Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа
Цель данной работы состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….4
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований…………………4
1.2 Содержание и направления рыночных исследований……………………...9
1.3 Общая характеристика процесса маркетингового исследования…………...15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………………24
2.1 Методы сбора первичных маркетинговых данных………………………….24
2.2 Методы сбора вторичных маркетинговых данных………………………….30
2.3 Определение объема выборки…………………………………………………36
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ……………………………………………………………………………….42 3.1. Исследование внутреннего потенциала предприятия………………………...42 3.2. Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви………………………….45
3.3. Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви………………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………56
Решение в объеме выборки является компромиссом между теоретическими предположениями о точности результатов обследования и возможностями их практической реализации, прежде всего имеются в виду затраты на проведение опроса. [10, с.180].
Сбор данных.
С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно – самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок [21, с.57].
При сборе данных могут иметь место многие погрешности – другие, нежели ошибки выборки, называемые поэтому вневыборочными ошибками. Эти ошибки включают выбор неверных элементов выборки для взятия интервью, неучет мнения тех, кто отказался давать интервью или не оказался дома, ложные оценки, даваемые интервьюируемыми преднамеренно. Возможна фальсификация полученных данных со стороны интервьюера. Ошибки могут совершаться при переписывании собранной информации из анкет.
В отличие от ошибок выборки вневыборчные ошибки не могут быть измерены. Поэтому важным является заранее выяснить возможные причины вневыборочных ошибок и предпринять соответствующие меры по их предотвращению [10, с.154].
Анализ данных.
Начинается
с преобразования исходных данных (введение
в компьютер, проверка на наличие
ошибок, кодирование, представление
в матричной форме).
Это позволяет перевести массу необработанных
данных в осмысленную информацию. Далее
проводится статистический анализ (рассчитываются
средние величины, частоты, коэффициенты
регрессии и корреляции, осуществляется
анализ трендов и т.д.) [21, с.57].
Подготовка заключительного отчета о проведенном исследовании.
Структура заключительного отчета должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.
Начальный лист, непосредственно предшествующий титульному листу и включающий только название отчета.
Титульный лист содержит: название документа, название организации / имя лица – исполнителя.
Основная цель меморандума заключается в ориентации читателя на изученную проблему и в создании положительного имиджа отчета.
В перечне иллюстраций указываются номера и названия рисунков и таблиц, а также страницы, на которых они приводятся.
Аннотация ориентирована прежде всего на руководителей, которых не интересуют детальные результаты проведенного исследования.
Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.
В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто или что явилось объектом исследования, используемые методы.
В разделе «ограничения исследования» определяется степень влияния ограничений (недостаток времени, денежных и технических средств, недостаточная квалификация персонала и т.д.) на полученные результаты.
В заключительной
части приводятся приложения, содержащие
добавочную информацию, необходимую для
более глубокого осмысления полученных
результатов [10, с.257].
ГЛАВА2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы
сбора первичных маркетинговых
данных
Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Их целью является получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач.
Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент и имитационное моделирование [19, с.68].
Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, изучаемого признака и носителя этого признака.
Опрос.
Опрос
позволяет выявить систему
Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования [19, с.107].
Опросы классифицируются по ряду признаков. В зависимости (носителя) первичной информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В свою очередь, в специализированных опросах главными источниками информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему.
В зависимости
от частоты проведения опросы могут быть
точечными
(разовые) и повторные.
По степени охвата потенциальных покупателей опросы могут быть сплошными и выборочными.
В практике маркетинга применяются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.
При анкетировании
опрашиваемый сам письменно отвечает
на вопросы в присутствии анкетера или
без него. По форме проведения оно может
быть индивидуальным или групповым. Анкетирование
бывает также очным и заочным.
Наиболее распространенной формой последнего
является почтовый опрос.
Анкетирование по почте, как правило, используется
при необходимости опроса широкого круга
потребителей и предприятий по большому
числу опросов. Для этого применяется
особый вид почтовых опросов – панельные,
позволяющие получать необходимую информацию
с помощью неоднократного опроса интересующей
группы покупателей через равные промежутки
времени.
С помощью потребительской панели можно получать следующую информацию: количество товара, покупаемого семьей; размеры финансовых расходов; доля рынка основных производителей; предпочитаемые цены; приверженность к товарной марке [13, с.354].
Панель
как метод исследования связано
с методическими и
«эффекте панели».
«Смертность» потребительской панели заключается в отказе участников от сотрудничества, о смене места жительства, в физической смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. «Эффект панели» заключается в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ жизни.
Еще одной из разновидностей почтового опроса является так называемый прессовый. В этом случае анкета печатается в анкете или журнале [17, с.72].
Интервьюирование
как форма опроса предполагает личное
общение с опрашиваемым, при котором
интервьюер сам задает вопросы и
фиксирует ответы.
По форме проведения оно может быть прямым
(личным) и опосредованным
(например, по телефону) [19, с.69].
Таким
образом, опрос как метод получения
первичной маркетинговой
Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).
Анкета (или опросный лист) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно- качественных характеристик объекта и предмета исследования.
На первой странице анкеты – вводная часть. В ней указывается кто проводит опрос; с какой целью; дается инструкция заполнения анкеты.
Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем.
Каждой поставленной задачей должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно подразделить на закрытые и открытые.
Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, проводимых в анкете.
Открытые
вопросы, в отличие от закрытых, не
содержат подсказок, а рассчитаны на
получение неформализованных
Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель – снятие психологического напряжения у респондента [21, с.162].
Для повышения качества анкет и успешного проведения с их помощью сбора данных маркетинга сформулирован ряд рекомендаций, которые могут быть весьма полезными при получении первичной маркетинговой информации.
1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопроса:
- вопросы
должны быть простыми и
- вопросы должны быть однозначными;
- вопросы
должны быть нейтральными (не
поправлять ответ в
2. Соблюдение принципов построения анкет:
- порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязывающих – к деликатным;
- сначала
вопросы, устанавливающие
3. Выбор оптимального объема анкет:
- громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответов;
- короткие
анкеты, в свою очередь, создают
впечатление о
- максимальное
время, необходимое для
4. Предварительная оценка качества анкет:
- разработанные
анкеты подвергаются
- проведение подробного опроса небольшой группы людей, на основе которого осуществляется их доработка и уточнение (10-15 человек).
5. Повышение процента возврата анкет при почтовых опросах:
- поощрение
(но нужно учитывать затраты,
а также возможное
- сопроводительное письмо (побуждение интереса, гарантии анонимности);
- телефонное
предупреждение о посылке
- маркированный конверт для ответа должен быть приложен [13, с.360].
Наблюдение .
Научное наблюдение, используемое в исследовании рынка, понимается как процесс, который: служит определенной исследовательской цели; проходит планомерно и систематически; подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности.
Если
с помощью опроса можно выявить мнения,
преставления, знания людей, то все эти
субъективные обстоятельства «закрыты»
для наблюдения.
Однако объекты, например, продукты, входящие
в ассортимент, проведение, последствия
поведения, могут быть охвачены с помощью
наблюдения.
Преимущества
этого метода следующие: независимость
от желаний объекта к
[17, с.66].