Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что выход из кризиса сельскохозяйственных предприятий является актуальной проблемой. В связи с этим, целью курсового проекта является разработка стратегии выхода из кризиса на примере ЗАО «Правда» Княгининского района Нижегородской области. Следовательно, необходимо решить ряд сопутствующих задач:
Анализ финансового положения;
Диагностика возможного банкротства;
Антикризисное управление;
Экономическая характеристика и эффективность использования производственного потенциала, анализ внутренней среды и системы управления;
Изучение миссии организации, конкурентоспособности, а также изучение прочих мероприятий, способствующих реализации данной стратегии.
Введение………………………………………………………………………….3
Теоретическая глава……………..……………...………………………...5
Практическая глава
Природно-экономическая характеристика ЗАО «Правда»….16
Оценка обеспеченности и эффективности использования производственного потенциала………………………………..25
SWOT – анализ внутренней среды организации……………..30
Анализ системы управления…………………………………..33
Проектная глава
Разработка миссии организации………………………………38
Определение модели целевой ориентации системы управления……………………………………………………...39
Определение конкурентоспособности ЗАО «Правда» производства и реализации зерна………………………….…42
Прочие мероприятия, способствующие реализации стратегии выхода из кризиса……………………………………………..45
Выводы и предложения…………………………………………………...46
Библиографический список литературы…………………………………48
Для проведения комплексной оценки уровня экономического развития предприятия как результативной работы аппарата управления необходимо рассчитать темп экономического развития предприятия:
Тэр = √Тпт * Тф * Тзо * Тр * Тоб ,
где Тпт – темп роста (снижения) производительности труда;
Тф – темп роста (снижения) фондоотдачи;
Тзо – темп роста (снижения) затратоотдачи;
Тр – темп роста (снижения) рентабельности;
Тоб – темп роста (снижения) оборачиваемости оборотных активов (табл.2.12).
Алгоритм расчёта показателей оценки экономического развития ЗАО «Правда» как результативность работы аппарата управления.
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Среднее значение темпа роста |
1. выручка от продажи, тыс.руб. |
9657 |
10320 |
11201 |
9631 |
|
2. среднесписочная численность работников, чел |
175 |
155 |
125 |
96 |
|
3. среднегодовая стоимость |
10801 |
10663,5 |
13057 |
11366,5 |
|
4. среднегодовая стоимость |
12919 |
12942,5 |
11354 |
8242 |
|
5. полная себестоимость продаж, тыс.руб |
12464 |
8919 |
16256 |
16378 |
|
6. прибыль от продаж, тыс.руб |
-2807 |
1401 |
-5055 |
-6747 |
|
7. производительность труда, тыс. |
55,2 |
66,6 |
89,6 |
100,3 |
|
- темп роста (базисный метод) |
100 |
120,6 |
162,3 |
181,7 |
141,15 |
8. скорость оборачиваемости |
0,89 |
0,97 |
0,86 |
0,85 |
|
- темп роста (базисный метод) |
100 |
108,9 |
96,6 |
95,5 |
100,3 |
9. фондоотдача, руб |
750 |
800 |
990 |
1170 |
|
- темп роста (базисный метод) |
100 |
106,7 |
132,0 |
156,0 |
123,7 |
10. затратоотдача, руб |
770 |
1160 |
690 |
590 |
|
- темп роста (базисный метод) |
100 |
150,6 |
89,6 |
76,6 |
104,2 |
11. рентабельность продаж, % |
-29,1 |
13,6 |
-45,1 |
-70,1 |
|
- темп роста (базисный метод) |
100 |
146,7 |
154,9 |
240,9 |
-37,3 |
12. темп экономического роста, % |
100 |
125,35 |
123,45 |
138,86 |
Показатели оценки экономического развития в ЗАО «Правда» оставляют желать лучшего.
Таблица 2.13
Динамика оценочных показателей руководителей и главных специалистов.
Должность |
Оценочный показатель |
Годы | ||
2004 |
2005 |
2006 | ||
Руководитель предприятия |
Выручка, тыс. руб. |
10320 |
11201 |
9631 |
Объем произведенной продукции, составляющей специализацию хозяйства, ц:
|
13040 25360 |
11296 22534 |
9921 17777 | |
Главный бухгалтер |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
1401 |
-5055 |
-6747 |
Соотношение кредиторской и дебиторской задолженности |
21,8 |
26,3 |
27,6 | |
Главный экономист |
Затраты на основное производство, тыс. руб. |
16561 |
17579 |
17863 |
Производственная
|
217,9 176,2 |
582,7 426,3 |
873,5 507,5 | |
Главный агроном |
Произведено зерна, ц |
25360 |
22534 |
17777 |
Главный зоотехник |
Произведено молока, ц |
13040 |
11296 |
9921 |
Работа руководителя предприятия по данным показателям можно оценить как, отвратительная, так как выручка по предприятию заметно снизилась. Скорее всего это происходит из-за нестабильности в стране и роста инфляции. Производство молока имеет тенденцию к снижению и скорей всего будет уменьшаться. Также «хорошо» работает главный бухгалтер и экономист, т. к. прибыль значительно снижается, увеличивается соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. Работа главного агронома также оставляет желать лучшего, т.к. производство зерна снизилось на 30%. Работа главного зоотехника является удовлетворительной, т. к. производство молока в условиях сложившейся финансовой ситуации на предприятии заметно не изменилось.
Для определения каким образом повысить эффективность управления в ЗАО «Правда» на основе использования стратегического менеджмента проведено анкетирование специалистов предприятия: главный бухгалтер, главный экономист и экономист по оплате труда. При определении целей по степени важности на первом месте стоит рост объёмов производства, затем достижение наиболее низких издержек по сравнению с конкурентами и, конечно же, достойный уровень оплаты труда.
По данным анкет внедрение
на предприятии системы
Система планирования характеризуется тем, что разработан и внедрён внутренний хозяйственный расчёт. Ведётся учёт затрат по подразделениям, регулярно подводятся итоги. Система планирования в ЗАО «Правда» имеет развитие, её основные характерны черты представлены в приложении 8.
Основным плановым документом
ЗАО «Правда» является производственно-финансовый
план, также имеются хозрасчётные
задания подразделений. В настоящее
время разработано более
3. Проектная глава.
3.1. Разработка миссии организации.
Миссия – основная общая задача или цель организации, которая ставится при планировании её деятельности. Миссия – это управленческое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его философию. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается предприятие, каковы его сущность, масштабы, перспективы и направления роста, отличия от конкурентов. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия (философия) бизнеса чаще всего определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом.
Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается, как констатация философии предназначения, смысла существования организации. Если имеется узкое понимание миссии, это четкая формулировка причин, по которым организация существует. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, всегда несет в себе что-то, что делает её уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо оттого, что организация собой представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а так же показывает отличие организации от других ей подобных.
В узком понимание миссией ЗАО «Правда», как и любой другой сельскохозяйственной организации, является обеспечение продовольственной базой населения РФ.
В широком
понимании миссия ЗАО «Правда» -
стать конкурентоспособным
При определении миссии необходимо
рассмотреть основные задачи. Основной
целью деятельности является производство,
переработка
Миссия даёт субъектам
внешней среды общее
Чётко сформулированная миссия вдохновляет
и побуждает к действию, даёт возможность
сотрудникам предприятия
3.2. Определение
модели целевой ориентации
После формулировки миссии идёт процесс корректировки системы целей (достижение желаемых результатов, которые способствуют выходу из экономического кризиса). Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов и вносит изменения в систему целей.
Если миссия видит то, каким должно быть предприятие в будущем, то система целей – желаемые результаты, соответствующие пониманию цели.
Цели являются исходным пунктом систем стратегического планирования, мотивации и контроля, используемых на предприятии. Цели лежат в основе организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В любой организации имеется несколько уровней целей, таким образом складывается иерархия целей.
Цели более высокого уровня ориентированы на долгосрочную перспективу. Они позволяют менеджеру взвешивать влияние сегодняшних решений на долгосрочные показатели. Цели более низкого уровня ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу и являются средством достижения целей высокого уровня. Краткосрочные цели определяют скорость развития компании, уровень показателей деятельности и результаты, которых нужно достичь в ближайшем будущем. То, на какой уровень целей ориентируется высшее руководство предприятия, может служить причиной кризисной ситуации (5, с.264).
Очень часто на российских предприятиях менеджеры сосредотачивают своё внимание на краткосрочных финансовых целях, пренебрегая долгосрочными.
В соответствии с разработанной миссией, общая цель подразделяется на 5 уровней (рис.3.1).
Рис. 3.1 Модель целевой ориентации системы управления
В представленной модели
3.3. Определение
Конкурентные преимущества – это
те характеристики, свойства продукции,
которые создают для
В отношении сельскохозяйственног
Таблица 3.1.
Сбор данных для анализа конкурентоспособности.
Конкуренты |
Эффективность производства |
Эффективность реализации | |||||||
производ ственная себесто- имость 1 ц, руб. |
затраты труда на 1 ц, чел.-ч |
урожайность, ц/га |
валовой выход продукции, ц |
средне- месячная заработная плата тракториста, руб. |
товарность, % |
выручка, тыс. руб. |
рентабельность произв одства, % |
рентабельность продаж, % | |
1.СПК«Мир» Богородский Район |
218,77 |
0,89 |
20,8 |
18078 |
4691,36 |
50,4 |
3805 |
66,7 |
40,03 |
2.ЗАО «Нива» Лысковского. р-н |
227,0 |
0,51 |
31,3 |
104914 |
5139,68 |
46,3 |
19151 |
60,1 |
37,5 |
3.ОПХ «Центральное» Кстовский р-н |
442,37 |
0,95 |
18,7 |
16909 |
1152,8 |
50,3 |
4045 |
-3,2 |
-3,11 |
4.СПК «Кр. Нива» Сергачский р-н |
338,48 |
1,8 |
23,9 |
14349 |
2604 |
39,5 |
1366 |
85,3 |
6,7 |
5.ООО «СП Дзержинский» Перев. р-н |
294,99 |
2,5 |
17 |
21740 |
2699 |
61,4 |
4585 |
33,4 |
25,1 |
6.СХПК «Новый путь» |
382,38 |
1,2 |
6 |
3235 |
1733,3 |
72,3 |
895 |
4,19 |
4,02 |
7.ОАО «Покров-мойд.» |
172,7 |
0,35 |
10,6 |
8497 |
750 |
24,6 |
778 |
124,7 |
55,4 |
8.ОАО «Хмелевици» |
283 |
1,35 |
11,6 |
13315 |
2718,47 |
15,7 |
423 |
-24,6 |
-32,6 |
9. ЗАО «Запрудновское» Кстовский р-н |
257,58 |
0,8 |
25,0 |
47662 |
3888 |
41 |
2840 |
10 |
37,0
|
10. ЗАО «Правда» Княгининский |
421,4 |
1,33 |
18,8 |
22534 |
2500 |
53,3 |
2976 |
-0,4 |
-0,7 |