Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является описать механизм внедрения современных кадровых технологий на предприятии ООО «Инна Тур».
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. охарактеризовать современные направления исследований в области управления персоналом;
2. ввести понятие кадровой технологии, описать и классифицировать кадровые технологии;
Из табл. 1.1 видно, что по мере развития теории становятся все более гуманными. Рассмотрим более подробно современные теории человеческих ресурсов.
1.2 Современные направления управления персоналом. Понятие и цели системы управления персоналом
Долгое время происходил количественный рост поведенческой школы, пока в 1960 г. не осуществился и качественный скачок. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Дугласа Макгрегора.
Д. Макгрегор проанализировал
Все эти факторы, которые зависят
от руководителя, в той иной мере
влияют на работающего и определяют
качество и интенсивность его
труда. Д. Макгрегор сформулировал,
что на основе этих факторов возможно
применить два различных
Базовые посылки теории «X» и теории «Y» по вопросу поведения человека можно представить следующим образом:
Теория «X»
Теория «Y»
Как можно заметить, теория «X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным параметрам.
Теория «Y» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение coдержания работы.
В чистом виде теории «X» и «Y» являются взаимоисключающими и диаметрально противоположными. Были попытки усовершенствовать теории «X» и «Y». Был предложен так называемый «laisser — faire»— стиль анархического типа. В теории «X» ответственность и контроль находятся на верхнем уровне управления, в теории «Y» — делегированы вниз. Теория «laisser — faire» предусматривает спонтанное распределение ответственности по уровням управления, при этом считается, что ответственность сама распределится наиболее целесообразным, с точки зрения управления, образом. Между тем еще в конце прошлого века выдающийся философ С. М. Соловьев предсказал несостоятельность структур анархического типа. Система «laisser — faire» оказалась нежизнеспособной.
На этом фоне Уильям Оучи предложил свое понимание рассматриваемого вопроса, получившее название теории «Z» и теории «А», чему в немалой степени способствовали отличия в управлении соответственно в японской и американской экономиках.
Оучи отмечает непропорциональное внимание к технологии в ущерб человеческому фактору (это было присуще США). Новая корректирующая теория «Z» базировалась на принципах доверия, пожизненного найма, и групповом методе принятия решения, что даёт еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
В целом японский (тип «Z») и американский (тип «А») подходы разнонаправлены:
Таблица 1.2 Сравнение японского и американского подходы к управлению персоналом
Подход |
Тип «А» Американские организации |
Тип «Z» Японские организации |
«Человеческий капитал» |
Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка. |
Большие вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка. |
«Трудовой рынок» |
На первом месте — внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения |
На первом месте — внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения |
«Преданность организации» |
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные рабочие задания |
Подразумеваемые контракты. Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе |
Сравнивая предложенные и рекомендованные У. Оучи теории «Z» и «А», можно видеть, что управление развилось большей частью в сторону идей, заложенных в теории «Y», т. е. демократического стиля управления.
Современная практика отдает предпочтение теориям «Y» и «Z». Теории «X» и «Y» и далее теории «А» и «Z» также можно назвать мягким и жестким стилями в управлении.
Жесткий стиль: лидер наделен большой властью, располагает неформальной поддержкой подчиненных, задачи группы предельно ясны, и она только ожидает указаний.
Мягкий стиль: коллектив единомышленников, решающих принципиально новую проблему. Здесь задачи не вполне определены, лидера могут и не все поддержать, целесообразно поощрять развитие дискуссий.
Таким образом, теория и практика управления
персоналом являлись основой управления
как науки. В настоящее время
научное направление «
Без управления людьми не может существовать ни одна организация. Без квалифицированных кадров она не сможет достичь своих целей. Не оспорим тот факт, что доходы любой организации в первую очередь зависят от того, насколько профессионально работают в ней специалисты.
Персонал как объект управления имеет собственные свойства (организационно-структурные, психологические и др.), требующие умелого учета в практической работе.
Управление персоналом направлено на достижение эффективной деятельности организации и справедливости взаимоотношений между работниками. Гибкая организация труда, самоорганизация работника и групп трудящихся, их сознательное становится отправной точкой создания систем управления человеческими ресурсами.
В таблице 1.3 представлены основные элементы системы управления персоналом. В ней также приводится сравнительная характеристика различных подходов к управлению персоналом.
Таблица 1.3 Структура основных элементов, формирующих систему управления персоналом
Содержание элементов системы управления персоналом |
Классический подход к управлению персоналом |
Современный подход к управлению персоналом |
Ресурсы фирмы |
Физический и денежный капитал |
Физический и денежный капитал Человеческие ресурсы |
Расходы на персонал |
Прямые затраты |
Долгосрочные инвестиции |
Привлечение персонала на фирму |
Денежный стимул |
Активный поиск Реклама Социальные льготы |
Расходы на обучение |
Минимальные |
Определяются по принципу «затраты - выгода» |
Формы обучения |
На рабочем месте |
Вне фирмы, включая общее образование |
Социальная инфраструктура |
Отсутствует |
Формируются отдельные компоненты по принципу «затраты - выгода» |
Стиль руководства |
Авторитарный |
Определяется ситуацией |
Организация труда |
Индивидуальная |
Индивидуальная Групповая |
Регламентация исполнителя |
Жёсткая |
Разная степень свободы в |
Мотивация к труду |
Индивидуальная |
Сочетание морально- экономических стимулов, использование различных мотивов деятельности |
Горизонты (сроки) планирования |
Краткосрочный |
Период жизненного цикла человеческих ресурсов |
Функции кадровых служб |
Преимущественно учетные |
Преимущественно аналитические и организационные |
Сравнивая классический и современный
подход к управлению персоналом, основные
принципы которых изложены в таблице
3 видим, что в современном управлении
произошло смещение акцента с
административно-
Такая смена ориентиров в управлении
персоналом имела длительную предшествующую
эволюцию общего менеджмента организации.
Одна из первых концепций управления
персоналом базируется на постулатах
«школы научного управления», в которых
один из главных принципов - минимизация
вложений в наёмную силу. В 70-х
годах появилась концепция «
Применение концепции «
Действия технической системы предсказуемы и контролируемы, так как представляют собой реакцию объекта управления на полученную от органа управления команду.
Социальная (личностная, человеческая) подсистема связана с поступками и реакциями людей на команды управления, которые не могут быть однозначными и предсказуемыми. Эффективность действия данной подсистемы изначально связана с подбором кадров, т.е. кадровой политикой.
Управление человеческими
Рисунок 1.1. Схема основных процессов работы с персоналом
По своему содержанию организационная
и социально-экономическая
Каждое из перечисленных направлений входит в функциональные обязанности конкретных органов управления, но координирует и направляет их работу служба по управлению персоналом.
Глобальная цель управления персоналом, как считает Н.П. Беляцкий, состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свои трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению общей цели, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства.
Среди целей, сформированных по факторному признаку, следует выделить целевое обеспечение общих функций управления, которые действуют на всех уровнях управления:
Система целей для управления персоналом рассматривается двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворение которых они в праве требовать у администрации. С другой стороны, система должна определить: какие цели ставит перед собой администрация по использованию персонала и какие для этого необходимо создать условия. Эти цели не должны быть противоречивыми.