Государственная служба в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение государственной службы в Республике Казахстан.
Исходя из этого были поставлены задачи: изучить общетеоретические основы государственной службы в Казахстане; раскрыть права и обязанности государственных служащих; анализировать состояние и перспективы системы государственной службы.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в  настоящее время широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходит масса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами к пониманию и месте государственной службы в современном казахстанском государстве, а также с реформами проводящимися в данном направлении.

Государство, являясь  особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

Эти задачи и функции  практически реализуются посредством  конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство  приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной  службы различаются чётко две  стороны, две группы отношений: организация государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Организация государственной  службы означает её формирование для  деятельности и включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности, выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышение их квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношений и некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

Другая сторона государственной  службы - это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученных им полномочий.

Каждый служащий занимает должность, определяющую объём его  полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление документов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной  службы (организацию государственной  службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права.

Объект исследования – государственная служба РК.

Целью исследования является изучение государственной службы в Республике Казахстан.

Предмет исследования –  развитие государственной службы РК.

Исходя из этого были поставлены задачи: изучить общетеоретические  основы государственной службы в  Казахстане; раскрыть права и обязанности  государственных служащих; анализировать состояние и перспективы системы государственной службы.

Структура: работа состоит  из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие, виды и  принципы государственной службы

 

1.1 Понятие государственной  службы в Республике Казахстан

 

Традиционно советская государственная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им.

При таком подходе  к определению государственной службы, выделяются, с одной стороны задачи и функции государства, которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.

Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов, учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именно их компетентность определяет реальное использование возможностей управления с целью установления требуемого правового порядка в государстве и обществе.

Государственная служба - это публичная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С  точки же зрения традиционной теории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях.

В самом широком теоретическом  понимании государственная служба - это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и Козлов Ю.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах. Традиционным в научной литературе стало определение государственной службы, данное Манохиным В.М.: «государственная служба представляет собой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».

Лазарев Б.Ю. определяет государственную службу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату от него деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах» [5].

С точки зрения современного законодателя, государственная служба в РК - это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими органов государственной власти РК и субъектов РК компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах.

Государственная служба - деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти. В этом определении можно выделить следующие аспекты:

1) государственная служба  представляет собой профессиональную  деятельность, т.е. деятельность являющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связанна с выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;

2) в рамках осуществляемой  деятельности происходит реализация  компетенции государственных органов;

3) эта деятельность  направлена на обеспечение функционирования  государственных органов; 

4) такая деятельность  представляет собой исполнение  должностных обязанностей, т.е. в  данном случае очевиден личностный  аспект понятия государственной  службы, так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самому государственному служащему.

Итак, легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная  служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством  в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Общими признаками государственной  службы являются:

1) замещение служащих  государственной должности государственной  службы, предусмотренных штатным  расписанием государственного органа;

2) исполнение полномочий  государственного органа, специфических  должностных обязанностей с установлением  служащему денежного содержания.

1.2 Принципы государственной  службы

 

Принципы государственной  службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные  закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной  службы обуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающих  в системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и безнравственности» [8].

Принципы государственной  службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах: Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях Правительства РК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК. Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий. Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе», являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также определяют систему принципов публичной службы.

Принципы государственной  службы можно подразделить на конституционные  и организационные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции  РК, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состояние и перспективы  системы государственной службы РК

 

2.1 Состояние системы государственной службы на современном этапе

 

В результате проведенных  институциональных реформ и законодательных  нововведений, направленных на формирование современной системы государственного управления, общий характер и отдельные черты государственной службы претерпели существенные изменения.

Казахстанская система  государственной службы явилась  сочетанием передового опыта зарубежных государств, а также национальных традиций    управленческой культуры. Вместе с тем, внедрение новых принципов функционирования системы государственной службы не всегда осуществлялось успешно и сопровождалось определенными трудностями.

Состояние государственной службы, во многом, обуславливалось ее структурными и функциональными преобразованиями, которые определили общую характеристику данного института и наличие у него проблемных аспектов развития.

 

 

2.2 Общая характеристика казахстанской системы государственной службы

 

Состояние системы государственной  службы характеризуется  динамичностью  осуществленных реформ в этой области. В результате, казахстанская система  государственной службы обладает следующими основными характеристиками:

  • разделение системы государственной службы на политическую и административную;
  • утверждение принципов меритократии при отборе и продвижении государственного служащего;
  • внедрение конкурсно-карьерной модели в систему государственной службы;
  • использование новых технологий в процессе управления и мониторинга кадров;
  • наличие механизмов стимулирования постоянного обучения государственных служащих;
  • разработка и внедрение информационной системы «электронное Правительство».

 

Первое. Систему государственной  службы составили политическая государственная служба и административная государственная служба.

Разделение государственных служащих на политических и административных, в определенной степени, обеспечило политическую нейтральность и стабильность карьеры административных государственных служащих, что позитивно повлияло на их профессиональную деятельность.

Информация о работе Государственная служба в Республике Казахстан