Формирование миссии современного предприятия на примере ООО «Петровайзер», город Тверь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основные проблемы формирования миссии организации, характерные для современного российского бизнеса (на примере ООО «Петровайзер», город Тверь).
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «миссия организации»;
2. Изучить особенности процесса выработки и развития миссии компании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ6
1.1 Понятие и сущность миссии предприятия 6
1.2 Особенности процесса формирования миссии
предприятия19
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕТРОВАЙЗЕР»
(Г. ТВЕРЬ) 29
2.1 Характеристика предприятия ООО «Петровайзер».
Определение миссии предприятия29
2.2 Факторы, влияющие на формирование
миссииООО «Петровайзер» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 146.94 Кб (Скачать документ)

Миссия  «Русской Страховой Компании» - обеспечивать всестороннюю защиту, уверенность и гармонию в жизни для тех, кто стремится к лучшему!

Миссия  агентства «РОСПЕЧАТЬ» - быть связующим звеном между издателями и читателями.

Миссия  магазинов «ТЕРВОЛИНА» Качественную, комфортную обувь и отличное обслуживание - каждому покупателю!

Миссия  автомобильного завода «УРАЛ» - удовлетворение потребности общества в автотехнике полной массой от 12 до 44 тонн и создание условий поддержания работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации.

 

Общая характеристика миссии предприятия и формы представления

 

Миссия - определение перечня текущих  и перспективных направлений  деятельности предприятия, выделение  приоритетов в стратегии, т.е. тех  основополагающих принципов и норм ведения деятельности, которые будут  определять образ организации в  перспективе. Отличительной особенностью миссии является то, что она должна быть выполнена по истечению определенного  периода времени [5, 16].

Срок  выполнения миссии должен быть обозримым  и достаточно небольшим. Как показывает практика, чаще всего этот срок составляет пять лет. Делается это для того, чтобы поколение работников, присутствующих при принятии положения о миссии, могло увидеть результаты своего труда.

Следует различать широкое и узкое  понимание миссии. В широком понимании  миссия рассматривается как констатация  философии и предназначения, смысла существования предприятия. Философия  предприятия определяет ценности, верования, принципы, в соответствии с которыми предприятие намеревается осуществлять свою деятельность. В узком понимании  миссия - сформулированное утверждение  относительно того, для чего или  по какой причине существует предприятие, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования  предприятия, в котором проявляется  отличие данного предприятия  от ему подобных [31].

Положение о миссии предприятия является первой ступенью переосмысления бизнеса. Положение  о миссии - выражение видения своего бизнеса, своей компании. Миссия помогает достичь ясности цели внутри компании, служит фундаментом для принятия всех важных решений, вносит элемент обязательности при достижении целей предприятия, приводит к пониманию и поддержке компании во внешней среде в достижении ее целей.

Миссия  должна передать впечатление, которое  предприятие хочет произвести на внешний мир [19, 28].

 

Стратегическое  видение и миссия предприятия

 

Стратегическое  видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация  собирается заниматься и каков долгосрочный курс. Данный компонент необходим руководству компании, чтобы снять все сомнения относительно долгосрочных перспектив развития компании. Хорошо обоснованное стратегическое видение - это обязательное условие для обеспечения эффективного стратегического лидерства. Менеджер не может работать эффективно в качестве лидера или разработчика стратегии без ясной концепции своего бизнеса [1, 31].

Стратегическое  видение и миссия-предназначение всегда крайне индивидуальны. Они как  бы выделяют одну компанию из других, наделяя  ее собственными отличительными чертами.

Существуют  три аспекта в формировании стратегического  видения и обоснования миссии компании: первый - понимание, в каких  сферах бизнеса работает компания; второй - объяснение стратегического  видения и миссии компании; третий - своевременное решение о том, когда изменять стратегический курс и миссию компании [2].

Чтобы иметь  управленческую ценность, стратегическое видение компании, определяя сферы  деятельности и миссии, должно достаточно полно и конкретно определять реальную область деловых интересов  компании.

Диверсифицированные компании формулируют свою миссию и  определяют сферы деятельности в  более общем виде, чем узкоспециализированные фирмы [4, 7].

Многие  фирмы не удовлетворяются формулировкой  лишь миссии-предназначения. Следующим  шагом уточнения характера поведения  фирмы является выявление ценностей, которых придерживается руководство  фирмы и которые доводятся  до всего персонала. Эти ценности могут быть выражены в виде ориентаций, программных заявлений, кредо, правил поведения, набора девизов и т.п. [2]

Эта форма  представления миссии фирмы - миссия-ориентация. Для организации стратегического  управления фирмой необходимы формулировки как миссии-предназначения, так и  миссии-ориентации. Поведение фирмы  находится под влиянием ценностей. [2, 11]

Миссия-политика фирмы - это концентрация самых основных целей развития фирмы, что дает уже  более четкое представление о  ее поведении в ближайший период и на перспективу. Среди множества  целей, привлекаемых для формулировки миссии-политики, особенно выделяют финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может  остаться без ресурсов, необходимых  для ее роста.Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций  компании на рынке и выражаются в  обеспечении высоких темпов роста, увеличении доли рынка, улучшении качества продукции и предоставляемых  услуг, в достижении низкого уровня издержек, повышении репутации фирмы, в использовании передовых технологий. [2]

Бизнес-идея - конкретизирует виды деятельности, которые развивает организация: предпринимательская деятельность, которой придерживается организация в настоящем и к которой стремится в будущем, текущая и будущая рыночные позиции, текущая и будущая группы потребителей, тип организации, который стремится сформировать лидер [25].

Политика  фирмы реализуется подразделениями. Поэтому особое место отводится  формулированию миссии для ключевых функциональных и обеспечивающих подразделений.

      Миссия фокусируется на текущей  предпринимательской деятельности  организации и определяет направления  развития компании. Нередко в  миссии не формулируются конкретные  количественные значения важнейших  показателей, определяющих конкурентоспособность  организации. Она представляет  собой констатацию стратегического  видения руководства относительно  конкурентной позиции организации  и характеризует положение и  взаимодействие организации с  внешней средой. Миссия определяет  общее направление развития организации.  Стратегические установки ориентированы  вовнутрь организации, они нацелены  на мобилизацию персонала для  достижения целей и задач. По сравнению с миссией формулировки целей более конкретны и имеют количественные оценки [21].

 

1.2 Особенности процесса формированиямиссии предприятия

 

     Формулирование миссии является  первым и самым ответственным  решением при стратегическом  планировании. Миссия и основные  цели служат ориентирами для  всех последующих этапов планирования  и одновременно накладывают определенные  ограничения на направления деятельности  организации при анализе альтернатив  развития [1, 17].

     На основании миссии разрабатываются  основные цели, которые определяют  направления деятельности для  ее обеспечения.

Разработка  миссии требует превосходного знания отрасли, в которой действует  компания или в которую она  собирается войти, понимания происходящих макроэкономических и политических процессов в стране и регионе, определяющих условия предпринимательской  деятельности, а также учета особенностей внутренней среды организации. В  то же время миссия во многом определяется интуицией руководителя организации. Она формализует и актуализирует  его стратегическое видение [3].

Разработка  миссии является начальной точкой любого совершенствования системы управления, так как определение миссии необходимо для того, чтобы выявить, в чем  заключается основная задача предприятия  и любую деятельность предприятия  подчинить ее решению.

Поэтапно  представить сложный процесс  выработки миссии организации не так то просто. Выявить факторы, влияющие на этот процесс, определить место миссии в стратегическом управлении организацией, показать каким образом динамично  меняющаяся внешняя среда оказывает  влияние на выработку миссии - решение  всех этих задач необходимо для выработки  миссии [6].

Анализ  литературных, периодических и электронных  ресурсов показывает, что к вопросу формирования миссии организации обращались многие авторы. Но, к сожалению, практически не существует работ, полностью посвященных такой важной составляющей стратегического управления фирмой, как миссия. В основном представлены теоретические аспекты понятия «миссия организации».

Для формирования миссии компании необходимо, чтобы  руководство осознало необходимость миссии. Если верхнее руководство еще не "дозрело" до идеи стратегического управления, то не стоит начинать разговоры о миссии организации. Так как люди, которые не осознают необходимости конкретного ответа на вопросы, какой должна быть организация и какой мы хотим видеть нашу организацию через год, два десять лет и т.д., просто не смогут воспринять миссию организации как "рабочий инструмент" начальной стадии стратегического управления. Таким образом, для формирования миссии нужно, чтобы к этому процессу было готово руководство [1, 7, 26].

Для формирования миссии организации, прежде всего, руководству  фирмы необходимо определить, кто  этим должен заниматься.

Нужно сказать, что в идеальном варианте в  процесс выработки миссии организации  должны быть вовлечены все уровни менеджмента, вместе с тем, данный процесс  должен проходить под наблюдением  компетентных внешних консультантов, которые уже имеют теоретический  и практический опыт выработки миссии организаций [20].

Некоторые думают, что формирование миссии организации - это дело руководства компании, то есть ответственность за постановку глобальной цели должен брать на себя только руководитель и никто другой. Это глубокое заблуждение.

В том  случае, если заявление о предназначении организации выработано руководителем  организации в одиночку и в  таком виде донесено до сотрудников, такое заявление может быть не принято сотрудниками, а иногда и  вообще не понято, что ведет к  конфликтам в организации. К тому же, утверждая миссию, руководитель не может объективно оценить состояние  дел на существующий момент и поэтому  не может выработать глобальную долгосрочную цель организации в одиночку [12, 31].

Внешние консультанты также не могут вырабатывать миссию организации без постоянного  взаимодействия с руководством и  сотрудниками, так как какой бы полной предоставленная консультантам  информация об организации не была, она не может дать четкого представления  обо всех нюансах [14, 15].

Поэтому формирование миссии организации - это  сложный длительный процесс, который  состоит из нескольких этапов, и  в этом процессе должны быть задействованы все сотрудники фирмы, имеющие отношение к управлению организацией, а также консультанты по управлению, которые будут координировать этот процесс.

Формирование  миссии присуще высокоразвитому  бизнесу. Предпочтительным считается  сочетание короткого лозунга, определяющего  основное направление действий фирмы, с хорошо проработанным текстом  миссии, включающим все перечисленные  пункты.

Ф. Котлер считает, что миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов [5]:

1) история  фирмы, в процессе которой вырабатывалась  философия фирмы, формировались  ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

2) существующий  стиль поведения и способ действия  собственников и управленческого  персонала;

3) состояние  среды обитания предприятия;

4) ресурсы,  которые она может привести  в действие для достижения  своих целей;

5) отличительные  особенности, которыми обладает  предприятие.

При разработке миссии прежде всего целесообразно  ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для  вновь создаваемой фирмы такую  же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих  чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения  фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы.

И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую  форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или  принципов, философии, программного заявления, кредо [13, 29].

  • Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:
  • насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;
  • насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;
  • указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;
  • указана ли удовлетворяемая потребность;
  • существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;
  • помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;
  • помогает ли миссия организовывать целевое управление;
  • хорошо ли определена общественная полезность фирмы.

Информация о работе Формирование миссии современного предприятия на примере ООО «Петровайзер», город Тверь