторанов и баров; создание и развитие новых услуг:

Рум-сервис,

Питание в дорогу,

Кейтеринг;

Разработка  и внедрение питания отдыхающих, а также спортивного, диетического, низкокалорийного, «правильного» питания.

Руководитель  службы 2010-2011 Финансирование, Персонал, Обучающие материалы, взаимодействие с поставщиками
  Улучшение качества сервиса. Внедрение стандартов сервиса; обучение персонала, программы  мотивации («Лучший сотрудник» и т.д.). Персонал, Обучающие  материалы, финансирование.
IT-служба Предоставление  клиентам доступа в интернет к  середине года. Создание и  развитие Wi-Fi Руководитель  службы Май-июль 2011 Финансирование
  Использование только лицензионного ПО Лицензирование ПО (определение, закупка, установка) Апрель 2011 Финансирование
  Введение эл. документооборота Создание регламента использования электронного документооборота, создание реестра документов в электронном  виде. Май 2011  
  Введение политики безопасности к концу года. Определение потребностей в защите информации, разработка и  согласование алгоритмов и правил, внедрение Октябрь 2011  

Информация о работе Формирование концепции и технологии содзания конкурентных преимуществ фирмы