Формы планирования, виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является исследование планирования на предприятии. Необходимо оценить планирование, сделать определенные выводы, выявить существующие проблемы и найти пути совершенствования.
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую основу планирования на предприятии;
- провести и изучить экономический анализ планирования на ЗАО «Стеклостиль»;
- наметить основные пути по совершенствованию функции планирования на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….5
Сущность, содержание и классификация функции планирования……...7
Общая характеристика функции планирования. Процесс, принципы, задачи и техника планирования…………………………………………………..7
Формы планирования и виды планов……………………………………..9
Необходимость планирования на предприятии…………………………14
Реализация функции планирования на ЗАО «Стеклостиль»……………17
Общая характеристика ЗАО «Стеклостиль»…………………………….17
Реализация функции планирования……………………………………….22
Рекомендации, мероприятия по улучшению функции планирования на предприятии………………………………………………………………………..31
Совершенствование функции планирования на предприятии……………31
Заключение…………………………………………………………………………35
Список используемых источников………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 210.50 Кб (Скачать документ)

    П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка 

    Что касается рентабельности, то здесь дела обстоят не лучшим образом. Величина этого показателя в 2009 году постепенно снижается. А вот в 2010 наоборот, увеличивается.

    Объемы производства продукции равняются объемам продаж. На предприятии осуществляется выпуск продукции по предварительному заказу клиента. В связи с этим у ЗАО «Стеклостиль» нет складских помещений для длительного хранения произведенной продукции. В 2009 году объемы производства, а соответственно и объемы продаж немного снизились по сравнению с 2008 и 2010 годами. Снижение спроса на продукцию в 2009г. по сравнению с 2009 г. может быть вызвано несколькими причинами - рост цен, присутствие на рынке фирм-конкурентов и т.д. Общая же динамика изменений объемов продаж удовлетворительная [10, с.1].

    Прибыль также снизилась в 2009 году по сравнению  с 2008 годом на 3,174 тыс. руб. Но в 2010 году мы видим увеличение на 19,154 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом, что говорит  о довольно положительной динамике данного показателя [11, с.1].

    Таким образом, можно сделать вывод, что  за рассмотренный период произошли  некоторые изменения величины основных экономических показателей. Следовательно, предприятие ЗАО «Стеклостиль» функционирует довольно успешно, но всё же требуется ряд изменений для его дальнейшего развития. 
 

    2.2 Реализация функции  планирования 
 

    Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления. Тот, кто  планирует, должен сознательно обеспечить такое положение, при котором  планируемое предложение равнялось  бы планируемому спросу.  Если он не сумеет добиться этого, возникнут излишки  и дефицит. Планирование – это  прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное  функционирование и развитие организации  в будущем, уменьшить неопределенность.

    Прежде  чем начать какое-либо дело, человек  должен тщательно продумать, что  именно, к какому сроку, какими способами  и с помощью каких средств  он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться  невыполненными. Следовательно, первой, и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно  отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом  этой стадии является построение идеальной  модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной  цели предприятия.

    В принятии таких решений состоит  процесс планирования в широком  смысле. В узком – планированием  является составление специальных  документов – планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.  Планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности фирмы и ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.      Что касается рассматриваемого нами предприятия, то на данный момент основной целью деятельности общества является получение прибыли  полученной в результате удовлетворения потребностей потребителей в определенных товарах или услугах. Данную цель можно разложить на несколько  составляющих:

    1. Планирование роста прибыли.

    2. Планирование издержек предприятия,  и, как следствие, их уменьшение.

    3. Увеличение доли рынка, увеличение  доли продаж.

    4. Улучшение социальной политики  фирмы.

    Сальдо  доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, то есть в план расходов и доходов,  поскольку  ориентиром является сохранение ликвидности - платежеспособности  предприятия. В разработке планов принимает участие весь руководящий состав ЗАО «Стеклостиль». Особое внимание обращает на себя тот факт, что в ЗАО «Стеклостиль» отсутствует долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического планирования, необходимого для выживания в условиях рынка. Краткосрочные планы составляются период в 1 – 2 года, не более [рисунок 2.1]. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства. Контроль за выполнением планов ведут как высшее руководство предприятия (директор, заместитель директора), так и начальники участков и мастера. Так как данное предприятие не является государственным, то функция планирования находится на низком уровне. На ЗАО «Стеклостиль» ведется индикативное планирование, которое носит рекомендательный и ориентирующий характер. Поэтому для усовершенствования данной функции будет предложен ряд мероприятий. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.1 – Структурная схема планирования на ЗАО «Стеклостиль»

    П р и м е ч а н и е - Источник: собственная разработка 

    Важнейшим этапом планирования производственной деятельности является рассмотрение вариантов  возможных изменений рыночной ситуации. Поскольку план предприятия представляет собой систему значений показателей, которые предприятие намерено достичь  в будущем, выполнение его будет  зависеть от множества факторов.

    В процессе составления планов руководству  предприятия предстоит ответить на множество вопросов:

    Сколько нужно производить продукции, чтобы  предприятие не только смогло покрыть  свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?

    По  какой цене реализовывать произведенную  продукцию?

    Какой уровень затрат позволит предприятию  оставаться конкурентоспособным на рынке?

    На  все эти вопросы позволяет  ответить анализ безубыточности. В литературе встречаются и другие названия этой процедуры: например, метод критического объема продаж или метод определения "мертвой точки". Суть его заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.

    Производственная  деятельность коммерческой организации  сопровождается расходами различного вида и относительной значимости. Согласно действующему плану счетов возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной  экономики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем  группировки расходов на прямые и  косвенные. Прямые расходы относятся  на себестоимость непосредственно, а косвенные распределяются по видам  продукции в зависимости от принятой на предприятии методики. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку  затрат - на переменные (производственные) и постоянные. Первые изменяются пропорционально  объему производства, вторые остаются стабильными при изменении объема производства.

    Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т.е. производства, выпускающего лишь один вид продукции. В общем случае, без учета налоговых эффектов прибыль предприятия П за отчетный период формируется так: 

         П= R – FC – VC,                                                    (2.1) 

где  R - выручка предприятия за период в денежных единицах, R = pQ ;

    р - цена реализации единицы продукции;

    Q - объем реализации в натуральном выражении (штук, килограммов и т.п.);

    FC - постоянные затраты в денежных единицах;

     - полные переменные затраты в денежных единицах, VС = zQ ;

    z - удельные переменные затраты (на единицу продукции), в денежных единицах.

    Таким образом: 

    П = ( p – z )Q – FC,                                                   (2.2) 

    Точка безубыточности Q* - это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли. Точку безубыточности можно найти из уравнения: 

    П = 0 => 0 = ( p – z ) Q*,                                            (2.3) 

    следовательно: 

    Q* = FC / p – z,                                                      (2.4) 

    Еще одной важной величиной, которая  характеризует структуру затрат предприятия, является величина вклада. Вклад определяется как разница  между выручкой предприятия от реализации продукции за определенный период и  переменными затратами, которые  понесло предприятие в процессе производства этой продукции. Различают  величины полного вклада Cont = R - - VC = pQ - zQ = (p-z)Q и удельного вклада на единицу продукции cont = p - z.

    Одновременно  с определением уровня безубыточности обычно проводят и анализ чувствительности прибыли к изменению отдельных  компонентов, участвующих в формировании финансового результата [9, с.109].

    ЗАО «Стеклостиль» занимается выпуском окон ПВХ. Для разработки плана работы на следующий год проводятся анализ безубыточности и анализ чувствительности этого производства. Плановые переменные расходы на 1 окно предприятия составляют z = 26836 руб. Постоянные расходы за год составят FС = 304020000 руб. Отпускная цена 1 окна планируется на уровне р = 1818674 руб. Точка безубыточности: 

    Q* = FC / p – z = 304020000 / 1818674 – 26836 = 169,67 шт. 

    Такой объем производства позволит покрыть  все затраты и выйти на нулевую  прибыль. Если производство продукции за год не достигнет 169,67 окон финансовый результат предприятия будет отрицательным, а деятельность - убыточной.

    Изучив  рыночную ситуацию и возможности  собственного предприятия, руководство  ЗАО «Стеклостиль» запланировало объем выпуска окон Q на следующий год равным 200 шт. При таком объеме производства уровень прибыли составит: 

    П = ( p – z )Q – FC = ( 1818674 – 26863 ) * 200 – 304020000 = 54342200 руб. 

    Рассмотрим  чувствительность прибыли к изменению  основных параметров на 1%.

    1. Пусть удельные переменные затраты  z увеличились на 1%. Таким образом z' =1,01 * z.

    а) Каким будет уровень прибыли  при планируемом объеме выпуска? 

    Пz = Q * ( p – 1,01 * z ) – FC = 200 * (1818674 – 27131,63) – 304020000 =  =54288474 руб. ;

    Пz / П = 54288474 / 54342200 = 0,99. 

    Видим, что рост удельных переменных затрат на 1% привел к снижению прибыли на 0,1%. Аналогично можно показать, что при снижении z на 1% прибыль увеличится на 0,1%.

    б) Какова будет новая точка безубыточности при более высоком уровне удельных переменных затрат (z'= 1,01*z )? Какой объем выпуска позволит полностью покрыть этот новый уровень затрат? 

    Qz* = FC / p – 1,01 * z = 304020000 / 1818674 – 27131,63 = 169,69 шт.

    Qz* / Q* = 169,69 / 169,67 = 1,00 

    Точка безубыточности при новом уровне затрат оказывается на 0,01% выше, чем при нормативном z = 26863 руб.

    в) При каком уровне выпуска предприятие  сможет получить прежнюю величину прибыли? 

    Qz = П + FC / p – 1,01 * z = 54342200 + 304020000 / 1818674 – 27131,63 = 358362200 / 1791542,37 = 200,02 шт. 

    Предприятию придется выпустить на 0,02 окна больше, чтобы достичь того же уровня прибыли, что и при нормативном значении удельных переменных затрат.

    2. Пусть на 1% изменились постоянные расходы.

    а) Уровень прибыли при плановом выпуске Q = 200 окон составит: 

    ПFC = Q * ( p – z ) – FC * 1,01 = 200 * 1791811 – 307060200 = 51302000 руб.

    ПFC / П = 51302000 / 54342200 = 0,94 

    Следовательно, при увеличении постоянных расходов на 1% прибыль уменьшилась на 5,6%.

    б) Точка безубыточности при новом  уровне постоянных затрат: 

Информация о работе Формы планирования, виды планов и их роль в обеспечении долговременного успеха предприятия