История менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:35, доклад

Описание

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

История менеджмента

История менеджмента насчитывает  несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента  происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые  происходили в обществе, экономике  и всей системе социально-экономических  отношений.

Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных  преобразований в подходах к проблемам  менеджмента. Началом истории менеджмента  принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное  достижение в истории  человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие.

Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью  царя Хаммурапи, издавшего свод законов  управления государством для регулирования  многообразных общественных отношений  между различными социальными группами населения.

Третья произошла во времена  правления Навуходоносора II (682-605 гг. до н. э.) и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

Четвёртая относиться к  XVII-XVIII векам н. э. и вызвана зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства. Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция, часто  называемой бюрократической, относится  к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

К концу XIX – началу ХХ в. появились первые работы по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Это было вызвано потребностями промышленности, которая всё больше приобретала такие специфические черты как массовое производство и массовый сбыт, крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и акционерных обществ, ориентация на рынки большой ёмкости.

Промышленные предприятия испытывали потребность в рациональной организации  производства и труда, чёткой и взаимосвязанной  работе всех подразделений и служб, руководителей и исполнителей. Для  этого потребовались научно обоснованные принципы, нормы и стандарты.

Теория и практика управления производством в ХХ веке формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.

 

Природа управления и исторические тенденции его развития

Каждый человек  многое знает об экономике, поскольку  люди живут в экономической среде.

Экономика – законы ведения домашнего хозяйства. На практике это понятие применяется к объектам различного уровня и масштаба: предприятие, отрасль, национальное хозяйство. Предметом исследования в экономике являются с одной стороны – процессы производства, а с другой – институциональные средства и механизмы, облегчающие осуществление этих процессов.

Производственные отношения в  процессе труда непрерывно изменяются и нуждаются в управлении, т.е. являются объектом управления, а экономика  как теория является аппаратом изучения и описания этого объекта в целях управления.

Задача управления обществом в  системе его жизнеобеспечения чрезвычайно  сложна в своей детализированной постановке, а тем более в реализации. Во все времена своего развития общество постоянно решает эту задачу. Чтобы ее сформулировать, необходимо установить: структуру системы управления, объект управления и его связи, средства воздействия на него в процессах управления. Для управления процессами в системе жизнеобеспечения общества им придаются определенные организационные формы.

Собственность – ведущая категория экономики, на которой основаны многие постулаты отношений между людьми в процессах производства, распределения и перераспределении материальных благ. Эволюция общественных отношений показывает, что в практике хозяйствования могут возникать различные типы взаимодействия субъектов общества, которые различаются между собой по двум признакам:

– формы собственности;

– уровень регулирующего влияния на субъекты хозяйствования со стороны органов государственной власти и управления.

Процессы установления субъектов  собственности характеризуются  действиями органов управления по идентификации  субъектов производственно-хозяйственной  деятельности. Субъектами процессов, происходящих в экономическом пространстве общества, являются органы государства: территориальные регистрационные центры, нотариаты, загсы, суды, юридические фирмы, трастовые и консалтинговые компании, органы госстатистики, предприятия, граждане.

Механизмы управления реализуют приемы придания количественной меры отношениям в обществе в процессах управления ими. Различают два типа механизма управления:

- стихийный, формируемый интуитивно, на инициативной основе деятельности множества субъектов хозяйствования;

- организованный, формируемый на логически доказательной основе, отражающей эмпирическое знание множества субъектов хозяйствования.

Функции управления осуществляются исполнителями, профессионалами управления. Результатом  их деятельности и, одновременно, главным  инструментом являются правильные управленческие решения. В явлении регулирования  проявляется назначение.

Понятие «менеджмент», как и ряд  других понятий в экономической  теории, появилось не сразу, а формировалось  в течение многих лет с участием многих авторов, а поэтому имеет  различные интерпретации. Наиболее распространено понимание менеджмента, как науки о подготовке людей  для работы в области управления различными объектами:

– предприятиями и организациями, производящими различные товары, работы, услуги;

– военными подразделениями и соединениями;

– разработкой новых технологий и нововведений;

– финансовыми операциями.

Интегральной характеристикой  общественного объединения труда  является уровень производительности общественного труда. На определенном этапе развития общества производительность общественного труда начинает определяться качеством управления частными видами деятельности в общественном объединении  труда.

Взгляды на управление принципиально  зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и  разрабатывались. В условиях коммунистической идеологии разрабатывалась теория управления, существенно отличная от управленческой мысли, развивавшейся в системах со свободными рыночными отношениями. Многие выдающиеся ученые и практики управления бывшего Советского Союза и других стран коммунистической ориентации выдвигали интересные и оригинальные идеи, касавшиеся управления. Однако будучи привязанными к исторически не оправдавшей себя социально-экономической системе, эти идеи и теоретические разработки в своей массе оказались не принятыми мировым опытом менеджмента и в конечном счете оказались вне основного русла развития управленческой мысли.

В условиях рыночной экономики объектом управления менеджмента является предприятие. Такое четкое выделение объекта  управления важно для исследования целей управления, определения принципов  и методов управления и т.д.

Управление предприятием как составной  частью национального хозяйства  сводится к оперированию некоторыми воспроизводственными ресурсами, которые  обеспечивают эффективное состояние  хозяйственной системы, элементами которой являются объекты и субъекты управления.

Этапы и школы в истории менеджмента

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность  в талантливых управленцах, которые  могли бы выработать свою стратегию  управления фирмой и развития бизнеса  и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились  первые работы, в которых была сделана  попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки  менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости  и крупномасштабную организацию  в форме мощных корпораций и акционерных  обществ.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического  направления менеджмента был  плодотворным – появилась наука  управления, новое фундаментальное  понятие, повысилась эффективность.

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной  деятельностью.

Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества. Разделение труда привело  к тому, что производство стало  очень сложным, а, следовательно, усложнились  и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без  эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое  предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в  том, что управление должно стать  системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и  мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать  не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему  оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора  было продолжено выдающимся французским  инженером Анри Файолем(1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации, названная ее автором, немецким социологом Максом Вебером (1864–1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Информация о работе История менеджмента