Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:26, курсовая работа

Описание

В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.

Этика изучает нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Есть комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.

Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Цель курсовой работы рассмотрение деловой этики в менеджменте.

Задачи:

- изучить культуру делового общения;

- изучить этику межорганизационных отношений;

- изучить современные подходы в деловой этики;

- рассмотреть этику менеджмента на практике.

Содержание

Введение 3
1. Понятие деловой этики и ее место в системе менеджмента 4
1.1 Культура делового общения 4
1.2 Этика межорганизационных отношений 13
1.3 Деловая этика и менеджмент: современные подходы 18
2. Этика менеджмента на практике 21
2.1 Этика и управленческие решения 21
2.2 Заповеди руководителя 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

    Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физических работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым.

    При разработке управленческих решений  приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если учитываются все или большинство  из них, решение оказывается наиболее обоснованным. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются.

    Моральный аспект имеют многие решения, задевающие интересы других людей или организаций, но правильный выбор не всегда лежит в области этики.

    Например, для репутации фирмы важно  выяснить, уменьшат ли выгоду от реконструкции  моральные издержки, возникающие  вследствие сокращения штатов, или, напротив, компания скорее выиграет, чем потеряет, скажем, в глазах инвесторов, а, быть может, сокращение штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

    Хотя  для бизнеса экономическое обоснование  принимаемых решений играет ведущую  роль, это не значит, что этика  уступает или препятствует экономической  либо иной выгоде. Позиция менеджеров, нередко приписывающих этике «антиприбыльную» направленность и исключающих ее из рассмотрения, ошибочна. При выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического или других факторов, а те в свою очередь усиливали действие этического. Этика не претендует на роль «судьи», скорее она направлена на принятие обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.

    Для эффективного использования этики  при принятии решений необходимы, по меньшей мере, два условия - внимание менеджеров к этим вопросам и высокая организационная культура. Первое характерно для тех компаний, руководители которых являются подлинными лидерами, весь персонал стоит на позициях, что «этичный бизнес - это хороший бизнес», стратегия и тактика подчинены удовлетворению запросов основных деловых участников, сложился гибкий механизм приспособления к меняющемуся внешнему окружению. В таких фирмах считают, что этика поддерживает корпоративную культуру на необходимом уровне, и это помогает укреплять бизнес.

    Согласно  одной из принятых на Западе моделей  этически обоснованных решений принимающие  их менеджеры действуют по следующей  схеме:

    Собирают  информацию для всестороннего обоснования  решения. Если оно затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия.

    Подбирают соответствующие этические гипернормы и микронормы. Если между ними возникает  конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно.

    Так, одни компании соблюдают конфиденциальность переписки служащих по своей электронной  почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности не компьютеры и сохранением служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими (независимо от конкретного содержания такого заявления).

    После исключения неприемлемых вариантов  готовятся два варианта этического обоснования - желательное и минимально приемлемое.

    Выясняется, возможно ли преобразовать (в силу внешнего давления или производственной необходимости) минимально приемлемое этическое обоснование в желательное. Например, на предприятии имеет место конфликт двух гипернорм - неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки, будучи абсолютно необходимыми, не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа.

    При недостаточности этического обоснования  принимаемого решения следует руководствоваться другими обоснованиями - экономическими, технологическими, социальными.

    Так, сокращение штатов при реконверсии  или модернизации производства, если оно диктуется производственной необходимостью, трудно оценивать с  моральной точки зрения. Суммарный выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический) перевешивает моральные соображения в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим мотивам.

    Гибкое  применение деловой этики позволяет  ведущим западным фирмам максимально  использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с  остальными компонентами.

    Что касается российских компаний, то еще  несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от уплаты налогов. Сегодня ситуация меняется, и важным условием быстрого развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования.

2.2 Заповеди руководителя

    Их  с самого начала было десять - 10 библейских заповедей - абсолютный источник нравственных ценностей. Но время шло... и в бизнесе  пару столетий назад они преобразовались в семь правил для торговца. Практика коммерции внесла свои коррективы, и после тщательного влияния христианских норм на эффективность бизнеса ряд известных западных компаний предложили свои «кодексы бизнесмена». Следуя этим заповедям, деловой человек обязан руководствоваться правилом: «Оценивая методы и политику в области бизнеса, вспомни известную мудрость: согласуется ли всё это с понятиями правды и справедливости?»

    Остановимся на интерпритации этих заповедей, и  убедимся, что они должны быть положены в основу деловых отношений в бизнесе.

    Заповедь  первая. УВАЖАЙ ВЛАСТЬ, ибо во всём должен быть порядок. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел.

    В структуре успешного бизнеса  одним из важнейших элементов  является должное уважение к власти. Это значит - уважать законы страны, где Вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнёров на всех уровнях общения. Недостаточно относиться с уважением к начальству или к равным по положению людям, надо быть уважительным также и по отношению к подчинённым. Последнее является самой надёжной гарантией самоуважения. Каждому служащему компании следует руководствоваться в своих действиях её моральным кодексом. Так, на некоторых белорусских филиалах зарубежных фирм существуют кодексы поведения, с которыми знакомят каждого вновь принятого сотрудника.

    Разные  нации имеют различные нравы  и обычаи в бизнесе. В одной  стране взятка будет рассматриваться  как подарок, в другой - считаться  взяткой. Но в любой стране обман - это обман. Поэтому не следует допускать двусмысленных ситуаций, ведущих к осложнениям. Межличностные деловые отношения в компании строятся на признании для каждого служащего определённой сферы его деятельности и предположительных результатов, за которые он несёт ответственность.

    Заповедь  вторая. БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫМ, ибо  для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия.

    Всегда  имейте перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна  как воздух. Не отвлекайтесь на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. Вместе с тем в стремлении достичь заветной цели не переходите грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

    Чтобы быть целеустремлённым, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант. Честность бизнесмена - это целостность характера и чистота поставленной цели. Причём, моральные ценности бизнесмена и его личные дела не должны идти вразрез целям и ценностям его компании. В свою очередь, цели компании не должны противоречить целям и моральным ценностям её работников.

    Заповедь  третья. БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ, НЕ РАЗДЕЛЯЙ СЛОВО И ДЕЛО.

    Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

    Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Верность слову включает в себя выполнение элементарныхустных обязательств (прийти куда-то вовремя), и сложных, зафиксированных  в контрактах договорённостей. Здесь не может быть мелочей. Как пишет Фр. Дж. Роджерс: «Это принцип, которому надоследовать. Для меня нет большей похвалы, чем слова: «Я всегда могу положиться на Бака Роджерса». Всё дело в том, что я всегда держу своё слово. Мои слова приобрели силу долговой расписки. И поскольку работающие со мной люди полагаются на меня, я, в свою очередь, имею полное право рассчитывать на них».

    Эффективность делового общения определяется также  тем, чтобы Вас правильно поняли, верно истолковали Ваши слова.

    На  переговорах нельзя произвольно пользоваться значением слов; слова должны иметь чётко определённый смысл, не имеющий разночтений.

    Речь  менеджера не должна быть непонятна, и тем более груба. Вульгарный язык вызывает у собеседника негативную реакцию, а также настороженное отношение к говорящему, и, следовательно, к компании, которую тот представляет.

    Заповедь  четвёртая. УДЕЛЯЙ ВРЕМЯ ОТДЫХУ И РАЗМЫШЛЕНИЯМ О СВОЕЙ ЖИЗНИ, ибо отдых - необходимое условие для творческой и эффективной работы.

    Эффективность работы компании зависит от самочувствия и состояния здоровья её служащих. Отдых восстанавливает силы, защищает мозг от эмоциональной и умственной перегрузок.

    Компания  регулярно должна рассматривать  потребности своих служащих, объективно оценивая их рабочую нагрузку. Выходные дни, перерывы, отпуска - всё это планируется с учётом физических возможностей работника. Атмосфера бережного и предупредительного отношения друг к другу служит залогом продуктивности дела и его безопасности.

    Заповедь  пятая. ОКАЗЫВАЙ УВАЖЕНИЕ СТАРШИМ, ибо  будущее и настоящее базируются на прошлом.

    Опыт  и мудрость родителей, учителей, наставников  помогает нам избегать многих ошибок и лучше ориентироваться в  жизни. Прислушиваться к советам  опытных людей, уважать культуру и традиции народа, среди которого живёшь, - это необходимо для установления приемственности во всех областях человеческой жизни, равно как и в той области, которая именуется бизнесом.

    Заповедь  шестая. УВАЖАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

    Осознание ценности человеческой жизни, человеческой личности играет исключительно важную роль во всех сферах отношений между людьми.

    Любовь  и уважение к человеку труда со стороны бизнесмена порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что  создаёт атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всём блеске.

    Не  место в бизнесе «медленным самоубийцам» (наркоманам, алкоголикам...), это несовместимо с эффективностью работы.

    Золотое правило этики: веди себя по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к тебе применительно к бизнесу означает - никогда не увеличивай своё богатство за счёт уменьшения богатства другого.

    Заповедь  седьмая. БУДЬ ПОСТОЯНЕН В СЕКСУАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЯХ И В БРАКЕ, ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры.

    Хорошая, крепкая семья - это залог процветания  бизнесмена, его компании. Личность должна быть ответственна за свой дом, за свою семью. История свидетельствует, что лучшее время в развитии общества связано с крепкой семьёй.

    Компания  не имеет никакой власти над семьёй, а крепкая семья и хорошие  в ней отношения влияют на работоспособность  её членов, тем самым является залогом  процветания фирмы. Непостоянство  же сексуальных связей свидетельствует о легкомыслии человека, что несовместимо с серьёзным подходом к работе.

Информация о работе Этика деловых отношений