Исследование рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в сборе информации о рынке и ее изучении для совершенствования процесса разработки и сбыта товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………………………………………….4
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований…………………4
1.2 Содержание и направления рыночных исследований……………………...9
1.3 Общая характеристика процесса маркетингового исследования…………...15
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………………24
2.1 Методы сбора первичных маркетинговых данных………………………….24
2.2 Методы сбора вторичных маркетинговых данных………………………….30
2.3 Определение объема выборки…………………………………………………36
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ……………………………………………………………………………….42 3.1. Исследование внутреннего потенциала предприятия………………………...42 3.2. Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви………………………….45
3.3. Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви………………………………………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………56

Работа состоит из  1 файл

исследование рынка.doc

— 317.50 Кб (Скачать документ)

  Расчеты показали, что потребность в обуви  составляет 260,0 млн. пар при уровне отечественного производства в 2000 г. – 33 млн. пар, а степень ее удовлетворения за счет отечественного производства – 11,4 %. В 2001 г. ожидается некоторый рост отечественного производства обуви до 35,5 млн. пар и как следствие, увеличение степени удовлетворения потребности за счет отечественного производства до 13,6%.

  Важной характеристикой и регулятором рынка является диапазон цен на различные виды продукции, который не должен превышать предельный уровень платежеспособности по каждой категории покупателей.

  3.3. Исследование потребительских предпочтений  и определение емкости рынка обуви.

          Спрос на обувь обусловлен потребительскими предпочтениями, где решающими являются не объективные характеристики, а субъективное восприятие свойств обуви – покупательская ценность, состоящая из ряда компонентов.

  Поэтому важно установить, по каким критериям оценивает и приобретает покупатель обувь с желательной для него комбинацией свойств.

  С этой целью был проведен опрос  в форме анкетирования. Опрос  показал, что значимость показателей, влияющих на выбор и покупку обуви  у групп потребителей различных по возрасту, полу и социальному положению варьируется.

  Опрос охватил 100 респондентов, из них 37 % мужчин и 63 % женщин. Распределение респондентов по возрасту: до 25 лет – 42 %, 25-39 – 22 %, 40-54 лет – 20 %, старше 55лет – 16 %; по социальному положению: студенты – 36 %, занятые физическим трудом – 34 %, руководители – 6 %, пенсионеры – 6 %, домохозяйки – 18 %.

  Для женщин старше 40 лет – качество, цена, сервисные услуги имеют большее  значение, чем для возрастной группы до 25 лет, для которых важны – качество обуви, соответствие моде, внешнее оформление, торговый знак.

  В группе 25-39 лет нет особого постоянства  во мнениях. Примерно такая же картина  наблюдается при опросе респондентов-мужчин.

  Большое влияние при покупке на респондентов оказывает реклама на телевидении и радио, реклама в прессе. Следует отметить, что уровень доверия к информации, получаемой из непосредственного общения (знакомые, сослуживцы, личный опыт, наблюдение в магазинах), к фирменным каталогам, которые, как правило, также изучаются в магазинах или получаются от знакомых, иногда превышает уровень использования этих источников информации. Это говорит о том, что данные коммуникативные каналы имеют очень большой резерв и представляют особый интерес в силу высокого уровня доверия к ним.

  На  вопрос анкеты о предпочитаемых местах покупки обуви респонденты-мужчины  ответили следующее: 45 % - предпочитают покупать обувь на рынке, 33 % - в обувном  магазине, 20 % - в фирменном магазине, 2 % - в других местах. Респонденты-женщины  предпочитают делать покупки: 43 % - на рынке, 40 % - в обувном магазине, 15 % - в фирменном магазине, 2 % - в бутике.

  Для определения потребительского поведения  при покупке обуви следует  знать мотивы приобретения: к началу нового сезона делают покупку 22 % мужчин и 28 % женщин; когда найдут удачную модель 19 % мужчин и 30 % женщин; при острой необходимости купить обувь 43 % и 24 % соответственно; когда бывают скидки 15% и 16 %; по другим причинам 1 % мужчин и 2 % женщин.

  О предпочитаемых материалах для обуви  респонденты-мужчины и женщины ответили следующее. Лидирующее положение занимает натуральная кожа, на втором месте – текстильные материалы. Мужчины предпочитают выбирать обувь из натуральной кожи – 81 %, текстильных материалов – 12 %. Женщины, в свою очередь, предпочитают обувь из натуральной кожи – 72 %, текстильных материалов – 22 %.

  На  вопрос «Какие отечественные обувные  фирмы Вам известны?» Респонденты  затруднялись ответить, называли несуществующие фирмы или давались их неточные названия. Это говорит о том, что потребитель мало интересуется отечественной обувью, и ему недостаточно поступает информации рекламного характера об отечественных обувных производителях.

  В качестве сравниваемых направлений  деятельности ОАО «Обукс» и основных конкурентов выбраны следующие параметры (табл. 6)

Таблица 6 

Оценка  конкурентной силы 

Факторы конкурентоспособности «Обукс» «Париж-ская коммуна» «Муха-нова»   «Заря свобо-

  ды»

Егорьевская обувная  фабрика
Товар          
Качество 5 3 4 5 3
Престиж торговой марки 3 3 3 4 3
Защищенность патентами 3 4 4 4 3
Цена          
Продажная 4 4 4 5 5
Процент скидки с цены 4 4 4 5 3
Продвижение товара          
Реклама 2 3 4 4 2
Пропаганда 2 2 2 3 2
Общее кол-во баллов 23 23 25 30 21
 

  Из  таблицы, приведенной выше, напрямую вытекают составляющие успешной деятельности на данном сегменте: разработка системы патентной защиты собственной продукции; более гибкая ценовая политика; активная рекламная и PR компании.

    Таблица 7

Оценка  конкурентной силы 

Факторы конкурентоспособности «Обукс» «Скоро-ход» «Невель-ская обувь «Ленвест» + СП «Ленвест» Динамо
Товар          
Качество 5 3 5 4 4
Престиж торговой марки 3 3 4 3 3
Защищенность  патентами 3 3 4 3 3
Цена          
Продажная 4 4 4 4 5
Процент скидки с цены 4 4 3 3 3
Продвижение товара          
Реклама 2 3 3 3 3
Пропаганда 2 2 4 2 2
Общее кол-во баллов 23 22 27 22 23
 

  Анализ  таблицы показывает на необходимость  использования рекламных и PR компаний.

  Обувная промышленность представлена ОАО «Ангарск»  с годовым объемом выпуска  около 3 тыс. пар. Также имеются два  магазина фирмы «Юничел».

  Применяя  в данном случае базовый метод (метод  от достигнутого результата в прошедших  периодах), вычисляем емкость потенциального рынка удовлетворенного платежеспособного  спроса:

  12929 (прогнозный объем продаж) х 80% (ценовой фактор)= 10343 тыс пар – емкость рынка, скорректированная на ценовой фактор сбыта.

  Анализ  показывает, что по ценовому фактору  потенциальные потребители модельной  женской и мужской обуви –  это фирмы, готовые платить за модельную обувь предлагаемые цены, и, естественно, выше. Это позволяет им сделать их потребительская платежеспособность.

  Рассмотрение  рынка далее показывает, что 90% от числа потенциальных пользователей  в цену обуви сегодня включают стоимость доставки продукции.

  10343 (емкость, скорректированная на  ценовой фактор) х 0,90 = 9308 тыс. пар – емкость рынка, скорректированная на ценовой и эксплутационный факторы сбыта.

  Доля  рынка на выделенных сегментах путем  сбыта 700000 тыс. пар, составит только

  (700/9308)х100% = 7,52%

  Очевидно, что в результате реализации проекта ОАО «Обукс», выпускающей продукцию данных объемов, сумеет закрыть лишь небольшую часть нынешнего сектора неудовлетворенного спроса на рынке. Это значит, что ОАО «Обукс» устойчиво будет чувствовать себя на рынках обуви. 

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе я рассмотрела и исследовала рынок,а также проанализировало рынок обуви,

Изучив проблему исследования рынка настолько, насколько  позволяют рамки данной работы можно сделать следующие выводы.

Вопросы исследования рынка актуальны для любого предприятия  в Украине. 
У каждого предприятия есть покупатели его продукции, следовательно, оно должно знать их нужды.

Любое предприятие  работает в конкретных экономических условиях и должно знать эти условия.

Каким бы опытным  ни был бы руководитель, как бы хорошо он ни знал свою сферу деятельности, тем не менее во вкусах покупателей  и положении конкурентов постоянно  происходят изменения, а это требует  систематического обновления и изучения информации. Нередко весьма полезное исследование можно провести и при очень ограниченных средствах.

Специфика исследований рынка может меняться в зависимости  от того, к какой отрасли относится  предприятие: для одних будет  проще собрать необходимую информацию, для других сложнее.

Те предприятия, которым удается собрать наиболее полезную информацию, имеют больше шансов на успех.

Рыночные исследования отвечают на вопрос, существует ли рынок, маркетинговые исследования дают ответы на более практические вопросы: существует ли рынок данного товара, как на него выйти и закрепиться, посредством сбора информации.

Рыночные исследования предполагает тщательное изучение экономической  конъюнктуры, связанной с изучением  спроса и предложения на рынке  и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения, степени и условий рыночной конкуренции.

Рыночные исследование необходимы для принятия соответствующих  решений на всех уровнях маркетинговой  деятельности - стратегическом, тактическом и оперативном.

Рыночные исследование предполагает анализ и прогноз различных  экономических и демографических, социальных, природных, политических и  других условий и обстоятельств. 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Один  автор
  1. Аристархова Н. Маркетинг рынка предметов потребления// Маркетинг, № 6, 2000, с. 24-30
  2. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001. – 219 с.
  3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.
  4. Быховский Е. Изгой российской экономики//Кожевенная обувная промышленность, №1, 2002, с.8-17
  5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-ое изд, перераб. И доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2000.-464 с.
  6. Горелова А. Маркетинговое исследование: многоаспектный взгляд//маркетинг, № 6, 2000, с. 19-23.
  7. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2000.-285 с.
  8. Жуков В. Перспективы развития легкой промышленности и обувной отрасли: состояние производства обуви, импорт, экспорт//Кожевенно-обувная промышленность, №4, 2001, с.8-14
  9. Жуков В. Рынок товаров легкой промышленности// Кожевенно-обувная промышленность, №6, 2001, с.5-9
  10. Комплексная диагностика ОАО «Курская обувь». По состоянию на 15.07.2001 г. Виамекс Консалтинг. Москва, 2001 г.
  11. Кротов А. Сегментация по важности свойств продукта// Маркетинг, №5, 2000, с. 30-55
Без автора 1.Стратегический план маркетинга ОАО «Обукс» за 2001 год 

Информация о работе Исследование рынка