Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:45, курсовая работа
Проблемы рациональной организации труда персонала всегда являлись предметом изучения науки и ежедневной практической деятельности специалистов предприятий, организаций и фирм. Организация труда пер-сонала, как наука, изучает формы разделения и кооперации труда, приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест, условия, ре-жимы труда и отдыха, нормирование труда и другие формы и методы, обеспечивающие рациональное использование рабочей силы с целью дос-тижения полезного эффекта трудовой деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты организации труда персонала торговых предприятий……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и экономические значения организации труда…………………...6
1.2 Методы исследования организации труда персонала торговых предприятий……………………………………………………………………...10
1.3 Российский и зарубежный опыт организации труда……………………...15
2. Исследование особенностей организации труда персонала ОАО « Милка» в зависимости от установленного режима работы…………………………….21
2.1 Общая характеристика ОАО «Милка»……………………………………..21
2.2 Анализ численности состава персонала……………………………………25
2.3 Общая характеристика организации труда персонала ОАО «Милка»…..............................................................................................................30
2.4 Исследование организации труда персонала ОАО «Милка» в зависимости от установленного режима работы……………………………………………..35
2.4.1 Анализ режима труда и отдыха на предприятии………………………..35
2.4.2 Влияние режима труда и отдыха на организацию труда персонала ОАО «Милка.»………………………………………………………………………….41
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию организации труда персонала ОАО «Милка»………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………………49
Приложение………………………………………………………………………53
Во вторую смену наблюдалась утомляемость средней степени, сопровождающаяся большой потливостью, нарушением координации движений к концу смены, болью в мышцах и жалобами на усталость. Объем выполненных работ не значительно отличался от объема, выполненного в 1 смену.
К концу 3 смены было отмечено переутомление, которое сопровождалась резкой потливостью, нарушением координации движений, дрожанием конечностей, жалобами на головокружение, шумом в ушах, головной болью и тошнотой. Объем работ же уменьшился в двое, по сравнению с объемом выполненных работ во 2 смену.
Отобразим динамику работоспособности человека в зависимости от рабочей смены на рисунке 6.
Рисунок 6 – динамика работоспособности человека на протяжении
cуток
Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3–4 часов ночи.
При работе в ночную смену этот неблагоприятный промежуток приходиться как раз на середину рабочей смены.
А связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. Таким образом можно отметить, что организм человека получает большую нагрузку при работе в ночное время, и как было отмечено ранее, работа в ночное время превышает норму на 1 час, что также не благоприятно сказывается на организме работающего.
При работе в ночную смену этот неблагоприятный промежуток приходиться как раз на середину рабочей смены.
При пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями характер работоспособности сохраняется, однако, в связи с двухдневным перерывом может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатываемости в начале недели может быть более значительным.
Вывод: в ходе исследования были выявлены следующие проблемы, негативно влияющие как на работников, так и на производительность труда.
1. порядок чередования смен, не соответствует суточному ритму природных процессов. (утро, вечер, ночь.)
2. не учитывается физиологические закономерности работоспособности человека в различное время суток.
3. продолжительность ночной смены превышает норму на 1 час;
4. отсутствуют регламентированные паузы;
5. продолжительность обеденного перерыва не соответствует норме.
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию организации труда персонала ОАО «Милка»
Необходимость чередования труда и отдыха в течение различных временных отрезков, имеет физиологическое обоснование. Трудовая деятельность человека связана с расходованием физической и нервной энергии, которое приводит к изменениям в организме человека. До определенного периода времени, эти затраты не приводят к необратимым изменениям в организме, который восстанавливает первоначальное состояние в период кратковременного отдыха. Если же эти пределы нарушаются, накапливаемое утомление и постоянное влияние вредных факторов на организм приводят к нарушениям его функций и профессиональным заболеваниям.
В ходе исследования были разработаны следующие рекомендации и предложения по улучшению организации труда персонала на предприятии ОАО «Милка» :
- Для сокращения периода врабатываемости необходима хорошая организация рабочего места и его обслуживания. Рекомендуется вводная гимнастика и функциональная музыка, быстрее повышающие настроение и физиологические функции работника до оптимального рабочего уровня.
- рациональное чередование работы и отдыха, как одно из средств предупреждения утомления должно проводиться на всех работах;
- при совершенствовании режимов работы и отдыха требуется учитывать воздействий условий труда на организм человека, его работоспособность;
- регламентированный отдых эффективнее, чем беспорядочные перерывы в работе, устанавливаемые по усмотрению работающих. Случайные простои из-за недостатков в организации труда и производства не могут считаться полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции;
- содержание отдыха и его продолжительность должны быть подчинены одной цели - максимальному снижению утомления и обеспечению высокой и устойчивой работоспособности на протяжении рабочего дня (смены).
- Чередование смен по возможности, целесообразно осуществлять в соответствии с суточным ритмом природных процессов: утро - вечер - ночь.
- В зависимости от тяжести труда перерывы могут составлять 5-10% рабочего времени, то есть достаточно нормируемого времени на отдых и личные надобности,
- перерыв на обед целесообразно устанавливать в середине рабочего дня или с отклонением в пределах плюс - минус 30 мин. Продолжительность перерыва должна составлять 0,5 - 1 ч,
- Для снятия нервного напряжения хорошо зарекомендовали себя «комнаты психологической разгрузки» Общая продолжительность сеанса «психологической разгрузки» не должна превышать 18-20 мин, чтобы не нарушить рабочий динамический стереотип и не де автоматизировать систему трудовых рефлексов.
- более длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночной сменой или после нее;
Организация многосменной работы требует соблюдения следующих шести условий:
- равенство объема продукции и постоянство работающего состава по сменам;
- одинаковый уровень планирования, технического руководства и обслуживания во всех сменах;
- четкое разграничение ответственности работающих в разных сменах за соблюдение технологического процесса, сохранность предметов и средств труда, а также продукции;
- точный учет выработки смен, участков и отдельных рабочих;
правильно организованная сдача и приемка смен.
Заключение
Данная работа позволяет сделать следующие выводы:
- Внутрисменный режим труда и отдыха – это порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Основой для разработки любого внутрисменного режима труда и отдыха является динамика работоспособности.
- Обеденный перерыв связан с естественной необходимостью организма в отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи, он предотвращает или уменьшает снижение работоспособности, отмечающееся в середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за первую половину смены.
- Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления.
Основные принципы построения режимов труда и отдыха на предприятии:
- удовлетворение потребности производства;
- обеспечение наибольшей работоспособности человека;
- сочетание общественных и личных интересов.
Основными фазами развития работоспособности человека являются:
- Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности.
- Фаза устойчивой высокой работоспособности.
- Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности.
Проведенный анализ отчетливо показал, что на предприятии не соблюдаются режимы труда и отдыха работников. Основные недостатки, выявленные на предприятии:
- несоблюдение продолжительности ночной смены;
- отсутствие регламентированных пауз;
- большая шумовая нагрузка, не отвечающая требованиям.
Предложенные пути улучшения режимов труда позволили не только их улучшить, но и повысить производительность труда.
При выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
В заключение нужно отметить, что недостатки, присущие нормированию труда и отдыха на предприятии, во многом обусловлены несовершенством хозяйственного механизма. Внедрение рыночных отношений и повышение самостоятельности предприятий дало возможность применять им только те виды нормативов, которые способствуют росту и развитию производства, а не отвечают требованиям, предъявляемым к режимам труда и отдыха рабочих.
Предоставляя предприятиям полную самостоятельность в вопросах организации и нормирования труда, государство, в свою очередь, должно создавать благоприятные условия для ее проведения посредством правового, научно-методического и нормативного обеспечения, подготовкой кадров.
Список литературы
1. Абрютина, М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие [Текст] / М.С. Абрютина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - ISBN 918-5-5459-4426-1 – 452 с.
2. Багиев, Г.Л., Тарасевич, В.М., Анн, Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд. [Текст] / Под общ. ред. Г.Л. Багиева . - СПб.: Питер, 2006. - ISBN 338-5-3459-0392-1 - 736 с.
3. Барышева, А.В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом [Текст] / А.В. Барышева. – 2008. - №8. – С. 17.
4. Бланк, И.А. Управление торговым предприятием [Текст] / И.А. Бланк. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2009. - ISBN 227-2-6659-0376-3 – 396 с.
5. Бойдейл, Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей [Текст] / Т. Бойдейл. – М.: АО «ИНФРА – М» - АОЗТ «Премьер», 2008. - ISBN 445-6-1259-0386-6 – 437 с.
6. Булатов, А.С. Экономика [Текст] / А.С. Булатов. – М.: ИНФРА-М, 2009. - ISBN 444-4-5659-0376-9 – 450 с.
7. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. - ISBN 542-5-9452-0226-3 – 458 с.
8. Германова, Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник [Текст] / Л.Ю. Германова. – Мн.: БЭГУ, 2008. - ISBN 222-5-6459-1377-1 – 398 с.
9. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст).
10. Дашков, Л.П., Памбухчияец, В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: «Маркетинг», 2009. - ISBN 344-5-7659-4386-6 – 543 с.
11. Денисова, И.Н. Розничная торговля непродовольственными товарами [Текст] / И.Н. Денисова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – ISBN 554-5-6457-3356-1 – 387 с.
12. Елагин, Ю.А., Николаева, Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч.1. Розничная торговля: Учеб. пособие [Текст] / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. - ISBN 333-4-9159-0326-6 – 436 с.
13. Котлер, Ф., Келлер, К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. Пер. с англ. / Под науч. ред. С.Г. Жильцова [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с. - ISBN 978-5-8459-0376-1 – 649 с.
14. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов [Текст] / Л.И. Кравченко. – Мн.: Выш. шк., 2009. - ISBN 443-2-4559-7376-4 – 385 с.
15. Леви, М., Бартон, А. Основы розничной торговли [Текст] / М. Леви, А. Бартон. – М.:ИНФРА-М, 2008. - ISBN 336-5-9459-2276-2 – 458 с.
16. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст] / Е.В. Маслов. – М. ИНФРА – М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2010. - ISBN 653-1-9959-0376-6 – 379 с.
17. Маслова, Т.Д., Божук, С.Г., Ковалик, Л.Н. Маркетинг [Текст] / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2006. - ISBN 557-5-2459-0344-5 - 400 с.
18. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник [Текст] / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - ISBN 554-4-7759-4476-1 - 716 с.
19. Мелентьева, В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор [Текст] / В.Мелентьева. – 2009. - №9. – С. 24.
20. Николаева, Т.И. Технология и коммерческая деятельность: Учеб. пособие [Текст] / Т.И. Николаева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. - ISBN 532-5-6639-8376-1 – 428 с.
21. Денисов, В., Филиппов, А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях [Текст] / В. Денисов, А. Филиппов // Кадры. – 1999. – № 11. – С. 16-17.