Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение эффективности и качества управления организации ВКТ-склада.
Объект исследования – ВКТ-склад. Предмет исследования – эффективность и качество управления организацией.
Задачи, которые необходимо решить в данной работе:
- провести анализ и изучить направления развития системы менеджмента на предприятии;
- рассмотреть законы и принципы как основа разработки системы управления предприятием;
- изучить особенности методов исследования систем управления малым предприятием;
- рассмотреть этапы разработки типового управленческого решения как часть системы управления предприятием;
- изучить значение стратегического планирования в системе управления предприятием;
- рассмотреть совершенствование управления инновационными процессами в организации;
- рассмотреть систему работы с персоналом организации;
- провести маркетинговое исследование организации;
- провести экономический анализ организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ и направления развития системы менеджмента на предприятии ВКТ-склад продуктов питания 8
2. Законы и принципы как основа разработки системы управления предприятием 17
3. Особенности методов исследования систем управления малым предприятием 22
4. Этапы разработки типового управленческого решения как часть системы управления малым предприятием 24
5. Значение стратегического планирования в системе управления малым предприятием 29
6. Совершенствование управления инновационными процессами как основа стратегического конкурентного преимущества предприятия 35
7. Повышение эффективности системы работы с персоналом как основы управления малым предприятием 37
8. Роль маркетинговых исследований в развитии системы управления малым предприятием 47
9. Влияние результатов экономического анализа на систему управления малым предприятием 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
2. Законы и принципы
как основа разработки системы управления
предприятием
В управлении предприятием имеет место система общественных отношений, носящих как базисный, так и надстроечный характер. Эти отношения подчиняются соответствующим законам.
Для примера назовем лишь некоторые законы управления, сформулированные современными учеными-управленцами:
закон специализации управления;
закон интеграции управления;
закон
необходимой и достаточной
закон времени - закон управления временем;
закон единства политических и экономических основ управленческих решений;
закон плановой основы управления производством и т.п.
Анализ названных законов показывает, что они являются, прежде всего, принципами и правилами построения системы управления, а не законами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической стадии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.
Не менее важное значение играют принципы управления, представляющие собой основные правила и положения, которыми руководствуются работники аппарата управления. На практике они могут выступать в формах организационных регламентов, нормативов, норм права и морали, различных социально-психологических установок и т.п. Принципы управления, так же как и законы, объективны, поскольку они базируются на законах и выражают их требования. Однако они в то же время субъективны, потому что формулируются людьми. Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. В такой трактовке принципы выступают в качестве руководящих начал, чтобы практическая деятельность всех участников производства не противоречила законам природы и общества и тем самым оказывала эффективное воздействие на процессы их развития. В этом состоит суть сознательного использования законов в управлении.
Поскольку принципы управления субъективны, то между ними и законами нет вербального соответствия. Это означает, что на практике один закон может быть реализован в нескольких принципах и, наоборот, несколько законов в одном принципе. Особенность принципов управления белорусской и российской управленческих научных школ состоит в том, что все они сформулированы без открытия соответствующих законов. Однако проблема заключается не в том, что выбраны неверные принципы, а в том, что за их провозглашением не следуют конкретные действия. Невыполнение требований законов, постановлений директивных органов, судебных решений даже на самых высоких уровнях управленческой пирамиды стало обыденной практикой.
Все принципы управления условно можно разбить на две группы:
системотехнические, отражающие законы построения и функционирования систем управления;
социально-экономические (социально-политические), отражающие законы развития общества, экономики и производства.
К системотехническим (общеорганизационным) принципам, например, относятся следующие:
принцип полномочности;
единства распорядительства;
иерархичности;
специализации и кооперации труда в управлении.
Эти
принципы проработаны достаточно полно
и широко применяются на практике.
Касаясь социально-экономически
Склад возглавляет заведующий. Он несет всю полноту ответственности за сохранность вверенных ему материальных ценностей, организует контроль поступления товаров, состояния товарных запасов. Кроме того, в его функции включены организация приемки товаров, их хранения и отпуска клиентам-покупателям, правильное размещение товаров на складских площадях, рациональное и эффективное использование всех площадей склада.
Кладовщики должны осуществлять приемку товаров и дальнейшее их размещение на хранение, уход за товарами в процессе складского хранения. Кладовщики - материально-ответственные лица, они несут всю полноту материальной ответственности за сохранность хранимых товаров с момента их поступления на склад до момента сдачи товаров в экспедицию или сектор упаковки.
Отборка товаров на складе, их первичная упаковка во внутреннюю тару и последующая передача в сектор упаковки производится силами отборщиков. Они же обязаны заполнять отборочные фактуры.
Укладка товаров в тару, маркировка грузов и пломбировка тарных мест - задача упаковщиков. Они несут ответственность за верность упаковки, наличие и сохранность товаров в паковочном месте.
Распаковку товаров во время их приемки, подсчет и регистрацию поступивших на склад товаров по видам и количеству осуществляют сортировщики. В их обязанности включены подборка материалов для оформления актов приемки товаров.
Машинисты подъемно-транспортных механизмов и машин, а также грузчики должны выполнять работы по переноске (перевозке), перемещению и укладке товаров.
Товароведы участвуют в организации и проведении складских операций, связанных с приемкой и хранением товаров. Товароведы контролируют поддержание во всех складских помещениях регламентированных газо-температурно-влажностных режимов хранения. Их обязанностями также являются:
постоянный контроль ассортимента товаров и принятие необходимых мер по его пополнению;
исследование спроса клиентов-покупателей;
своевременная подача заявок в торговую службу предприятия-оптовика на необходимые товары (группы товаров);
анализ
имеющихся данных о текущем движении
товарных запасов по отдельным наименованиям
или товарным группам, своевременные
доклады руководству предприяти
Эффективная
система материальной
ответственности, которая всецело обеспечивает
сохранность имеющихся товарно-материальных
ценностей на складе и препятствует потерям
и хищениям товаров, - бригадная материальная
ответственность. В состав бригады на
складе (имея ввиду материально-ответственных
лиц) включаются разные категории сотрудников
(кладовщики, заведующие секциями, отборщики
товаров и проч.). Введение такой системы
материальной ответственности возможно
только при согласии складских работников.
Бригада подписывает договор (подписи
ставят все члены бригады и руководитель
предприятия-оптовика), принимая на себя
материальную ответственность за все
переданные бригаде под отчет товарно-материальные
ценности.
3. Особенности методов
исследования систем управления малым
предприятием
Методология - это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.
Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития. Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения. Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя ее исследовать в отрыве от человека и всех факторов ее использования в его деятельности.
Предметом исследования является проблема. Проблема - это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, некоторые из которых являются «вечными», другие преходящими или созревающими.
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.
Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки - народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подходы могут быть аспектные, системные и концептуальные.
Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный
подход предполагает предварительную
разработку концепции исследования,
т.е. комплекса ключевых положений,
определяющих направленность, архитектонику
и преемственность
Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Если в основном опираются на опыт - эмпирические, если - на задачи получения ближайшего результата - прагматические. Наиболее эффективным является конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
Информация о работе Эффективность и качество управления организацией-ВКТ