Формирование миссии современного предприятия на примере ООО «Петровайзер», город Тверь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основные проблемы формирования миссии организации, характерные для современного российского бизнеса (на примере ООО «Петровайзер», город Тверь).
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
1. Проанализировать теоретические аспекты понятия «миссия организации»;
2. Изучить особенности процесса выработки и развития миссии компании;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ6
1.1 Понятие и сущность миссии предприятия 6
1.2 Особенности процесса формирования миссии
предприятия19
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕТРОВАЙЗЕР»
(Г. ТВЕРЬ) 29
2.1 Характеристика предприятия ООО «Петровайзер».
Определение миссии предприятия29
2.2 Факторы, влияющие на формирование
миссииООО «Петровайзер» 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 146.94 Кб (Скачать документ)

В таблице 1 приведены факторы, влияющие на формулирование миссии [25].

Таблица 1

Факторы, влияющие на формирование миссии

Традиционные факторы

Новые факторы

Ориентация на эффективность

Ориентация на предвидение

Функциональность

Интегрированность, перекрестные функции

Иерархичность

Упрощенность, уполномоченность

Местные, региональные, национальные

Глобальные

Автономность, вертикальная интеграция

Связь с общей сетью

Использование машин

Использование информационных технологий

Ориентированность на акционера

Ориентированность на акционера

Негибкость и фиксированность

Гибкость, адаптивность и обучаемость

Стимулы, диктуемые продуктом

Стимулы, диктуемые потребителем

Ориентация на цену и качество продукта

Ориентация на добавленную стоимость  и на качество

Использование монетарных мер

Использование времени

Эффективность и стабильность

Инновации и предпринимательство


 

Миссия  не должна [1]:

  • быть зависимой от текущего состояния фирмы, форм и методов ее работы, поскольку в целом миссия-предназначение выражает устремленность в будущее;
  • быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
  • быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.

Миссия  формирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий. Миссия организации всегда направлена на внешнюю среду, на удовлетворение потребностей. Не может быть миссией увеличение прибыли организации и другие внутренние цели, даже имеющие стратегический характер. Миссия организации в известной степени влияет на прогноз действия фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, поскольку миссия — это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей. При разработке миссии, то есть совокупности стратегий, исследуются не только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции [8].

Формирование  миссии позволяет определить, для  чего существует конкретная организация, причем данное определение не изменяется обычно на протяжении всего цикла  жизнедеятельности организации. Выработка  новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

Выделим этапы процесса выработки миссии организации в крупной компании [2, 9, 23].

1. Осознание руководством компании  необходимости выработки миссии. На этом этапе топ менеджер  организации, и, прежде всего,  ее первое лицо, должен понять, что построение стратегии невозможно, если у организации отсутствует  миссия. Руководство должно осознать  отрицательные последствия ее  отсутствия.

2. Проведение совещания на уровне  высшего руководства. На нем  руководитель или профессиональный  консультант в области стратегического  управления должны довести до  всего высшего руководства компании  причины, по которым необходимо  заняться выработкой миссии. По  результатам совещания назначаются ответственные лица, которые будут реализовывать принятые решения и координировать работу группы (команды). В крупных компаниях рекомендуется выделить работу по выработке миссии в отдельный проект и назначить руководителя нового проекта.

3. Создание команды по выработке  миссии организации. Руководитель  проекта формирует команду, в  которую должны войти сотрудники  функциональных подразделений компании, а также консультанты по стратегическому  развитию, имеющие опыт выработки  миссий в других компаниях. 

4. Исследование командой внешних  и внутренних факторов организации,  которые должны найти отражение  в миссии организации. Этот  этап можно назвать предпроектной  стадией проекта, он является  самым трудоемким и представляет  собой кропотливую работу по  сбору и анализу всех внутренних  и внешних источников, характеризующих  функционирование данной организации  (рекламные буклеты компании, освещение  данной организации в средствах  массовой информации, годовые финансовые  отчеты компании, материалы конференций  и семинаров, в которых организация  принимала участие и т.д.). Этот  анализ необходим для того, чтобы  впоследствии, когда миссия уже  будет утверждена, не возникло  принципиальной несогласованности  с предыдущими заявлениями руководства  об основных (глобальных) целях организации  (заявления о глобальных целях  не означают того, что у компании  есть миссия). Также необходимо  изучить заявления о миссии  известных мировых компаний.

5. Разработка структуры миссии. Когда сбор информации завершен, команда по выработке миссии должна подготовить и представить на утверждение руководству структуру будущей миссии, в которую включаются основные положения, которые будут описаны в миссии компании.

6. Утверждение структуры миссии руководством компании.

7. Написание первоначального варианта миссии, который является достаточно полным и развернутым изложением всех пунктов, включенных в структуру.

8. Доведение первого варианта миссии до руководителей всех подразделений компании для внесения дополнений и предложений.

9. Проведение совещания с руководителями подразделений компании, обсуждение первого варианта миссии, рекомендуется доработать миссию с учетом всех замечаний.

10. Создание второго, доработанного варианта миссии.

11. Обсуждение на Правлении компании доработанного варианта миссии. Топ менеджер также вносит свои коррективы.

12. После обсуждения миссии компании на Правлении создается заключительный документ.

13. Утверждение миссии первым руководителем компании.

14. Доведение подписанного первым руководителем варианта миссии до всех сотрудников организации, а также до партнеров и других стейкхолдеров организации.

При формировании миссии организации необходимо тщательно  исследовать все аспекты существующей организационной культуры и добиться, чтобы каждый из этих аспектов по возможности  нашел отражение в будущей  миссии организации.

В условиях малого и среднего бизнеса миссия организации почти всегда содержит энергетику, философию владельцев, основателей. Без их участия полнокровная миссия появляется редко. Существует немало подходов к разработке миссии.

- Миссию разрабатывают собственник  и топ-менеджеры, которым он  доверяет.

- "Генералитет" компании рассматривает  множество вариантов формулировки  миссии, предложенных каждым сотрудником.  В итоге получается миссия, рожденная  из самых недр коллектива.

- Исключительно высшие управленцы компании вместе с владельцами методом "мозгового штурма" (или ему подобных) под командованием сторонних консультантов “генерируют из себя” миссию, которую позже доводят до сведения сотрудников.

- Формируется рабочая группа  из руководящих работников, специалистов, нестандартно мыслящих сотрудников  и при обязательном участии  координатора-консультанта.

- Миссию компании формулирует  лично владелец бизнеса при  ненавязчивом участии внешнего  консультанта. Интересы всех заинтересованных сторон при этом учитываются [7, 17].

Определение миссии и целей организации, рассматриваемое как один из процессов  стратегического управления, состоит  из трех подпроцессов, каждый из которых  требует большой и исключительно  ответственной работы [22].

  1. Формирование миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом.  
  2. Определение долгосрочных целей.
  3. Установление краткосрочных целей.

Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что  становится ясным, для чего функционирует  фирма и к чему она стремится.

В качестве удобного инструмента можно  использовать модель в виде дерева целей (рис. 1) [6].

Рисунок 1. Иерархия целей  организации

 

Как было сказано выше, формирование миссии требует определения целей  предприятия. Цели предприятия могут  быть скорректированы по результатам  комплексного анализа внешней среды  и внутренних возможностей бизнеса. Определение миссии и целей служит основой для выбора стратегии  и общей политики предприятия.

Далее в таблице 2 дана характеристика некоторых компонентов, определяющих содержание миссии организации [6].

 

Таблица 2

Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии предприятия

Компоненты

Содержание

 

 

 

Продукты или услуги

Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия  достигают рыночных преимуществ  за счет интеграции получения преимуществ  продукта с дополнительными возможностями  конкурентоспособности, такими, как  обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или  положительным имиджем 

 

 

Категории целевых  потребителей

Кто является целевыми потребителями  предприятия? Деятельность предприятия  может быть ориентирована на правительственные  агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с  высокими доходами или население  в целом 

 

Технология

Ориентируется ли предприятие на использование  новейших или традиционных технологий?

 

 

Конкурентные преимущества

В чем состоят отличительные  особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться  в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или  территориальном расположении

 

Философия

Каковы важнейшие ценности, устремления  и этические принципы предприятия? Философия предприятия может  проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих  служащих или клиентов, и др.


 

     При формулировании миссии организации  руководители некоторых организаций  в России руководствуются действующим  российским законодательством, согласно  которому главной (генеральной)  целью коммерческой организации  является прибыль. Однако следует  иметь в виду, что это справедливо  для всех организаций, занимающихся  предпринимательской деятельностью,  и при подобном подходе компании  становятся неразличимы одна  от другой. Тогда как одно из  основных назначений миссии —  индивидуализация организации, выделение  ее во внешней среде, придание  ей исключительных свойств, обеспечивающих  конкурентный статус. Поэтому специалисты  по стратегическому управлению  при формулировании миссии организации  не рекомендуют выделять прибыль  в качестве главной (генеральной)  цели деятельности [4].

     Другой методический аспект, который  иногда не принимается в расчет  при формировании стратегии организации,  — смешение стратегических и  финансовых целей: финансовые  цели фокусируются на улучшении  финансово-экономических аспектов  деятельности, тог да как стратегические  цели направлены на рост конкурентоспособности  фирмы и долгосрочное улучшение  ее позиции в отрасли. Смешение  финансовых и стратегических  целей неизбежно ограничивает  возможности руководителей разрабатывать  и реализовывать оригинальные  стратегии хотя бы вследствие  того, что они более рискованны  и поэтому менее привлекательны  с финансовой точки зрения. Кроме  того, финансовая оптимизация приводит  к ограниченному и упрощенному  перечню стратегий, что также  снижает эффективность стратегического  управления [10, 23].

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕТРОВАЙЗЕР» (Г. ТВЕРЬ)

 

2.1 Характеристика предприятия ООО «Петровайзер».

Определение миссии предприятия

 

ООО "Петровайзер" создано в 2004 г. в составе Объединенной энергетической группы "Петросервис", как специализированная компания для  оказания услуг по технико-технологическому надзору при строительстве скважин  – супервайзингу.

 

В процессе рост а появлялись и развивались новые виды деятельности, связанные с информационным обеспечением строительства нефтегазовых скважин, и в мае 2006 г. "Петровайзер" перерегистрируется в г.Твери, становясь независимой сервисной компанией.

Информация о работе Формирование миссии современного предприятия на примере ООО «Петровайзер», город Тверь