Государственная служба в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение государственной службы в Республике Казахстан.
Исходя из этого были поставлены задачи: изучить общетеоретические основы государственной службы в Казахстане; раскрыть права и обязанности государственных служащих; анализировать состояние и перспективы системы государственной службы.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, принимаются  меры по устранению информационного  неравенства и обеспечению широкого доступа казахстанцев в интернет- пространство. Так, значительно снизились, и ожидается продолжение снижения тарифов основными провайдерами за предоставление интернет-услуг. Плата за регистрацию доменных имен и их последующее сопровождение в течение года максимально удешевлена. К тому же, достаточно бурно развивается казахстанский сегмент Интернет пространства – зарегистрировано более 10 тысяч доменных имен. Тем самым, можно предполагать, что сформирован достаточный потенциал для успешной реализации проекта «электронное Правительство».

Таким образом, процесс  реформирования государственной службы необходимо продолжить. Наличие таких  позитивных моментов как внедрение  и развитие передового опыта зарубежных стран, использование информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг населению и акцентирование внимания на непрерывном обучении государственных служащих, безусловно, повысили эффективность государственной службы. В тоже время сохраняются проблемы эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, повышения правовой культуры государственных служащих и населения, а также оптимизации государственного аппарата.

 

 

2.4 Оптимизация гос.аппарата и повышение его эффективности

 

Создание эффективного и оптимального по количеству и составу  государственного аппарата является одним из приоритетов  административных реформ. В этой связи необходимо предпринять ряд шагов, которые будут способствовать ускоренной модернизации системы государственной службы.

Первое. Представляется целесообразным доработать механизм формирования кадрового резерва политических государственных служащих. Для этого представляется необходимым следующее: расширять круг лиц, имеющих  право на зачисление в кадровый резерв политических государственных служащих. К примеру, видится целесообразным зачисление в кадровый резерв наиболее успешных менеджеров по корпоративному управлению из частного сектора, поскольку очевидно, что финансово-экономический блок Правительства ощущает нехватку грамотных менеджеров среднего и низшего звена.

В этом случае критериями отбора могут служить выход определенной компании на международный уровень конкурентоспособности, присвоение высокого коммерческого рейтинга доверия, вхождение в международный листинг товаров и услуг данной компании и другие формы международного признания успешной деятельности компаний и ее управленцев.

Вместе с тем, целесообразно  рассмотреть включение в кадровый резерв политических государственных  служащих отечественных ученых, чьи  научные разработки в области  совершенствования государственного управления были признаны в международных академических кругах.

Поэтапно сокращать  реестр политических должностей, до уровня руководителя ведомства. Принятие данной меры позволит установить баланс когда  на одного политического руководителя будет приходится три-четыре его заместителя административных (профессиональных) служащих. Тем самым, нивелируется возможность принятия непрофессиональных решений, что значительно повысит эффективность деятельности государственного аппарата.

Расширение кадрового  резерва и сокращение реестра политических государственных служащих приведет к усилению профессионализации кадрового состава государственного аппарата, стимулирует государственных служащих совершенствовать свои навыки, обеспечит стабильное функционирование системы государственного управления при смене политических руководителей, тем самым минимизируется возможность нарушения   межведомственной координации.

Думается что данные меры будут способствовать развитию здоровой конкуренции среди политических государственных служащих.

Второе. Одним из самых  актуальных направлений совершенствования  системы государственной службы представляется дальнейшее развитие административных услуг государства. Поскольку именно в этой сфере выявлены основные недоработки  и проблемные узлы. К тому же состояние дел в данном сегменте государственного управления значительно влияет на ход борьбы с коррупцией и социально-экономическое развитие страны.

В этой связи, представляется необходимым как разработка национальных стандартов оказания государственных услуг, так и внедрение международных систем контроля и менеджмента качества, для  всех категорий государственных служащих, предоставляющих административные услуги. При этом необходимо учитывать отраслевые особенности каждого государственного органа, в связи с чем, для различных ведомств видится целесообразным разработка диверсифицированных стандартов предоставления государственных услуг. Необходимо отметить, что нерационально разрабатывать единые стандарты для различных ведомств, характер функционирования и способы предоставления услуг которых существенно различаются.

К тому же, важно наладить работу, как по направлению создания единых критериев оценки эффективности  и качества функционирования государственных  органов, так и по направлению  внедрения критериев оценки деятельности государственного органа в целом, и отдельно взятого государственного служащего. В целях обеспечения объективного замера  деятельности государственных органов,  предполагается внедрение системы оценки эффективности и качества их деятельности.

Наряду с этим следует  запустить процесс постепенного перевода документооборота в электронную  форму с использованием электронной  подписи, поскольку данная мера приведет к минимизации непосредственного  контакта населения с государственными служащими, оказывающими административные услуги. Тем самым, сокращение бюрократизма в государственных органах предполагается реализовывать посредством широкого внедрения и использования современных информационных технологий в государственном управлении.

Третье. Повышение эффективности реализации государственными органами соответствующих программ. Достаточно остро проявилась проблема реализации государственных программ профильными ведомствами. Для решения данной задачи целесообразно:

  • повышение персональной ответственности администраторов программ, в случае неудовлетворительной реализации принятие мер вплоть до лишения права на администрирование программ на определенный срок;
  • оптимизация деятельности государственных комиссий по контролю за реализацией государственных программ путем усиления межведомственной координации;
  • совершенствование процедуры конкурсных государственных закупок и  заказов, повысить их транспарентность, поскольку именно этот сегмент создает проблемы связанные с неосвоением бюджетных средств;
  • обеспечение контроля за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, как со стороны государства, так и со стороны общества;
  • усиление адресности и прозрачности  государственных программ, конкретизировать ожидаемые результаты от реализации программных средств;
  • предусматрение возможности быстрого реагирования на изменения условий реализации государственных программ.

Четвертое. Совершенствование  процесса внедрения информационной системы «электронное Правительство». Для этого целесообразно:

  • продлить сроки внедрения «электронного правительства», поскольку определенные для этого сроки неадекватны объему предстоящих работ;
  • рекомендовать государственным органам увеличить частоту обновления веб-страниц, с перспективой доведения до ежедневного обновления, поскольку информация на некоторых сайтах государственных органов носит неактуальный характер;
  • разработать единые стандарты веб-сайтов центральных и местных органов власти, включающие обязательные компоненты предоставления интерактивных услуг.

 

 

 

2.5 Повышение социального престижа и ответственности государственных  служащих

 

На сегодняшний день достаточно актуально стоит вопрос о повышении  статуса государственной службы, решение которого потребует  повышения  социального престижа и ответственности  государственного служащего.

Необходимо заметить, что наблюдается  значительная социальная дифференциация по уровню жизни между государственными служащими, с одной стороны, и  работниками бизнес-структур и частного сектора, с другой.

Известно, что профессиональная деятельность государственного служащего характеризуется существенным ограничением определенных личных прав и свобод, что, несомненно, требует адекватной социальной компенсации со стороны государства.

Отсутствие существенных льгот  и социальных привилегий делают государственную службу неконкурентоспособной и малопривлекательной для перспективных и высокопрофессиональных кадров.  В этой связи, необходимо понимание того, что именно привилегии являются объективной потребностью любой управленческой системы в любом обществе.

Поэтому, для повышения уровня престижности государственной службы в обществе целесообразно усилить уровень социальной поддержки государственных служащих.

Первое. Одной из острых проблем  является разработка стимулирующей  системы оплаты труда для государственных служащих, которая будет предполагать:

  • ориентирование уровня заработной платы на конечный результат, оперативность и качество работы;
  • адекватность уровня заработной платы объему и сложности функциональных обязанностей;
  • поэтапное повышение уровня заработной платы и постепенное приближение к уровню частного сектора. К примеру, в Англии, Франции и США устанавливают нижний порог заработной платы государственных служащих в соответствии со средним уровнем заработной платы в частном секторе.

Второе. Требует доработки вопрос создания дополнительных механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих. В этой связи, необходимо:

  • рассмотреть возможность участия государственных служащих в долевом строительстве на льготных условиях, которое предполагает разработки законодательного механизма покрытия определенного процента от всей суммы взноса государством;
  • следует дальше развивать систему жилищно-строительных сбережений, при этом, целесообразно рассмотреть возможность премирования государственных служащих за выслугу лет начислением определенной суммы в счет погашения кредита Жилищно-Строительного Сберегательного Банка, также одним из возможных механизмов обеспечения доступности жилья видится использование пенсионных накоплений государственных служащих для покрытия недостающей суммы с последующим пополнением своего пенсионного счета;
  • необходимо совершенствовать механизмы ипотечного кредитования, которые учитывали бы количественный состав семьи, тем самым механизм предполагает покрытие государством определенной части ипотечного кредита с гарантированным сроком отработки на государственной службе многодетным и молодым семьям;
  • видится целесообразным развитие социального и муниципального жилья для государственных служащих, в том числе, предусматривающее механизм арендной платы с фиксированной суммой, определяемой государством.

В целом, необходимо изыскание  новых механизмов обеспечения доступным  жильем государственных служащих на оптимальных условиях, а также привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования жилищного строительства для данной категории лиц.

Третье. Параллельно с  этим, следует разработать оптимальную  модель медицинского страхования государственных  служащих.  Для этого представляется целесообразным разработать для государственных служащих механизм медицинского страхования, предполагающий обеспечение здоровья государственного служащего путем определения объема пакета гарантированных медицинских услуг для государственных служащих, а также за счет функционирования системы добровольного медицинского страхования. Наряду с этим, необходимо предусмотреть бесплатное лечение профессиональных болезней.

Четвертое. Тщательного  рассмотрения требует вопрос об улучшении  условий труда государственных служащих. Данный вопрос должен предусматривать:

- максимальную информатизацию профессиональной деятельности;

- предоставление транспорта и связи для служебного пользования;

- мполную комплектацию необходимыми принадлежностями;

- обеспечение комфортными служебными помещениями;

- возможность получения дополнительного оплачиваемого отдыха за высокую результативность на работе.

Тем самым, для повышения  престижа государственной службы нужно  разработать достаточно объемный социальный пакет для государственных служащих, предполагающий поэтапное увеличение, включаемых в его состав социальных услуг и преференций, а также ежегодное обнародование его рыночной стоимости.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной службы через повышение ответственности представителей органов государственной власти перед гражданами за принимаемые ими решения. Нравственный облик и уровень профессионализма отдельного государственного чиновника оказывает мультипликативный эффект в сознании населения, тем самым распространяется определенный стереотип на весь государственный аппарат.

Поэтому, для недопущения  дискредитации государственного аппарата в целом и укрепления положительного имиджа государственных служащих следует повысить уровень их ответственности. Для чего целесообразно принять меры следующего характера:

Шестое. Усилить не только юридическую, но и моральную ответственность  за действиями государственных служащих.

Информация о работе Государственная служба в Республике Казахстан