Государственная служба в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение государственной службы в Республике Казахстан.
Исходя из этого были поставлены задачи: изучить общетеоретические основы государственной службы в Казахстане; раскрыть права и обязанности государственных служащих; анализировать состояние и перспективы системы государственной службы.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВО.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

В тоже время, существенно нивелировалась возможность отрицательного воздействия  политических процессов на государственный  аппарат, поскольку  из-за практики многоуровневых  политических назначений, смена руководителя одного ведомства, как правило, приводила к смене всей «команды» и необоснованному увольнению большинства профессиональных кадров. Вследствие этого отсутствовали стимулы для совершенствования профессиональных качеств, наблюдалась высокая текучесть кадров.

К тому же следует заметить, что  в странах с развитой системой государственной службы бесперебойное  функционирование системы государственного управления обеспечивается именно административными (профессиональными) государственными служащими, поскольку выявлена прямая взаимосвязь между уровнем политизации государственного аппарата и его  дееспособностью.

Таким образом, разделение государственных  служащих на политических и административных позволило гарантировать правовую защиту административных служащих при смене политических руководителей.

Второе. Система государственной  службы была основана на принципах  меритократии, что предполагает отбор  и карьерное продвижение государственного служащего с учетом его личных заслуг и деловых качеств. Система меритократии включает в себя следующие основные принципы:

  • равная оплата труда за равнозначную работу;
  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • поощрение государственных служащих, показывающих высокую результативность, коррекция деятельности тех, кто не в полной мере справляется с задачами, и увольнение служащих, деятельность которых не удовлетворительна;
  • правовая и социальная защищенность;
  • обязательный конкурсный отбор.

Эта мера была  направлена, прежде всего, на  установление приоритета профессиональных качеств государственного служащего. В целом, принципы меритократии повысили эффективность управления кадровыми ресурсами на государственной службе.

Третье. Переход на конкурсно-карьерную  модель государственной службы обуславливался распространением негативных последствий действовавшей патронажной системой отбора и карьерного продвижения. Патронажная система отбора и продвижения основывалась, прежде всего, на принципе личной преданности, родственных или дружеских связях государственных служащих, что значительно снижало уровень профессионализма кадрового состава.

Смешанная модель предполагала реализацию принципа равного доступа граждан  к административной службе посредством  конкурсного отбора, с одной стороны, и внедрение карьерной (позиционной) модели для политических государственных служащих, с другой.

Таким образом, с учетом условий  переходного периода и особенностей  общественно-политических условий  была заложена казахстанская модель, которая сочетала некоторые элементы карьерной и конкурсной системы государственной службы.

Четвертое. Модернизация механизмов управления кадрами. Система управления кадрами совершенствуется внедрением передовых технологий. В частности, была разработана информационная система  управления кадрами (ИСУК),  которая объединила воедино компьютерные сети кадровых служб центральных и местных государственных органов. Данная единая сеть позволила проводить оперативный мониторинг кадрового резерва государственной службы.

Также начала действовать система  кадрового резерва. Следует отметить, что если ранее Агентство по делам государственной службы формировало кадровый резерв исключительно из административных государственных служащих, то согласно новым правилам в ведение Администрации Президента перешло формирование кадрового резерва из числа политических государственных служащих. Данная мера, в определенной степени, демократизирует систему рекрутирования в государственную политическую элиту, расширяет ее каналы и придает ей более открытый характер.

Пятое. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих также была приведена в соответствие с новыми реалиями и задачами, поскольку одним из принципов казахстанской государственной службы является непрерывность повышения квалификации государственного служащего. Данная задача осуществляется посредством:

учебы в Академии государственного управления, которую планируется  преобразовать в Национальную школу  управления по примеру Объединенного  Венского института и Евразийского центра обучения;

международного сотрудничества. Осуществляется направление казахстанских  государственных служащих в ведущие  учебные заведения мира в рамках зарубежных образовательных программ;

привлечения на государственную  службу стипендиатов президентской  программы «Болашак».

Шестое. Разработка и  внедрение информационной системы  «электронное Правительство».

Еще одной спецификой казахстанской системы государственной  службы является построение полноценного информационного общества посредством  коммуникационной системы «электронное Правительство». Данная информационная система нацелена на:

  • обеспечение граждан и организаций оперативным и качественным доступом к государственным услугам;
  • минимизацию непосредственного контакта населения с государственными служащими;
  • повышение эффективности функционирования государственных органов посредством широкого использования информационных технологий;
  • оптимизацию государственного аппарата и повышение его мобильности и гибкости;
  • модернизацию системы государственного управления.

Таким образом, практика внедрения передовых принципов государственной службы продемонстрировала необходимость дальнейшего совершенствования приобретенного позитивного опыта.

 

 

2.3 Проблемные аспекты развития системы государственной службы

 

Процесс развития системы  государственной службы характеризуется не только положительной динамикой, но и наличием определенных проблем объективного характера. Таковыми могут считаться:

  • проблемы демократизации системы государственной службы и  взаимодействия с институтами гражданского общества;
  • проблемы ответственности государственных служащих и борьбы с коррупцией в государственных органах;
  • проблемы стабилизации и дальнейшей оптимизации государственного аппарата;
  • недостаточная технологизация процесса оказания государственных услуг.

Первое. Проблемы демократизации системы государственной службы и взаимодействия с институтами гражданского общества.

Необходимо отметить, что уполномоченным органом принимались  определенные шаги по демократизации функционирования государственной  службы. По инициативе государственных служащих было образовано республиканское общественное объединение «Ассоциация содействия государственной службе Казахстана».

Данный институт гражданского общества был нацелен на установление конструктивного диалога между  населением и государственными органами, осуществление общественного мониторинга и оценки исполнения законодательства касающегося государственной службы, а также для реализации мер по предупреждению коррупции. В тоже время, нельзя сказать что, деятельность данной Ассоциации носила системный характер, что выразилось в отсутствии существенных практических результатов.

Несмотря на положительные  сдвиги на данном направлении следует  признать, что система государственной  службы еще не полностью соответствует  мировым стандартам.

Во-первых, перед системой государственной службы сохранилась  задача усиления гласности при осуществлении  должностных полномочий, транспарентности и подконтрольности профессиональной деятельности государственных служащих структурам гражданского общества.

Во-вторых, должна быть продолжена работа по передаче части государственных  функций частному сектору в конкурентную среду путем расширения реализации через сети НПО государственного социального заказа. Тем самым, будет  углубляться и расширятся взаимодействие государства и гражданского общества посредством передачи несвойственных государству функций в гражданский сектор.

Второе. Проблемы усиления ответственности государственных  служащих и борьбы с коррупцией в  государственных органах.

Меры по повышению  ответственности и борьбе с коррупцией в государственных органах принимались на протяжении всего периода становления системы государственного управления. Однако данные меры, зачастую, носили эпизодический характер, и в практическом плане их результативность оставалась на низком уровне.

В рамках проведения антикоррупционной  политики был принят ряд профилактических мер.

Одним из механизмов предупреждении коррупции стало внедрение института  ротации политических государственных  служащих, поскольку была выявлена негативная тенденция сращивания высших должностных лиц с представителями финансово-промышленных групп или организованной преступности. Ротация политических государственных служащих способствует существенному сокращению и воспрепятствованию установления прочных связей должностных лиц с криминальными элементами и бизнес-структурами.

Разработаны и утверждены Кодекс чести государственных служащих и Книга контроля этики государственных  служащих. Прежде всего, эти меры были направлены на повышение нравственности и моральной ответственности государственных служащих. Однако в практической реализации нельзя сказать, что принятые меры позволили повысить требовательность государственных служащих к себе и  определенно повлиять на усиление качества и результативности их деятельности.

Практически, во всех государственных  органах ввели телефоны доверия, которые позволили гражданам  сообщать о фактах или попытках неправомерных  действий государственных служащих. Тем не менее, не наблюдалось резкого  повышения активности граждан по поводу злоупотребления служебными полномочиями государственных служащих. Это связано, прежде всего, с малой информированностью населения о наличии подобных телефонов доверия, пассивностью самих граждан и их неверием в эффективность данных мер.

Приняты меры по дальнейшему совершенствованию структуры и деятельности дисциплинарных советов и комиссий. В частности, переподчинение дисциплинарных советов от областных акимов к Центральному аппарату Агентства по делам государственной службы повысило уровень объективности дисциплинарных советов.

Вместе с тем, как  показала практика, обозначилась проблема снижения качества проверок дисциплинарных советов в связи с требованием  увеличения их количества.

В тоже время, сохранилось  воздействие отрицательных факторов, которые создавали благоприятные условия для распространения коррупции по всей вертикали государственной власти. К таковым относятся:

  • наличие противоречия в законодательных нормах;
  • усложнение административных процедур;
  • низкий уровень заработной платы и социальной защищенности государственных служащих;
  • отсутствие действенной системы гражданского контроля.

Третье. Проблемы стабилизации и дальнейшей оптимизации государственного аппарата.

Динамичные социально-экономические  и общественно-политические процессы требовали новых государственных механизмов и институтов управления, соответствующих новым реалиям и стратегическим целям и задачам развития страны. Вследствие чего процессы реорганизации, ликвидации и учреждения новых государственных структур стали неотъемлемой частью эволюции системы государственного управления.

В тоже время, реорганизации, расформирование и образование  новых государственных органов  отрицательно сказывались на межведомственной координации, что в какой-то степени  дезорганизовывало систему государственного управления в целом.

Оптимизация государственного аппарата проводилась по принципу нахождения оптимального соотношения объема возложенных  задач и возможности оперативного и эффективного их решения.

Перекосы в вопросах оптимального соответствия ответственности и полномочий государственных служащих привели к неэффективному функционированию и системы государственного управления.

Вместе с тем, поскольку  государственный аппарат остается громоздким, возрастает потребность  в дальнейшей его оптимизации, что  приведет к реорганизациям действующих структур, ликвидации неэффективных и/или неактуальных ведомств, и созданию новых более адекватных к требованиям времени государственных органов. В связи с чем следует разработать механизмы перманентного межведомственного взаимодействия.

Четвертое. Недостаточная  технологизация процесса оказания государственных  услуг.

Медленными темпами  идет процесс внедрения автоматизированной системы «электронное Правительство», что обуславливается недостаточным  оснащением информационно-коммуникационной инфраструктурой центральных государственных органов. На местах процесс автоматизации оказания государственных услуг населению затягивается еще больше, поскольку сказывается нехватка квалифицированных специалистов на местных уровнях, недоступность информационных технологий для большинства населения и технологическая неразвитость компьютерных сетей в местных органах власти.

Информация о работе Государственная служба в Республике Казахстан