Качество продукции и методы ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать систему управления качеством продукции на примере компании «НИЖФАРМ», и определить причину успеха данной фирмы в области конкурентоспособности среди других фармацевтических компаний, и выявить возможные недоработки по улучшению уровня качества в данной компании.

Содержание

Реферат
Краткие сведения о работе…………………………………………………………...........
3
Введение……………………………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1
1.Качество продукции и ее конкурентоспособность
1.1.1 Качество продукции: основные понятия, термины и определения……………… 6
1.1.2. Качество и конкурентоспособность продукции………………………………….. 8
1.1.3 Государственные и международные стандарты и системы качества……………. 9
1.1.4 Последствия недостаточного уровня качества……………………………………. 12

2. Методы оценки качества
2.2.1 Показатели качества продукции: 14
2.2.2 Способы оценки качества продукции 15
2.2.3 Экономическая эффективность качества продукции, её оценка от применения систем качества. 18

ГЛАВА 2
2.1 Характеристика ОАО Нижегородского химико-фармацевтического завода «НижФарм»………………………………………………………………………………….. 22
2.2 Оценка качества продукции на ОАО «НижФарм»………………………………….. 25

ГЛАВА 3
Предложения по усовершенствованию системы качества на ОАО «НИЖФАРМ»……. 30

Заключение…………………

Работа состоит из  1 файл

1Производственный менеджмент (курсовая).doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Количественный  признак является параметром продукции  может быть одним из показателей ее качества.

     Показатель  качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

     Многие  показатели качества продукции являются функциями ее параметров. Так, показатель долговечности сверла зависит от ширины направляющей ленточки (геометрического параметра) и от механических характеристик материала сверла (структурных параметров).

     Рассмотренные понятия «признак», «параметр», «показатель  качества продукции» позволяют определить взаимосвязи между ними (рис. 1.)

 

     Рис. 1. Взаимосвязь признаков, параметров и показателей  качества продукции 

     Номенклатура  показателей качества зависит от назначения продукции и определяется количественными характеристиками ее свойств, которые обеспечивают возможность оценки уровня ее качества. Показатели качества имеют наименование и численное значение. 

     1.1.2. Качество и конкурентоспособность продукции.

 

     Чтобы продукция стала конкурентоспособной, она должна выполнять свои функции  лучше, чем аналогичная, обладать большей  надежностью или иметь другие свойства, существенные для потребителя, чем та, что предлагается другими производителями.

     Однако  конкурентоспособной может оказаться  также продукция равного качества и даже несколько уступающая конкурирующей, поскольку к числу условий, интересующих потребителя, относятся также его привычка к определенной продукции, марке, фирме, какой-либо особенной черте продукции, семейная традиция или другие подобные факторы. На конкурентоспособность продукции в последние годы все большее влияние оказывает возможность изготовителя поставить потребителю ее раньше своих конкурентов и обеспечить лучшее обслуживание, лучший сервис.

     Продукция может оказаться конкурентоспособной  и случайно. Такая ситуация случается при определенных экономических и организационных условиях: наиболее часто при малом бизнесе и реже — при среднем. Крупные производственные компании уже давно не рассчитывают на случайную конкурентоспособность своей продукции. Они тщательно изучают рынок, желания и возможности потребителей, проводя маркетинговые исследования.

     Если  производителю повезло и его  продукция волею случая оказалась  конкурентоспособной, то ему нужно, во-первых, выяснить возможно точно причины, обусловившие этот случай, а во-вторых, успеть принять меры по сохранению своего выигрышного положения.

     Современный этап развития российской экономики  определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления. Повышается роль потребителя в оценка качества продукции и затрат на ее производство и потребление. В связи с этим из всей совокупности потребностей целесообразно выделить систему конечных потребностей и определить их влияние на рост и изменение структуры общественного производства. Именно здесь в наиболее полном виде проявляется интеграция производства с конечным потребителем.

     Экономическая интеграция производителя и потребителя  привела к тому, что стали устанавливаться так называемые затраты изготовителя, обусловленные необходимостью повышения качества выпускаемой им продукции, и экономия потребителя, достигаемая за счет использования им продукции высокого качества. Взаимная экономическая заинтересованность и ответственность между изготовителями и потребителями являются основой перехода от действующей цены производства со всеми ее негативными последствиями к цене воспроизводства, в которой заранее отражаются затраты труда и его экономия.1 
 

     1.1.3 Государственные и международные стандарты и системы качества. 

     В условиях перехода к рыночной экономике  решение проблемы качества продукции  в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

     Важным  элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

     Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

     Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

     Стандарт - нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

     В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая  регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации.

     В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

     В Российской Федерации нормативные  документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).

    В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых  к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

     Развитие  внешнеэкономических связей привело  к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

     В 1987 г. Международная организация  по стандартизации приняла стандарты  ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

     Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно  новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов2:

  • ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".
  • ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".
  • ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже".
  • ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".
  • ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

     Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между  производителями и потребителями  продукции.

     Иными словами, стандарты ИСО четко  ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия,

     Швеция  и др.).3 

      1.1.4 Последствия недостаточного уровня качества

      Качество  как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. По причине недостаточного уровня качества продукции могут возникнуть следующие последствия:

     1. Экономические

     1.1. Потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа.

     1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).

     1.3. Дополнительные затраты на ремонт  техники.

     1.4. Дополнительные затраты времени  у населения на ремонт бытовой  техники.

     1.5. Потери природных ресурсов в  результате использования низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов.

     1.6. Недополученная валютная выручка  из-за низкой доли экспорта готовой продукции.

     1.7. Дополнительная потеря валютных  средств для импорта техники  и товаров народного потребления.

     1.8. Дополнительные затраты материальных  и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества.

     2. Социальные

     2.1. Дефицитность отечественной продукции.

     2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.

     2.3. Недостаточное удовлетворение потребностей  производственно-технического и личного плана.

     2.4. Снижение темпов роста благосостояния  населения:

     2.5. Нерациональная трата свободного  времени населения на устранение дефектов изготовления товаров народного потребления.

     2.6. Ухудшение морального климата  в коллективе.

Информация о работе Качество продукции и методы ее оценки