Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является исследование планирования на предприятии. Необходимо оценить планирование, сделать определенные выводы, выявить существующие проблемы и найти пути совершенствования.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую основу планирования на предприятии;
- провести и изучить экономический анализ планирования на ЗАО «Стеклостиль»;
- наметить основные пути по совершенствованию функции планирования на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность, содержание и классификация функции планирования……...7
Общая характеристика функции планирования. Процесс, принципы, задачи и техника планирования…………………………………………………..7
Формы планирования и виды планов……………………………………..9
Необходимость планирования на предприятии…………………………14
Реализация функции планирования на ЗАО «Стеклостиль»……………17
Общая характеристика ЗАО «Стеклостиль»…………………………….17
Реализация функции планирования……………………………………….22
Рекомендации, мероприятия по улучшению функции планирования на предприятии………………………………………………………………………..31
Совершенствование функции планирования на предприятии……………31
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемых источников………………………………………………36
Перспективное
планирование следует отличать от прогнозирования.
По форме они представляют собой
один и тот же процесс, а по содержанию
различаются. Прогнозирование –
это процесс предвидения, построенный
на вероятностном, научно обоснованном
суждении о перспективах развития объекта
в будущем, его возможном состоянии.
Прогнозирование позволяет
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.
Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
3.По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.[5, с.41]
Стратегическое планирование. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между стратегическими целями организации, его потенциальными возможностями и шансами развития с учетом изменяющихся факторов внешней и внутренней среды представляет собой стратегическое планирование.
Этот процесс предполагает следующие этапы: планирование стратегии, разработку программ и планов реализации стратегии, контроль за результатами выполнения планов.
Этап планирования стратегии включает:
- формирование миссии;
-
определение стратегического
- установление целей;
- выбор стратегии.
Этап
разработки программ и планов реализации
стратегии связан с формированием
стратегических планов предприятия
и его структурных
Этап контроля за результатами выполнения планов предполагает:
- контроль за ходом выполнения планов;
-
оценку достигнутых
-
регулирование процесса
Разработка стратегических планов начинается с анализа положения дел на рынке: тенденций развития потребительского спроса, основных направлений развития техники и технологии производства, сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов и т.п. Затем производится оценка собственных возможностей в то или иной области. Сопоставление положения на рынке и собственных возможностей позволяет выбрать подходящую стратегию развития.
Стратегический план – это документ, содержащий описание мероприятий по реализации стратегии, в том числе прописывающий место и сферу ответственности каждого работника. Этап его конкретной разработки проходит с участием специалистов различных направлений (маркетинг, НИОКР, производство, финансы, кадры и т.п.).
На практике преобладают два подхода к подготовке стратегическо плана:
-
планирование стратегии с
- планирование ресурсов исходя из целей развития.
Невозможно
предсказать будущее абсолютно
точно, поэтому первые варианты стратегических
планов имеют большую погрешность
и постоянно уточняются. Достоинства
стратегии и стратегических планов
определяются не столько их изначальной
точностью, сколько открытостью
для улавливания новой
Опережающее
развитие технологий и процессы глобализации
рынков привели к быстрым изменениям
во внешней среде, что обусловило
переход от долгосрочного планирования
(на десять лет) к среднесрочному стратегическому
планированию (от трех до пяти лет). Это
позволяет более гибко
Тактическое планирование осуществляется менеджментом среднего уровня управления на среднесрочный период времени согласно промежуточным стратегическим целям. Тактические планы включают планы действий и методы реализации стратегии, необходимые для формирования условий деятельности организации и ее элементов.
Процесс тактического планирования состоит из трех этапов.
Этап установления целей включает:
- определение тактических целей;
- выбор средств их достижения.
На этапе разработки программ и планов формируются тактические планы предприятия и его структурных подразделений.
Этап контроля за результатами выполнения планов предполагает:
-
контроль хода выполнения
-
оценку достигнутых
-
регулирование процесса
Обычно предметом тактического планирования являются показатели, отражающие состояние внутренней среде организации: персонала, мощности, капитала, инвестиций, организационной структуры и культуры [1, с.110].
Оперативно-календарное планирование. Его основная задача состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
-
определяется время выполнения
отдельных операций по
-
осуществляется оперативная
-
ведется систематический учет, контроль,
анализ и регулирование хода
производственного процесса, предупреждающие
или ликвидирующие его
Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план
инвестиционного проекта
-
текущего и перспективного
-
возможности получения
-
предложений по созданию
- целесообразности оказания мер государственной поддержки.
Так же различают следующие виды планов.
По уровням организационного планирования различают следующие виды планов:
- организации в целом;
- самостоятельных подразделений организации;
-
функциональных подсистем (
По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы;
-
частное планирование, охватывающее
определенные сферы
По предмету планирования:
- целевое планирование (определение целей);
-
планирование средств (
-
программное планирование (планирование
программ производства и сбыта)
-
планирование действий (специальные
продажи, многоуровневый
По сферам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование персонала;
-
расширенное общее
По возможности изменения планов:
- жесткое планирование;
-
гибкое планирование [5, с.53].
1.3
Необходимость планирования
на предприятии
Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, иллюстрирующие взаимозависимость межу планированием и высокими показателями экономической деятельности предприятия. Однако, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмы. Более того, многие предприятия начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.
К основным факторам возрастающей роли планирования в современных рыночных условиях можно отнести следующие.
1.Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности. Несмотря на возрождение и успешное развитие малого и среднего бизнеса, лидирующее положение на современном рынке занимают крупные фирмы.
Конечно, это имеет не мало отрицательных последствий, однако это является реальностью отечественной экономики наряду с закономерным укрупнением большого числа вновь возникших частных фирм.
С
другой стороны, усложняется структура
деятельности коммерческих организаций.
Причинами этого являются стремление
к росту и необходимость
Масштабы, сложность и разнообразие направлений деятельности фирмы требуют от нее особого внимания к предварительному определению:
- видов выпускаемых товаров;
- источников финансирования;
- технологических ресурсов, таких, например, как комплекс специализированного оборудования и т.д.
Предвидение будущего здесь без преувеличения требует научного подхода[7, с.154].
2.Подвижность внешней среды.
Современная
внешняя среда бизнеса
3.Новый стиль руководства персоналом.
Фирма
индустриального периода
Новый
стиль управления предоставляет
работнику гораздо большую