Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:26, курсовая работа

Описание

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Цель курсовой работы рассмотрение деловой этики в менеджменте.

Задачи:

- изучить культуру делового общения;

- изучить этику межорганизационных отношений;

- изучить современные подходы в деловой этики;

- рассмотреть этику менеджмента на практике.

Содержание

Введение 3
1. Понятие деловой этики и ее место в системе менеджмента 4
1.1 Культура делового общения 4
1.2 Этика межорганизационных отношений 13
1.3 Деловая этика и менеджмент: современные подходы 18
2. Этика менеджмента на практике 21
2.1 Этика и управленческие решения 21
2.2 Заповеди руководителя 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

    В настоящее время уделяется большое  внимание изучению этики деловых  отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.

    Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь  серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

    Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и  этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный  вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

    Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

    Цель  курсовой работы рассмотрение деловой  этики в менеджменте.

    Задачи:

    - изучить культуру делового общения;

    - изучить этику межорганизационных  отношений;

    - изучить современные подходы  в деловой этики;

    - рассмотреть этику менеджмента  на практике.

 

1. Понятие деловой этики и ее место в системе менеджмента

1.1 Культура делового общения

    Общение — разносторонний процесс развития контактов между людьми, который  обусловлен совместной деятельностью, взаимодействием разных уровней. При  отсутствии общения человечество не смогло бы достигнуть современного уровня развития, так как процесс обмена знаниями и опытом посредством речи, письма — движущий фактор эволюции.

    Формировавшееся с времен зарождения человечества общение  как деятельность стало представлять собой систему актов, каждый из которых  определяется:

    — инициатором общения;

    — индивидом, которому адресована инициатива;

    — нормами, по которым организуется общение;

    — целями, которые стремятся достичь  участники общения;

    — ситуацией, в которой реализуется взаимодействие.

    Современный менеджмент испытывает потребность  в кадрах, обладающих способностями, знаниями делового общения и делового этикета. Искусство общаться с людьми в последнее время рассматривается как фактор движения к успеху и процветания организации. Например, от того, насколько грамотно построено общение, зависят результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации. Зачастую все возникающие проблемы в системе менеджмента связаны с недостаточной эффективностью общения, которое заключается в процессе передачи идей, мыслей, чувств, доведения их до понимания другими людьми. Если подчиненный не понимает, что от него требует руководитель, то, соответственно, он не сможет выполнить задание. В то же время во время переговоров основной причиной отказа от сотрудничества является простое недоверие между партнерами, что на первый взгляд не кажется обоснованным отказом от дальнейшего сотрудничества, но приобретает превалирующее значение при первом контакте при относительном равенстве остальных факторов.

    Умение  вести деловую беседу, этично общаться с сотрудниками связывается с  врожденными качествами личности (дикция, особенностями физиологии и т. д.) и приобретенными (обучение с помощью  книг, тренингов, мастер-классов по актерскому искусству). В практике управления наибольшую роль играет «золотая середина», заключающаяся в оптимальном сочетании полученного результата и затраченных времени, денег и усилий на приобретенные навыки.

    Итак, рассмотрим, что представляет из себя деловая культура, в которой наиболее ярко проявляются профессиональные различия индивидов на уровне нации, организации и управления. Все эти уровни взаимосвязаны, так как национальная культура оказывает влияние на организационную, которая в свою очередь определяет основные принципы организации управленческой культуры. Возможен и обратный процесс: управленческая культура при сильном воздействии руководства может оказывать влияние на организационную, а совокупные организационные структуры на национальную.

    Формирование деловой культуры происходит под воздействием знаний, морали, социальных и религиозных догм, приобретенных обществом в процессе развития.

    Особую  значимость приобретает национальная мотивация, выражающаяся в культурах  различными типами мотивации:

    — целевая мотивация (стремление стать лидером, повысить имидж, занять доминирующее положение на рынке);

    — социально-уравнительная (достижение высокого уровня благосостояния общества, снижение социальной дифференциации общества);

    — защитная (стабилизация политического, экономического и социального укладов жизни);

    — социально-рисковая (стремление к осознанному  риску в условиях как определенности, так и неопределенности к достижению высокого уровня жизни).

    Каждая  из стран представляет собой индивидуальную схему мотивационных предпочтений: Россия сочетает в себе элементы взаимообусловленного индивидуализма и строгого коллективизма, Япония стремится персонифицировать труд, а повышение эффективности деятельности организации связывает с традиционным коллективизмом, США руководствуются принципами материальной и духовной независимости личности от группы, организации.

    Особенностью  деловой культуры российского менеджмента  являются незавершенный процесс  его формирования, стремление к западному  индивидуализму, низкий уровень самосознания общества, копированией зарубежного опыта. В деятельности российских предприятий и организаций преобладают социальные аспекты: личные интересы согласуются с общественными, действует система контроля верхних уровней управления над нижними, отсутствуют долгосрочные стратегии развития вследствие неопределенности российской действительности.

    Культурные  различия играют все более возрастающую роль на формирование организационной  культуры, на уровень делового общения персонала организации.

    Во  всех культурах средства общения делятся на две большие группы:

    1) вербальные (словесные);

    2) невербальные.

    К вербальным средствам общения относится  обмен информацией с помощь слов, т.е. информацией, которая шифруется или кодируется в слова. Устная передача информации представляет собой обмен посредством речевой связи — переговоры, телефонные разговоры, личные контакты. При этом не предусматривается строгий анализ и корректировка действий, зачастую взаимодействующие субъекты не задумываются над тем, как происходит и каким образом улучшить процесс общения. Относительно делового общения это не позволительно, так как от того насколько эффективно общение с деловым партнерам, насколько выше степень доверия и прибыльность совместного бизнеса.

    По  мнению специалистов в области психологии первое мнение о человеке (образ) в нашем сознании складывается в первую очередь на основании того, как мы говорим. Причем данные основания принимаются нами на подсознательном уровне, т.е. неосознанно. Причем во многом умные и способные люди, не умея правильно (главное — красиво) говорить, так и остаются в сознании как люди, которым не стоит доверять. В основном при общении имеет важное значение не то, что мы говорим, а то, как мы это говорим. В случае непонимания партнером элементарной передаваемой информации возникает проблема необразованности или рассеянного внимании собеседника. В 90 % случав виновным в невосприятии передаваемой информации выступает сам источник информации. Например, после 1,5-часовой беседы на ваш вопрос, обращенный к собеседнику: «А что ты думаешь по тому или иному вопросу?», — в ответ вы слышите: «А ты?». В этом случае можно с полной уверенностью сказать, что вы и ваш партнер потеряли зря 1,5 часа своего времени.

    В силу сложности вопроса рассмотрим более подробно только первый контакт с собеседником с позиции средств вербальной коммуникации и способов их применения:

    1) посещение ресторана, визит на  домашний ужин и встречи другого  рода требуют строгого подхода  к выбору гардероба (в первую  очередь оценивают по внешнему  виду, далее — по тому, что представляет из себя человек). Однозначным остается для мужчины и женщин выбор делового костюма с хорошо подобранным галстуком и другими аксессуарами. Необходимо отметить то, что хороший внешний вид добавляет уверенность в себе;

    2) необходимо оценить собеседника с помощью средств невербальной коммуникации, которые проявляются в языке телодвижений (жесты, осанка, поза, контакт глаз и т.д.);

    3) подстройтесь под человека, т.е. под его движения, манеры, темп жизни. С первого раза данная практика, возможно, не будет иметь успеха, в дальнейшем процесс «подстраивания» будет происходить на уровне подсознания. Необходимо прислушаться к дыханию собеседника и попытаться дышать вместе с ним, т. е. в унисон. Это можно осуществить, если внимательно посмотреть на движение губ собеседника и попытаться посчитать его дыхание, а, соответственно, и сердцебиение. При достижении единого ритма сердца и дыхания остальные виды подстройки легко осуществить.

    Данное  действие необходимо для того, чтобы  стать «своим» для собеседника. Во многом результат общения достигается тем, насколько партнеры доверяют друг другу. Итак, настроившись на диапазон собеседника, необходимо проверить то, насколько успешно выполнена подстройка. В этом случае проверочным тестом может служить любое предложенное действие, на которое собеседник может дать положительный (отрицательный) ответ, но в данном случае предлагается только один вариант. Например, предложить собеседнику пересесть на другое место, стул, перейти в другой кабинет, аудиторию и т. д. Согласие на предложенное будет означать, что собеседник в отдельно взятом месте и промежутке времени живет вместе с вами, т.е. понимает вас;

    4) далее наступает сам период  ведения переговоров или же  беседы. В этом случае необходимо  вести себя спокойно и естественно. Перед тем как начинать говорить, неплохо было бы четко сформулировать, что вы хотите получить от общения в этом случае, причем это можно записать на бумаге, что позволит более четко осознать свою цель. Далее все зависит только от вашего профессионализма и навыков делового общения.

    Особую  значимость в реализации вышеперечисленных  этапов приобретает стиль общения, которым ведется беседа. Современный  стиль делового общения строится на принципах краткости и четкости предложений, простой речевой конструкции, сочетании профессиональной и разговорной лексики. В настоящее время выделяются три стиля делового общения: научный, публицистический и официальный.

    Научным стилем общения пользуются люди, занятые  в научной сфере, — работники  научно-исследовательских организаций. Этот стиль требует логичности и точности изложения информации, наличия аргументов и фактов, подтверждающих реплики и высказывания.

    Публицистический  стиль характерен для лиц экономической, политической и общественной сфер жизни. Публицистика применяется для объяснения событий, аргументации фактов, в целях информирования, разъяснения, позиционирования и формирования необходимого мнения. Поэтому особую значимость в этом стиле имеет сочетание своеобразных выражений, клише, лаконичность и простота изложения информации.

    Официальный стиль является наиболее востребованным в системе менеджмента и управления профессиональной деятельностью. Он характеризуется  точностью, стандартностью, объективностью и специализацией речи как в письменной, так и в устной форме. В каждой сфере деятельности официальный стиль имеет стандартный специализированный набор фраз и клише, которые целесообразно излагать только специалистам конкретной области.

    Таким образом, деловое общение отличается от обыденного, поэтому при построении разговора следует учитывать стилистические и психологические рекомендации специалистов. Необходимо учесть, что и в процессе делового общения активно используется разговорная речь. В профессиональной деятельности разговорная речь проявляется в форме диалога между коммуникативными участниками, выполняя функцию «раскрытия» личности, ее самовыражения. Разговорная речь излагается в простой, не требующей специальных знаний форме и чаще всего применяется в невербальной коммуникации.

Информация о работе Этика деловых отношений