Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение информации как экономического и социального ресурса организации на примере УПРР
(УПРАВЛЕНИЕ ПОИСКОВО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ) структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:
1. Раскрыть понятие, содержание и виды информации;
2. Рассмотреть значение информации в социально-экономической деятельности предприятия в современных условиях;
3. Дать социально-экономическую характеристику УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»;
4. Провести анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации;
5. Предложить направления повышения эффективности информационного обеспечения УПРР ОАО «Сургутнефтегаз».
Предметом исследования выступают социальные и экономические ресурсы предприятия.
Объектом исследования информация как социальный и экономический ресурс.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие информации и ее роль в социальном и экономическом развитии организации……………5
1.1. Понятие, содержание и виды информации………………………………5
1.2. Значение информации в социально-экономической деятельности предприятия в современных условиях………………10
Глава 2. Анализ информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»………….........15
2.1. Социально-экономическая характеристика ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………………15
2.2. Анализ эффективности деятельности структурного подразделения…25
2.3. Анализ движения информационных потоков УПРР ОАО «Сургутнефтегаз» и их значения в деятельности организации………...32
ГЛАВА 3. Направления повышения эффективности информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»………………………………………………42
3.1. Автоматизация информационного обеспечения деятельности структурного подразделения………………………………………………42
3.2. Создание информационно-аналитического отдела в УПРР …………44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………53
Обеспечивать работу производственной системы в условиях неопределенности окружающей среды.
Создавать возможность сочетать подцели системы управления для наиболее эффективного выполнения главной цели функционирования предприятия.
Обеспечивать прогнозы и подготовку к возможным изменениям производственной системы.
Обеспечивать адаптацию предприятия к окружающей среде.
Обеспечивать разумное поведение системы управления предприятием для организационных изменений в системе управления при существенных изменениях ситуации в окружающей среде.
Обеспечить своевременную оценку окружающей среды для создания условий эффективного функционирования предприятия.
Источник информации – это элемент информационной системы, способный распознавать состояние управляемого объекта и в меньшей среде и вырабатывать сообщения, однозначно описывающие эти состояния [33.,191]. Источником информации может быть человек или технические средства.
Основной характеристикой источника информации является так называемый поток информации, определяемый как количество информации, вырабатываемой источником в единицу времени. Например, количеством символов в единицу времени.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: [6]
1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных Федеральным законом;
2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;
3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-
Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями: [6]
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;
2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.
1.2. Значение информации в социально-экономической деятельности предприятия в современных условиях
Объем и периодичность сбора информации для каждого предприятия определяется его спецификой и конкретной ситуацией.
Эффективный сбор информации должен опираться на научный подход, обеспечивающий объективность и точность результата, быть систематическим, вовлекать в свою орбиту различные источники и сопровождаться анализом. И, прежде всего, необходимо четко определить интересуемый объект; источник, сроки и порядок получения данных о нем; нужный объем; методы сбора; ориентировочные затраты. [23, с.140]
Особое внимание следует уделить устной информации. Для получения оперативной информации руководители часто применяют практику устных докладов.
Психологи указывают, что человек воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Это зависит от множества причин субъективного характера.
Слушая человека, следует внимательно наблюдать за его поведением - жестами, мимикой, позой, взглядом, его одеждой и обувью, манерами и другими формами внешнего выражения индивидуальности.
Кроме официальных устных докладов, менеджеры могут получать и воспринимать информацию в ходе деловых бесед: при приеме сотрудника на работу или его увольнении, в ходе встреч с партнерами и клиентами, консультаций или общения с сотрудниками.
В практической работе менеджеры часто сталкиваются и с таким явлением, как слухи и дезинформация. [26, с.203]
Слухи возникают и распространяются весьма быстро вследствие недостатка или несвоевременности получения официальной информации. Таким образом, люди стремятся объяснить себе и окружающим ситуацию, высказывают догадки и выдвигают версии. Затем эти догадки обрастают несуществующими подробностями, передаются от одного человека к другому, порождают беспорядки и недовольство. Чтобы пресечь слухи, руководители должны выступать с разъяснениями, информировать работников о действительном состоянии дел, опровергать неверную информацию.
Дезинформация возникает, как правило, сознательно и целенаправленно. Ею пользуются в конкурентной борьбе для того, чтобы скрыть настоящее положение дел на предприятии. Дезинформация может побудить руководителей к действиям, выгодным фирме-конкуренту, и нанести экономический и моральный урон. Поэтому, получив информацию из источников, не вызывающих доверия, важно ее проверить.
К дезинформации прибегают обычно недобросовестные сотрудники, которые стремятся к моральному разложению коллектива, падению дисциплины и порядка на предприятии. Бороться с дезинформацией можно только разъяснительной работой и устранением источника, порождающего ее. Работники, довольные своей работой и положением дел, не поддаются на слухи, домыслы и дезинформацию. [23, с.207]
Таким образом, источники информации сегодня настолько многочисленны, а сама она так разнопланова, что определенная ее часть может быть не вполне достоверной и поэтому должна многократно перепроверяться.
Поэтому в крупных организациях, акционерных обществах, предприятиях создаются специальные структурные подразделения - информационные службы, занимающиеся ее планированием, сбором, обработкой, анализом, оценкой, составлением рекомендаций для руководства, а также созданием баз стратегических данных. Информационные службы чаще всего включают в себя отделы научно-технической информации, технические архивы и другие отделы. Они пропускают через себя основные потоки информации, поступающей на предприятие, проводят ее первичную обработку и трансформируют ее до остальных подразделений предприятия. [29, с.107]
В современных условиях используемая надлежащим образом информация может стать решающим фактором успеха любого предприятия. Информация и основанная на ней координация всех направлений деятельности отдельных подразделений организации помогает связывать их в одно целое во имя общей цели, принимать рациональные и адекватные данной ситуации управленческие решения и обеспечивает включение организации в изменяющуюся внешнюю среду посредством коммуникаций. С развитием, стратегического управления и информационной экономики роль информации в современном обществе постоянно растёт: она становится не только базой для принятия решений на предприятии, но и основным средством управленческого воздействия на работу персонала, мотивации деятельности людей. [32, с.192]
Однако информация является специфическим ресурсом организации, поскольку она непрерывно используется для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования всех других ресурсов. Например, в результате маркетинговых исследований, осуществляемых на базе информации, принимается решение о типах и марках выпускаемой продукции, для реализации которого используются материальные и энергетические ресурсы фирмы. В результате общения руководства предприятия с рабочими, с учётом высказанных ими замечаний, принимаются решения о совершенствовании технологий, экономии энергетических и сырьевых ресурсов и улучшении качества продукции. Используя информацию о скорости и объёме реализации продукции, руководство принимает решения о том, насколько успешно действует компания на пути достижения желаемых результатов и какие организационные и технологические изменения следует внести в производственную и сбытовую деятельность. Тем самым информация, будучи не расходуемым, а постоянно наращиваемым и приумножаемым ресурсом организации, превращается в неисчерпаемый стратегический ресурс экономического развития любой страны и выживания каждой отдельной организации. [32, с.195]
В результате постепенно в сознании людей происходит расширение представлений об информации как стратегическом ресурсе и о возможностях её использования не только как базы для принятия управленческих решений по изменению деятельности организаций и стратегий их поведения на рынке. Информация начинает практически осваиваться как средство воздействия на деятельность персонала внутри организации и его взаимодействия с персоналом других фирм и с потребителями, т. е. служить средством воздействия на повышение мотивированное деятельности и изменение поведения на рынке в благоприятном для фирмы направлении.
Для обеспечения жизнедеятельности каждая организация должна осуществлять три основных процесса: получение сырья или ресурсов из внешнего окружения; изготовление продукта; передача продукта во внешнюю среду (рис.1.3):
Рис.1.3 Основные процессы, протекающие в организации [24, с.124]
Все три процесса являются жизненно важными для организации, и если хотя бы один из процессов прекращается, организация не может существовать. Информация играет важную роль в поддержании баланса между этими тремя процессами, а приведение в движение потенциала и мобилизация материально-технических и финансовых ресурсов организации осуществляется с помощью менеджмента и маркетинга как способов управления использованием информации, поскольку последняя является важным стратегическим ресурсом в осуществлении управления деятельностью всей организации.
Таким образом, во внутриорганизационной жизни информационное управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения поставленных целей путём коммуникационных процессов внутри организации, а менеджмент и маркетинг формируют и изменяют, когда это необходимо, социальную и производственную структуру организации, регулируют внутрифирменные процессы и осуществляют управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Глава 2. Анализ информационного обеспечения деятельности УПРР ОАО «Сургутнефтегаз»
2.1. Социально-экономическая характеристика УПРР
ОАО «Сургутнефтегаз»
Управление поисково-разведочных работ было создано в мае 1995 года на основании приказа ОАО «Сургутнефтегаз» №291 от 10 апреля 1995 года, на правах структурной единицы с местонахождением в городе Сургуте.
Главной задачей УПРР является выполнение объемов по поисково-разведочному бурению и испытанию скважин с целью поиска и разведки нефти и газа, открытия новых залежей и подготовка их к разработке для обеспечения воспроизводства сырьевой базы ОАО «Сургутнефтегаз».
Основными видами деятельности УПРР являются:
- производство работ по глубокому поисково-разведочному и эксплуатационному бурению скважин и испытанию поисково-разведочных скважин;
- юридический отвод земель;
- маркшейдерские работы;
- комплексное обслуживание буровых установок;
- обеспечение выполнения плана по разведке и поиску нефтяных и газовых месторождений;
- организация работ по предупреждению и ликвидации аварий при проведении буровых работ;
- обеспечение внедрения прогрессивных методов разведки и поиска нефтяных и газовых месторождений.
Структура УПРР состоит из аппарата управления, двух Комплексных экспедиций глубокого разведочного бурения, в которые входят 19 бригад бурения и 10 бригад испытания, и службы по организации автомобильных и авиационных перевозок.
В каждую экспедицию входят: БПО с участками; РИТС бурения; РИТС испытания; Участок пусконаладочных работ.
В структуру УПРР входит также вертодром с нахождением в городе Лянторе, который обслуживает весь комплекс работ по строительству скважин, включая подрядные предприятия, участвующие в цикле строительства скважин. Организационная структура аппарата управления состоит из: начальника управления, главного инженера, главного геолога, заместителей начальника по направлениям деятельности (рисунок 2.1).
Рис.2.1. Организационная структура УПРР
Начальник УППР:
Заключает от имени общества хозяйственные договоры с другими субъектами гражданского оборота, только в пределах предоставленных полномочий;
Получает от ОАО «Сургутнефтегаз» всю необходимую информацию и данные, необходимые для выполнения своих функций и обязанностей;
Принимает участие в осуществлении контроля за соблюдением требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», иных федеральных законов и нормативно-правовых актов;
Информация о работе Информация как экономический и социальный ресурс предприятия