Информация как экономический и социальный ресурс предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение информации как экономического и социального ресурса организации на примере УПРР
(УПРАВЛЕНИЕ ПОИСКОВО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ) структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Раскрыть понятие, содержание и виды информации;
2. Рассмотреть значение информации в социально-экономической деятельности предприятия в современных условиях;
3. Дать социально-экономическую характеристику УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»;
4. Провести анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации;
5. Предложить направления повышения эффективности информационного обеспечения УПРР ОАО «Сургутнефтегаз».
Предметом исследования выступают социальные и экономические ресурсы предприятия.
Объектом исследования информация как социальный и экономический ресурс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие информации и ее роль в социальном и экономическом развитии организации……………5
1.1. Понятие, содержание и виды информации………………………………5
1.2. Значение информации в социально-экономической деятельности предприятия в современных условиях………………10
Глава 2. Анализ информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»………….........15
2.1. Социально-экономическая характеристика ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………………15
2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…25
2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...32
ГЛАВА 3. Направления повышения эффективности информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………42
3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения………………………………………………42
3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая новая.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                      Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: «Информация как экономический и социальный ресурс предприятия»

 

 

 

 

Автор курсовой работы:

Самсонова Анна Николаевна

Группа 7152

Научный руководитель:

Селивёрстова Марина Владимировна

 

 

 

                                          Сургут - 2011

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1. Понятие информации и ее роль в социальном       и экономическом развитии организации………………………

 

5

     1.1. Понятие, содержание и виды информации………………………………….

5

     1.2. Значение информации в социально-экономической          деятельности предприятия в современных условиях………………………….

 

10

Глава 2. Анализ информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»…………....................

 

15

     2.1. Социально-экономическая характеристика

ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………………….

 

15

     2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…

25

     2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...

 

32

ГЛАВА 3. Направления повышения эффективности информационного обеспечения деятельности УПРР

ОАО «Сургутнефтегаз»……………………………………………………

 

 

42

     3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения…………………………………………………….

 

42

     3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………..

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

53


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современном мире любая организация представляет собой целостную производственно-хозяйственную единицу, которая может быть представлена составляющими её функциональными сферами – экономической и социальной, каждая из которых является совокупностью взаимосвязанных элементов, предназначенных для достижения определенной цели.

Социально-экономическую систему предприятия рассматривают как постоянно развивающийся комплекс человеческих отношений, связанных с распределением ограниченных ресурсов в целях удовлетворения личных и общественных потребностей. В широком смысле данную категорию можно определить как систему социальных и экономических отношений по поводу производства, обмена, распределения и перераспределения и, в конечном счете, потребления социальных и материальных благ.

Совокупность процессов, отношений и условий, функционирующих во внутренней среде предприятия, представляет собой внутреннюю сферу фирмы, которая формируется совокупностью структурных подразделений организации и работающих там людей, технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями межу ними, а влияющие на неё со стороны внешней организационной среды образуют внешнюю сферу предприятия. В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая информационные ресурсы данной организации.

Целью настоящей курсовой работы является изучение информации как экономического и социального ресурса организации на примере УПРР

(УПРАВЛЕНИЕ ПОИСКОВО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ) структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:

1.      Раскрыть понятие, содержание и виды информации;

2.      Рассмотреть значение информации в социально-экономической          деятельности предприятия в современных условиях;

3.      Дать социально-экономическую характеристику УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»;

4.      Провести анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации;

5.      Предложить направления повышения эффективности информационного обеспечения УПРР ОАО «Сургутнефтегаз».

Предметом исследования выступают социальные и экономические ресурсы предприятия.

Объектом исследования информация как социальный и экономический ресурс.

Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, таких как Вильямс Дж.Д., Герчикова И.Н., Стенсфилд Р., Фатхутдинов Р.А., Эддоус М. и других, а также материалы российских периодических изданий, таких как «Менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Экономика и Управление», «Эксперт» и других, а также материалы сети Интернет.

Информационную базу исследования составила бухгалтерская, финансовая, статистическая, маркетинговая и кадровая отчетность УВСИНГ ОАО «Сургутнефтегаз» за 2009-2010 гг., а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, в области государственного регулирования деятельности предприятия нефтегазового комплекса, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, а также локальные нормативные акты предприятия.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Понятие информации и ее роль в социальном       и экономическом развитии организации

 

1.1. Понятие, содержание и виды информации

 

Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: [6]

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: [6]

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Менеджмент обеспечивается огромным объемом информации, размер которой постоянно увеличивается. Например, в сфере управления крупного предприятия обращается несколько десятков тысяч показателей, несколько миллионов материальных и трудовых нормативов, а в ходе производства создаются тысячи документов, над которыми выполняются различные операции, преобразования. Для упрощения работы с информацией важна ее классификация.

Управленческую информацию различные специалисты классифицируют по различным признакам. Согласно Г. А. Титоренко она различается (рис.1.1):

 

Рис.1.1. Классификация информации согласно Г. А. Титоренко [19, с.185]

      по источникам возникновения: первичная и производная (промежуточная, командная, отчетная);

      по способу фиксации: устная и документированная;

      по способу выражения: цифровая и алфавитная;

      по характеру фиксации данных: фиксируемая и не фиксируемая;

      по направлению движения: входящая и исходящая;

      по стабильности: переменная и условно-постоянная (прейскуранты цен, нормативы);

      по функциям управления;

      по принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная.

Некоторые авторы придерживаются иной точки зрения. Так, например, А. Кузьмин и О. Мельник, всё-таки не противореча вышеизложенной классификации, предлагают несколько иной подход. Они различают информацию: (рис.1.2) [19, с.189]

      по полноте: полная, частичная, излишняя;

      по периоду действия: разовая, периодическая, долгосрочная;

      по содержанию: планово-экономическая, финансовая, отчётная, бухгалтерская, технологическая, справочная, административная и т. д.

      по уровню достоверности: достоверная и недостоверная.

Рис.1.2. Классификация информации согласно А. Кузьмин и О. Мельник

Кроме того, классифицируя информацию, необходимо рассмотреть следующие понятия.

Релевантная информация, согласно М. Х. Мескону, [27, с.151] – данные, отбираемые под конкретную задачу, лицо, цель и период времени. Иными словами – это информация, необходимая для решения конкретной задачи. Релевантная информация имеет исключительно важное значение в процессе управления. Именно поэтому значительная часть управленческой деятельности направлена именно на выделение релевантной информации из общего потока данных. Слухи – информация, передаваемая по неформальным каналам сообщения. Шум – фактор или совокупность факторов, искажающих информацию.

Подводя небольшой итог, необходимо подчеркнуть то, что важно различать информацию и данные.

Информацией мы называем данные, преобразованные в форму, которая является значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму, которую люди могут понимать и использовать.

Менеджерская информация должна обеспечивать наблюдение за ходом производства, за реализацией продукции, за услугами, маркетингом и финансовой деятельностью, прогнозирование, стратегическое и календарное планирование, принятие различного рода управленческих решений, а также контроль людских, материальных и денежных ресурсов для корректировки решений, своевременной подготовки использования резервов в случае необходимости.

Основным требованием к информации является то, чтобы она при минимальном объеме достаточно полно характеризовала состояние контролируемых системой управления предприятия всех видов процессов.

Кроме этого к ней предъявляются следующие требования [33,с.190]:

      Обеспечивать устойчивость производственно-экономической системы при заданных стратегических и оперативных решениях.

Информация о работе Информация как экономический и социальный ресурс предприятия