Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….4
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований…………………4
1.2 Содержание и направления рыночных исследований……………………...9
1.3 Общая характеристика процесса маркетингового исследования…………...15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………………24
2.1 Методы сбора первичных маркетинговых данных………………………….24
2.2 Методы сбора вторичных маркетинговых данных………………………….30
2.3 Определение объема выборки…………………………………………………36
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ……………………………………………………………………………….42 3.1. Исследование внутреннего потенциала предприятия………………………...42 3.2. Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви………………………….45
3.3. Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви………………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………56
1.3. Общая
характеристика процесса
Маркетинговое исследование – сложный, иерархически структурированный процесс, последовательно развертывающийся во времени. Существуют различные взгляды на структуру процесса маркетингового исследования. Так, например, в работах Ф.Котлера, Г.Д. Крыловой, И.К. Белявского, А.А. Бревнова несмотря на определенное сходство протекания процесса маркетингового исследования, есть небольшие отличия в процедурах, входящих в определенный этап. В моем исследовании представлена точка зрения Е.П. Голубкова, согласно которой процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
1. Определение проблемы и целей исследования.
1. Определение потребностей в проведении маркетинговых исследований.
2. Определение проблемы.
3. Формулирование
целей маркетинговых
2. Разработка плана исследований.
1. Выбор
методов проведения
2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.
3. Определение
методов сбора необходимых
4. Разработка форм для сбора данных.
5. Разработка
выборочного плана и
3. Реализация плана исследований.
1. Сбор данных.
2. Анализ данных.
4. Интерпретация полученных результатов и их доведение до производства
[10, с.105].
Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствует ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законом на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии [21, с.56].
В ряде случаев может не возникнуть потребность в проведении маркетинговых исследований. Возможны 4 такие ситуации:
1. Информация уже имеется в распоряжении;
2. Недостаток
времени для проведения
3. Отсутствуют необходимые ресурсы;
4. Затраты
превышают ценность результатов
маркетинговых исследований
[20, с.184].
Руководство
организацией осуществляя мониторинг
внешней среды, получает информацию
из множества источников – от акционеров,
которые могут выражать претензии к
низкому качеству продукции, от дилеров,
которые могут информировать, что организация
уступает позиции на рынке конкурентам
и т.д.
Однако, эта информация скорее всего касается
проблем – симптомов, а не базовых проблем.
Задачи исследователей как раз и является
выявление базовых проблем, которые лежат
в основе проблем симптомов [10, с.106].
Определение проблемы.
Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме.
Чтобы
избежать подобной ситуации, необходимо
исследовать все возможные
Необходимо знать, что включает определение проблемы:
1. выявление симптомов;
2. четкое
изложение возможных причин
3. выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем [18, с.85].
При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.
Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.
Формулирование проблем управления маркетингом осуществляется в очень сжатой форме (не более нескольких предложений) с учетом следующего: указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании; излагаются симптомы проблем; излагаются возможные причины этих симптомов; формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации.
Формулирование
проблем маркетинговых
В качестве
примера параметров исследования и их
определений можно назвать следующие:
«осведомленность», «отношение к продукту»
и т.д.
Примером взаимосвязи между различными
партнерами является цена и объем продаж.
Определение параметров и их взаимосвязей
приводит к созданию модели
[10, с.111].
Формулирование
целей маркетинговых
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые проблемы. Список целей, согласованных с менеджером, включает обычно несколько наименований [2, с.472].
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно деятельными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
При постановке
целей маркетинговых
Какая информация необходима для решения
данной проблемы?» Ответ на этот вопрос
определяет содержание целей исследования.
Таким образом, ключевым аспектом определения
целей исследования является выявление
специфических типов информации, полезные
менеджерам при решении проблем управления
маркетингом [10, с.118].
Выбор методов проведения маркетинговых исследований
Первой
задачей выбора методов проведения
маркетинговых исследований, что
является начальным этапом разработки
плана маркетинговых
Наиболее
широко используемыми методами проведения
маркетинговых исследований являются
методы анализа документов, методы
опроса потребителей
(всю совокупность которой с определенной
долей условностей можно назвать методами
социологических исследований), экспертной
оценки и экспериментальные методы [23,
с.201].
Главное
отличие методов
Другой
класс методов, используемых при
проведении маркетинговых исследований,
предоставляют экономико-
Определение типа требуемой информации и источников ее получения
Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Первичные
данные получаются в результате специально
проведенных для решения
Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований [21, с.107].
Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала; отчеты о командировках; обзоры жалоб и рекламаций потребителей, планы производства и НИОКР, деловая корреспонденция фирмы и др.
Внешними
источниками являются данные международных
организаций; законы, указы; постановления
государственных органов; выступления
государственных, политических и общественных
деятелей; данные официальной статистики,
периодической печати, результаты научных
исследователей и т.п.
[10, с.135].
К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных [22, с.107].
Определение
методов сбора необходимых
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные
исследования обычно отождествляют
с проведением различных
Характерными особенностями таких исследований
являются: четко определенный формат собираемых
данных и источники их получения, обработка
собранных данных осуществляется с помощью
упорядоченных процедур, в основном количественных
по своей природе [12, с.189].
Качественные
исследования включают сбор, анализ и
интерпретацию данных путем наблюдения
за тем, что люди делают и говорят.
Наблюдение и выводы носят качественный
характер и осуществляются в нестандартизированной
форме
[21, с.83].
Разработка форм для сбора данных
Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Измерение – это упорядочение множества свойств реальных объектов относительно множества знаков посредством правила упорядочения, позволяющего изоморфно отобразить элементы отношения между ними в предметной области через элементы и отношения между ними в области модели – шкалы. Как только была определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике [9, с.180].
Разработка
выборочного плана и
Можно выделить следующие этапы разработки выборочного плана:
1. Определение соответствующей совокупности.
2. Получение «списка» совокупности.
3. Проектирование выборочного плана.
4. Определение методов доступ к совокупности.
5. Достижение нужной численности выборки.
6. Проверка
выборки на соответствие
7. В
случае необходимости