Формы планирования, виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является исследование планирования на предприятии. Необходимо оценить планирование, сделать определенные выводы, выявить существующие проблемы и найти пути совершенствования.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую основу планирования на предприятии;
- провести и изучить экономический анализ планирования на ЗАО «Стеклостиль»;
- наметить основные пути по совершенствованию функции планирования на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность, содержание и классификация функции планирования……...7
Общая характеристика функции планирования. Процесс, принципы, задачи и техника планирования…………………………………………………..7
Формы планирования и виды планов……………………………………..9
Необходимость планирования на предприятии…………………………14
Реализация функции планирования на ЗАО «Стеклостиль»……………17
Общая характеристика ЗАО «Стеклостиль»…………………………….17
Реализация функции планирования……………………………………….22
Рекомендации, мероприятия по улучшению функции планирования на предприятии………………………………………………………………………..31
Совершенствование функции планирования на предприятии……………31
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемых источников………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 210.50 Кб (Скачать документ)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………….5

  1. Сущность, содержание и классификация функции планирования……...7
    1. Общая характеристика функции планирования. Процесс, принципы, задачи и техника планирования…………………………………………………..7
    2. Формы планирования и виды планов……………………………………..9
    3. Необходимость планирования на предприятии…………………………14
  2. Реализация функции планирования на ЗАО «Стеклостиль»……………17
    1. Общая характеристика ЗАО «Стеклостиль»…………………………….17
    2. Реализация функции планирования……………………………………….22
  3. Рекомендации, мероприятия по улучшению функции планирования на предприятии………………………………………………………………………..31
    1. Совершенствование функции планирования на предприятии……………31

Заключение…………………………………………………………………………35

Список  используемых источников………………………………………………36

Приложение………………………………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 
 

    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

    Сущность  планирования в условиях рыночной экономики  заключается в научном обосновании  на предприятиях предстоящих экономичесих целей их развития и форм хозяйственной  деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых  рынком видов, объемов и сроков выпуска  товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей  их производства, распределения и  потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства  российских предприятий главной  целью планирования является получение  максимальной прибыли. С помощью  планирования руководители предприятий  обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

    Планирование  внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции  управления непосредственно относятся  к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация  процессов планирования, координация  планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

    Цель  данной курсовой работы является исследование планирования на предприятии. Необходимо оценить планирование, сделать определенные выводы, выявить существующие проблемы и найти пути совершенствования.

    Поставленная  цель раскрывается через следующие  задачи:

    - рассмотреть теоретическую основу планирования на предприятии;

    - провести и изучить экономический анализ планирования на ЗАО «Стеклостиль»;

    - наметить основные пути по  совершенствованию функции планирования на предприятии.

    Объектом  исследования является предприятие ЗАО «Стеклостиль».

    Предметом является трудовые ресурсы исследуемого предприятия ЗАО «Стеклостиль». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1

    СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ 
 

        1.1 Общая характеристика функции планирования. Процесс, принципы, задачи и техника планирования 
     

    Планирование  предполагает рассмотрение предыдущего  развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее [1, с.106].

    Планирование – функция менеджмента, предназначенная для определения цели предприятия и наилучших путей ее достижений.

    Планирование – это функция менеджмента, которую менеджер реализует ежедневно. Нельзя считать нормальным трудовой процесс, осуществляемый только время от времени, хаотично, без четко определенных производственных ежедневных заданий. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и решает, на каком направлении следует предпринять наиболее значимые усилия. Конечно, планы необходимо выполнять, чтобы достичь желаемый результат, и будучи изложенными только на бумаге они мало что дают. Но без хорошего, грамотного планирования, на основе случайных действий на производстве нельзя осуществить ритмичную, эффективную производственную деятельность.

    Планирование  обеспечивает повышение эффективности  и сокращение затрат и цен. Оно  позволяет избежать неудачных, неэффективных  действий, выбрать лучший путь из многих вариантов. Благодаря планам и графикам на проведение работ затрачивается  минимальное количество времени, удается  оптимальным образом использовать производственные мощности.

    Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

    - выработку общих целей предприятия;

    -детализацию  и конкретизацию целей;

    -определение  путей, экономических и иных  средств достижения этих целей;

    -контроль  за достижением целей.

    Эффективность планирования во многом определяется тем, на сколько соблюдены его  принципы. Они следующие.

    Принцип единства. Поскольку организация – это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Любые изменения в планах одного подразделения должны быть соответствующим образом отражены в планах других подразделений. Все планы, разрабатываемые в организации, - не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.

    Принцип участия. Этот принцип означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами. Планирование, основанное на принципе участия, как бы объединяет оперативное руководство с планированием. Планы перестают быть чем-то внешним для менеджеров, которые сами привлекаются к их составлению.

    Принцип непрерывности. Он означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее изменения, ввиду чего фирма корректирует оценку внешних условий и уточняет планы. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.

    Принцип гибкости. Он тесно связан с принципом непрерывности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.

    Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления деятельности. А в краткосрочных планах и для отдельных подразделений информация прорабатывается и конкретизируется [2, с.113].

    Задачи  планирования формируются  следующим образом:

    1.Конкретизация  целей развития предприятия и  каждого его подразделения в  отдельности на планируемый период.

    2.Определение,  детализация и координация хозяйственных  задач всех подразделений, обеспечивающих  достижение целей предприятия.

    3.Определение  сроков и последовательности  реализации задач подразделений  для достижения целей предприятия  в целом и отдельных его  подразделений.

    4.Определение  и выявление материальных, трудовых  и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач  и достижения целей предприятия.

    5.Обеспечение  скоординированности научных исследований, разработки, производства и сбыта  продукции.

    6.Интеграция  и согласование процесса планирования  с маркетинговой деятельностью  предприятия и другими функциями  управления в целях повышения  обоснованности принимаемых решений,  постоянной корректировки и адаптации  показателей производства и сбыта  к условиям рынка.

    7.Разработка  комплекса мероприятий по достижению  конкретных целей и задач предприятия,  его производственных отделений  и дочерних компаний с учетом  возможностей и наиболее эффективного  использования имеющихся ресурсов [3, с.257].

    Планирование предполагает всех методов, тактик и процедур, которые менеджер использует для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных – моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

    Один  из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, - это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

    Другой  прием техники планирования –  это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

    В 60-е годы широко применялась такая  техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа

      объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать  в каналы управления в достаточном  объеме и в нужное время.  Это самый ценный актив организации.[4, с.69] 
 

    1.2 Формы планирования  и виды планов 
 

    По  содержанию и форме проявления различают  следующие формы планирования и  виды планов.

    1.С точки зрения обязательности плановых заданий – директивное и индикативное планирование.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители субъектов хозяйствования несли дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

    Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования  макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

    2.В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

    Перспективное планирование охватывает период более 5 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия. Включая социальное. Экономическое, научно-технологическое развитие.

Информация о работе Формы планирования, виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия